Психолог Ирина Медведева: "Что такое нормальное воспитание? Сплошное давление!"

Oct 25, 2015 00:23

image Click to view


Ирина Медведева - известный православный психолог.
Этой лекции уже несколько лет, но она по-прежнему актуальна.
Стенограмма лекции http://2kumushki.ru/medvedeva_mify.php
С 18:30 Миф о давлении

Еще один современный, очень, с моей точки зрения, вредный миф - это миф о том, как нельзя давить на ребенка. Наверно, многие из вас это слышали и продолжают слышать. «Не дави на ребенка - это очень вредно!» И даже сам ребенок уже набирается наглости и говорит родителям: «Не давите на меня, вы на меня давите!»

Так вот, я хочу вам сказать, что миф о давлении, который хочется назвать бредом (это миф похожий на бред, потому что теперь бредят этим давлением, говорят: «Ни в коем случае нельзя давить на детей. Смотри, а то потеряешь контакт с ребенком!»), - вот это вреднейший миф.

[Spoiler (click to open)]Смотрите, у нас и раньше говорили о давлении, но когда речь шла о давлении на психику, то так и говорили: «Не дави мне на психику», или «психологическое давление», то есть добавляли или прилагательное - «психологическое», или дополнение - «на психику», «не дави на психику». А сегодня как-то незаметно убрали и прилагательное, и дополнение, теперь просто говорят: «не дави на меня», «не дави на ребенка».

А нам же хочется быть хорошими родителями, хорошими педагогами и просто хорошими людьми. Когда мы слышим, что мы давим на психику… Нет, просто давим; как раз не на психику, а давим; у нас появляется очень отрицательная ассоциация. Вот я вам привожу сейчас типичный пример манипуляции сознанием. Мы сразу представляем себе физическое давление, т.е. причинение боли. Что такое давление? Давление ассоциативно связано с причинением боли. Когда нам говорят: «Ты давишь на ребенка», мы сразу говорим: «Нет-нет-нет, что ты, я не давлю».

А на самом-то деле, если разобраться, что такое нормальное воспитание? Если отбросить всю эту неприятную ассоциацию? Сплошное давление! Что такое отсутствие давления в воспитании? Это полное отсутствие воспитания. Потому что когда мы ребенку запрещаем дурное, в общем-то, мы оказываем на него давление, если разобраться. Другое дело, что совершенно необязательно это называть таким неприятным словом. Можно говорить, что мы воспитываем ребенка. Нормальное воспитание - оно состоит из массы запретов.

Вообще, чем более развита культура у того или другого народа, тем больше в ней запретов. Вы не представляете себе сколько запретов, например, в культуре китайской. Вот это древняя культура, т.е. развитая культура, хотя языческая, но как языческая она очень развитая. Там одни сплошные запреты. В японской культуре полно запретов. Сегодня на диагностических приемах я сталкиваюсь с огромным количеством детей, на которых родители не давят, вот которые поверили в этот вреднейший миф о давлении и перестали воспитывать детей. А потом они сами не знают, что с ними делать. Думают, что это у них такие тяжело больные дети и надо идти к специалисту.

А дети, многие из этих, были бы совершенно здоровыми, если бы родители их нормально воспитывали. Дело в том, что ребенок очень нервничает, когда взрослые не указывают ему, что можно, что нельзя. Ребенок любит, когда ему указывают на границы дозволенного. Причем он любить это может иногда в глубине души.

Вот вы видите, что, когда ребенку что-то строго запрещаешь, он иногда дает негативную реакцию: плачет, топает ногами. Некоторые особо развинченные дети даже ложатся на пол, или бьются головой об пол, или об стенку. Но на самом деле в глубине души даже такие дети рады, когда им указывают, что можно, а что нельзя - на это и существуют взрослые.

Я вам скажу что такое вот этот вреднейший миф о давлении. Кроме того, что это развинчивает психику; кроме того, что у этого ребенка обязательно будет психический срыв, когда он выйдет в более широкий социум, потому что… Ну, в семье худо-бедно можно еще это вынести, но в детском саду, а потом в школе никто не будет это терпеть. Этому ребенку быстро покажут его место. То есть родители закладывают такую мину, как психический срыв, когда они верят в этот миф о давлении и пытаются это реализовать в воспитании ребенка. А вернее это не воспитание, а расчеловечивание. Это к воспитанию уже никакого отношения не имеет. Они обрекают его на ненависть окружающих, своего ребенка. Потому что такого своевольного человека все будут ненавидеть. А главное ему очень резко запретят и то, и другое, и третье, и пятое, и десятое.

Но я вам скажу, какую еще опасность несет в себе этот миф. Я долго думала: зачем? Зачем так усиленно внедряется этот миф? И я догадалась, может быть потому, что я со своей общественной должностью директора института демографической безопасности, и я поэтому вынуждена думать о демографии. Это антидемографическая мера - это я поняла на примере западных детей. И там как раз на детей не давят, там им все разрешают.

Вы понимаете? Если ребенка не воспитывать, то и с одним не знаешь куда деваться. Это в семье ад просто, особенно когда приходят гости, и этот ребенок хочет еще показаться незнакомым взрослым, вот тогда уже его родители не знают куда деваться от стыда, потому что они пригласили гостей все-таки не для того, чтоб они терпели крики со стороны ребенка, или требования заниматься только им. И гости не знают куда деться, и скорее всего они про себя решат, что в эту семью они больше не придут. Вот, так что это замечательное средство опустошения территории, потому что, если приходится столько и сил, и времени, и главное, нервов тратить на одного ребенка, потому что такие дети требуют обычно непрерывного внимания по отношению к себе со стороны взрослых, и за ними надо все время следить, потому что им же нельзя запретить, поэтому они все время делают что-то, что делать не только нехорошо, но и опасно для их здоровья и жизни, они норовят хватать то, что хватать нельзя, ну и так далее... Это дети, которые больны своеволием. Ну, так какой же второй ребенок, не говоря уж о третьем, четвертом и пятом? Какая многодетность, если родители поверят вот в этот миф о том, что на ребенка нельзя давить?

Кроме того, вот это я тоже заметила, когда была в Западной Европе, родители охладевают к таким детям. Не только ребенок отдаляется от таких родителей при первой возможности, потому что ему же все можно; следовательно, ему можно пойти, когда он становится подростком с компанией, в том числе и на целую ночь; пойти на дискотеку, где творится Бог знает что; вообще делать все, что угодно, - ребенок отрывается от родителей. Вот опять приведу пример из Западной Европы. Мне позвонила моя знакомая немка, радиожурналист из города Баден-Баден. Вам, наверное, это известно хотя бы по Достоевскому, что такой есть город - Баден-Баден. Я ее спрашиваю:

- Гизелла, ну как дела?
А она тоже очень поздно родила ребенка. На Западе вообще часто рожают детей ближе к сорока. Ну, им внушают, что до этого надо погулять как следует, а главное, обзавестись имуществом - это тоже антидемографическая мера, понимаете? Когда оттягивается время родов любыми средствами, любыми доводами. И вот эта Гизелла родила около сорока лет. Значит, ей сейчас около пятидесяти трех, а девочке, соответственно, около тринадцати.
Я говорю:
- Ну, как там девчонка поживает?
Я знаю, что они с мужем очень дорожат этой единственной девочкой, вторую уже рожать было совсем поздно, просто уже она не смогла родить вторую, и сердце у нее больное, у самой этой Гизеллы. Она мне таким упавшим голосом говорит:
- Да с ней не все в порядке.
Я говорю:
- А что не в порядке?
- Ну, она курит марихуанну.
Я говорю:
- Гизелла, ты что! Надо строгость применить! Надо скорей это делать!
Она говорит:
- Нет, ну что ты. Ей уже 13 лет, разве можно на нее давить?
Я говорю:
- А на что ты надеешься?
- Я надеюсь на ее здравый ум.
Я говорю:
- Какой же здравый ум, если она уже наркоманка?!
Я разозлилась, потому что жалко как-то эту женщину, я давно с ней дружу, она очень хорошая. Она говорит:
- Ну, я надеюсь на то, что она не перейдет на героин.
[Иллюстрация из книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"]

Вот вы смеетесь, а это, к сожалению, вот такая уже, если можно так выразиться, патологическая норма западного воспитания. Вот до чего доводит этот миф о том, что на ребенка нельзя давить. Так вот, я поняла, что там не заводят детей еще и потому, что очень тяжело, когда тебе запрещают воспитывать ребенка, очень тяжело видеть, как он творит какое-то зло, что-то вредное для себя, а ты не имеешь права ему это запретить. И именно поэтому там очень часто родители охладевают к детям и с удовольствием разрешают им, как только это материально возможно, жить отдельно.

Понимаете, ведь надо подморозить свое родительское сердце, чтобы оно не разорвалось от ужаса, когда ребенок вытворяет что-то ужасное, ну, например, курит марихуану, а ты не имеешь права ему это запретить. Так уж лучше и не переживать, а то действительно сердце разорвется. Так что это такая патологическая охранительная реакция - охлаждение к детям.

Я, кстати, сегодня это вижу и в наших продвинутых семьях, где подросток или юноша стал наркоманом. Часто родители признаются мне в том, что они как-то к ребенку охладели. А как же не охладеть, если ты не можешь запереть дверь, если ты не можешь увести его насильно от этой дурной компании? То это естественная, хотя и, конечно, очень страшная патологическая в каком-то смысле, но охранительная реакция. Невозможно же смотреть, если у тебя сердце не подморожено, не покрыто охранительной коркой льда, невозможно на это смотреть спокойно. Но ты продвинутый человек, ты не хочешь быть несовременным. Тебе сказали, что ребенок делает свой выбор; что, конечно, твой долг его предупредить об опасности наркомании, но дальше он делает свой выбор... И как можно спокойно смотреть на то, что он делает свой выбор в сторону смерти, в сторону ранней могилы, если ты к нему относишься с любовью? Это невозможно.

Это тоже антидемографическая мера. Во-первых, не хочется рожать второго, потому что и с одним невозможно справиться; а во-вторых, если так опасно растить ребенка (ведь ему запретить зло нельзя, а зла сейчас очень много, и зло очень соблазнительное часто бывает), лучше вообще его не иметь, чтобы с ума не сходить.

Очень многие мифы сегодняшнего воспитания имеют антидемографический характер. Вообще планирование семьи, я хочу вам сказать, это не просто организация международная, которая имеет теперь массу отделений в нашей стране, к сожалению; и которая призвана сокращать рождаемость, пропагандируя аборты, контрацепцию, стерилизацию, и внедряя секспросвет. Нет, понятие планирования семьи гораздо более широкое.

Вы посмотрите, компьютерные игры - разве это не планирование семьи? Все эти мальчишки, которые садятся за компьютерную игру, они не смогут уже стать, скорее всего, нормальными мужьями, нормальными отцами, вообще нормальными гражданами. Я уж не говорю, что они не смогут стать нормальными воинами. Это форма геноцида.

Или игроманы. Игромании подвержены как правило не подростки, а более взрослые ребята: от юношеского возраста и до старости. Сегодня и очень пожилые люди некоторые становятся игроманами и уже не принадлежат себе. Но молодых таких масса. Всё, они тоже инвалиды. И ни один нарколог сегодня не знает, как вернуть их к нормальной жизни. Ни один. Многие мои знакомые наркологи говорят, что легче вылечить 100 наркоманов (хотя это очень трудно), чем одного игромана. И тоже очень часто родители думают: «Ну, что давить на него, он взрослый парень! Как на него давить?» Ну, пусть калечится, значит, лишь бы мы были современными людьми.

Ирина Медведева, психология, мифы, воспитание

Previous post Next post
Up