Священник Сергий Карамышев: Кому страшны иерархи-сталинисты (окончание)

Sep 01, 2015 22:59






ЖПМ 1945 г. [Spoiler (click to open)]2-й номер журнала за 1945 год открывается информацией ТАСС о Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 31 января - 2 февраля. В качестве гостей на нем присутствовали: Патриарх Александрийский Христофор, Патриарх Антиохийский Александр III, Католикос Грузии Каллистрат, представитель Константинопольского Патриарха митрополит Фиатирский Герман, представитель Иерусалимского Патриарха архиепископ Севастийский Афинагор, также представители Сербской и Румынской Церквей.

2 февраля Собор единогласно избрал Патриархом митрополита Алексия Симанского, 4 февраля состоялась его интронизация. Как не привести здесь исполненные благоговения и страха Божия слова из первого Патриаршего послания от того же 4 февраля! «...для вас, братие, станет понятным мое душевное смущение, когда вы поразмыслите над тем, что есть Патриарх для паствы своей и какое бремя на него возлагается.

Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делом и словом в себе самом наглядно выражающий Истину.

Задачею его является сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога.

Цель его - спасать вверенные ему души.

Подвиг его - жить во Христе и для мира быть распятым.

Долг Патриарха - хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных «страхом спасать», иных, по апостолу, «обличать», «запрещать», «да всяко некие спасутся».

Неужели это слова несамостоятельного, забитого человека? Здесь же и наставление для пастырей: «Только тогда от пастырей будет простираться сила на верующий народ, который с большим пониманием относится к личности каждого пастыря и прекрасно разбирается в том, который из них - истинный пастырь, молитвенник и раздаятель благодатных даров, и который - только лицедействует в храме Божием, только «господствует над наследием Божиим» (1 Петр. 5, 2-3).

А вот и слова о современности: «Военное испытание, переживаемое нашей страной и теперь, благодаря самоотверженной доблести нашего воинства и беззаветному подвигу всего нашего народа, милосердием Божиим приходящее к концу, открыло широкое поприще для нас, пастырей Церкви Христовой.

Сколько тайн страдания, сколько чудес долготерпения видим мы в наших пасомых!.. Сколько горя обязаны мы утолить духовными утешениями, преподанием духовной силы и крепости...

Сколько страждущих душ призваны мы целить благодатными средствами... Как широко раскрыты должны быть наши сердца пред жаждущими получить от нас духовную помощь... Как горяча и сильна должна быть наша молитва, чтобы в сердцах наших пасомых не потухал огонь надежды на милосердие и помощь Божию!»

Далее следует наставление: «Не может быть добрым христианином тот, кто не является добрым и верным сыном своей Родины, готовым всем жертвовать для ее славы и процветания».

В завершение - молитва за власть: «По данной мне благодати призываю зиждительное благословение Божие на великий Союз наш, на всю святую Родину нашу, на мудрых строителей государственной жизни и руководителей народов наших, на все наше доблестное воинство с Верховным Вождем его во главе, и молю Господа всем и каждому в народе нашем подать Свою небесную помощь, защиту, благословение, утешение и мир».

В 3-м за 1945-й год номере опубликован замечательный очерк митрополита Алеутского и Северо-Американского Вениамина под названием «Мои впечатления о России». Вот что пишет этот иерарх: «скажу прямо: впечатления от народа - самое сильное, самое важное, что я увожу с собою с родины за границу. И прежде всего скажу о верующих. Боже, какая горячая вера в них! И эта вера передается и к нам, служащим.

Я давно, давно не молился так усердно, с такой «зрячей верой», как здесь, среди этого духоносного «дома Божия», Церкви Христовой, «Тела» Его. Иногда слезы набегали на очи, а дыхание сжималось от приступивших рыданий радости и веры. Всякое слово богослужения оживало, точно огонь, в сердце и уме.

А когда читалась молитва о победе армии нашей, то просьба была дерзновенна пред Господом. Слова же о том, чтобы Он призрел в милосердии и щедротах на смиренные рабы «Своя», на этих исстрадавшихся в войне чад Своих, - то слезы снова катились по щекам, и снова было трудно воздержаться от подступавших рыданий.

Да, воистину сзади нас стояли «смиренные рабы» Божии. И на кого жалостью наполнялось сердце к ним. И как сильно молилось о «милости и щедротах». И верилось, что они будут. А когда я пришел в храм, где имел состояться Собор, и увидел «стены» народа, то без сомнения ощутил и понял: вот он - оплот веры и Церкви.

А что было, когда говорились им слова живой проповеди. Какое внимание. Какая жажда духовная. А нередко - и слезы, текшие по щекам и мужчин, и женщин. Горяча вера у русского православного народа. А благословение после литургий! Ведь по часу, чуть не по два, приходилось благословлять этих чад Божиих. В давке, в тесноте, мокрые от поту, шли за благословением эти благочестивые люди Божии. Да, и теперь не только можно, но и должно сказать:

- Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе». Этот правдивый человек зафиксировал факт духовного преображения Руси. И мне непонятно, как нынешние критики могут позволять себе свысока смотреть на тот народ, на то поколение верующих, как смеют судить их.

6 февраля в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского состоялся духовный концерт, посвященный Поместному собору. Он открылся песнопением «С нами Бог» на музыку Кастальского. Затем прозвучал Символ веры того же композитора, далее - много других произведений, из которых автор статьи выделил особо «Воскресни Боже». И это торжество веры организовал, стало быть, богоборческий режим? Не смешите людей. Троцкизм ушел в подполье, поэтому и открылась дорога вере. А пробивал ее не в последнюю очередь И.В.Сталин.

Какие греющие душу названия статей присутствуют в апрельском номере журнала! «Прекращение эстонской схизмы»; обличающая коварство современных папистов - «О римско-католической церкви»; посвященная Собору святителей Московских «Созвездие великих ревнителей объединения Руси»; «Воинствующий католицизм»; «Страшный Суд в произведениях мировой живописи» и т.д. Не просто напечатанные на бумаге, но и одновременно выбитые в сердцах верующих людей, слова, из которых составлены указанные проповеди и статьи, были крыльями, на которых Русь летела к Победе.

Майский номер 1945-го года открывается перепечаткой из газеты «Известия» с названием «Беседа тов. И.В.Сталина с Патриархом Московским и всея Руси Алексием».

После Пасхального послания Патриарха приводится и другое, датированное 9-м мая. Оно, конечно, открывается всерадостным приветствием - «Христос воскресе!». За сим следуют по-военному бодрые и отрывистые фразы:

«Пробил последний час фашистской Германии.

Разбита и сокрушена сила ее.

В прах повержена Германия.

Знамя победы развевается над вражьей страной.

Слава и благодарение Богу!»

«Со славою побед и с радостью мира приветствую прежде всего победоносное воинство наше и его великого Верховного Вождя, а затем и всех, единых со своим Вождем и его победоносной ратью верных сынов Родины нашей, удостоившихся ныне счастья видеть победу над темной вражьей силой, столько лет терзавшей Европу и безумно возмечтавшей покорить мир и водрузить над ним кровавое знамя фашизма».

А вот и долгожданная духовная оценка события, которую каждому христианину следует помнить наизусть, чтобы не повторять на попугайский манер дикую клевету, будто Советская Россия несла человечеству то же самое зло, что и фашистская Германия. «Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, - и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, - ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру».

Если эти слова кажутся кому-то слишком витиеватыми, можно сказать проще: победу над фашизмом одержал Сам Христос, действуя через христолюбивое русское воинство.

И далее Патриарх простирает свою возвышенную речь:

«Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.

Да пройдет небеса.

Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к престолу Господню.

Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует Вождям и Правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны».

От 5-го номера журнала за 1945-й год веет не только радостью Победы, но и духовной бодростью, которой свойственно зорко следить за врагами веры. Поэтому закономерно присутствие большой обстоятельной статьи профессора И.Г.Айвазова «Соединение церквей», заканчивающейся чеканными словами, которые должны бы запечатлеться в сердце каждого православного христианина: «Понятно, что при таком явном и сознательном нарушении и отступлении папства от христианских догматов и основ церковного строя бесполезно говорить об единении между Церквами Востока и Запада. Всякий призыв пап к единению означает не единение, а противохристианское порабощение папами Восточной Церкви. И на такие призывы римских пап Восточная Церковь должна давать такой отпор, какой дали папам Дамасу и Николаю I Св. Василий Великий и Константинопольский первоиерарх знаменитый Фотий». В 7-м номере той же теме посвящены еще две статьи - «Ватикан» С.Алфеева и «Лжегуманизм Ватикана» профессора прот. Т. Попова.

Августовский номер журнала открывается «Посланием Святейшего Патриарха Алексия архипастырям, пастырям и пасомым Православной Русской Церкви», которое датируется 9 августа. В нем - призыв поддержать молитвой, трудами, воинскими подвигами военную операцию против Японии. Здесь, среди прочего, сказано: «Не может быть у нас согласия, и погрешительно было бы оно, с «ненавидящими мира» и с препятствующими его наступлению, с теми, кто идет против правды Божией и кто в языческом фанатизме и ослеплении не щадит и своего народа... Да благословит же Господь наше вступление в этот новый народный подвиг, да даст Он силу нашему оружию, да благословит вождей и воинов наших новыми славными победами и да приблизит вожделенный мир во всем мире».

В этом же, августовском, номере помещена замечательная статься В. Янова с восхитительным названием «Великий русский народ». Здесь засвидетельствован важный факт: «На приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии гениальный вождь народов И.В.Сталин, провозглашая тост за здоровье русского народа, сказал: «Он (русский народ) является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпенье».

Дабы развить мысль И.В. Сталина, автор цитирует старца Филофея, Достоевского, Чаадаева, Пушкина, недавно в Боге почившего Патриарха Сергия. Процитируем его и мы. Это поэтическое восприятие храма Василия Блаженного, воздвигнутого Царем Иоанном Грозным в память покорения Казани: «Перед нами стоит церковное здание, части которого представляют собою полное разнообразие от земли до верха их крестов, но в целом составляют дивное единство. Множеством куполов возглавлен этот собор: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми купол русский, объединяющий все здание. «Не нам, не нам, но имени Твоему даждь славу», - взывали наши предки, увенчивая крестами разнообразные тринадцать куполов Василия Блаженного».

И тут же автор статьи делает краткий, но глубокий вывод, подлинный перл историософской мысли: «Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».

А завершается статься следующим образом: «С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!»

После победы над Японией в сентябрьском номере журнала, помимо поздравительной телеграммы Патриарха И.В. Сталину, помимо Послания пастве, помещена статья Михаила Архангельского «Ратные подвиги православных священнослужителей в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.»

В октябрьском номере журнала, помимо официальной информации, помещена программная статья архиепископа Орловского Фотия «О церковно-патриотической работе духовенства и верующих в послевоенное, мирное, время». Здесь звучит призыв ревностно браться за восстановление разрушенного войной, призыв деятельно утешать оставшихся без попечения вдов, сирот, инвалидов. И далее: «Наш христианский и патриотический долг состоит и в том... чтобы проповедовать и утверждать мысль о помощи Божией, дарованной нашей стране во время Великой Отечественной войны, ныне завершенной полной и блестящей победой.

Эта помощь Божия, столь явно сказавшаяся над нами и над нашей страною, должна побудить и пастырей, и всех верующих поднять еще на большую высоту свою любовь к Родине, свою преданность ей, свою готовность жертвовать всем для ее блага и процветания. «С нами Бог! Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена, ибо велика милость Его к нам» (Пс. 116). Не случайность то, что мы одержали победу, а гитлеровская Германия низвергнута, «ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничтожает по Своей воле» (Тов. 4, 19). Германия и ее нацистские руководители наказаны Богом за свою непомерную гордость, за жестокость и человеконенавистничество. Над ними исполнились слова Христовы: «Кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф. 23, 12). И еще другие слова: «Взявший меч от меча и погибнет» (Мф. 26, 52). То же относится и к капитулировавшей Японии».

В ноябрьском номере журнала опубликовано «Приветственное слово преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского, победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в г. Харбине». Речь владыки исполнена радостного дерзновения:

«Где вы, японские самураи, кичившиеся тысячелетней непобедимостью?

Куда девалась ваша дерзость, с которой вы навязывали свой пресловутый «новый порядок» под одной вашей крышей?

Вы ныне поверглись в прах от панического страха, когда только лишь начало бряцать русское оружие...

Не мы одни торжествуем вашу победу и освобождение Манчжурии от дерзких захватчиков, но и бессмертные имена многих тысяч героев, старых русских воинов, сорок лет назад сражавшихся на сопках Манчжурии и в Порт-Артуре с тем же вероломным врагом - японцами, и они получили, наконец, свободу и успокоение с приходом сюда вас, своих товарищей-бойцов, отвоевавших обратно эту землю с их доселе сиротливыми могилами».

Далее, описывая тяготы японской оккупации, владыка утверждает, что русских детей заставляли совершать ритуальное поклонение японской богине Аматерасу. «О зверствах гитлеровского фашизма знает весь мир, а о зверствах японцев знаем все мы. Вот один из недавних ужасных случаев, происшедший в Харбине: русская женщина, мать двух маленьких детей, по просьбе японки соседки пошла купить ей продукты, а, вернувшись, к своему неописуемому ужасу, нашла своих детей зарезанными этой самой японкой...

Слава Богу, все это позади. И минуло оно только благодаря русским героям.

Поистине наша Отчизна Россия есть жилище героев! Да пребудет наша Русь всегда под благодатным Покровом Божиим. Да будет могучая, великая Отчизна наша достойно прославляема всеми народами мира в их славных сказаниях, песнях народных и гимнах торжественных!

Слава тебе, наша Родина-Мать, и поклон тебе земной от нас, беззаветно любящих тебя русских людей, твоих детей, отныне вошедших в единую нераздельную великую русскую семью.

Слава тебе, Великий Водитель нашей Матери России, давший ей недосягаемую мощь, величие и заслуженный покой!»

На этой торжественной ноте мы и закончим обзор «Журнала Московской Патриархии» военного времени.


* * *
Перед нами прошли величественные фигуры гигантов духа иерархов-сталинистов, т.е. молитвенников за Вождя Советской России (а молились они за власти, не мудрствуя лукаво, по заповеди первоверховных апостолов Петра и Павла). Их расцвет пришелся на годы правления Сталина, и они остались верными союзу с Вождем: как те, что ушли из земной жизни раньше его, так и те, что после. Нынешние непрошенные судьи укоряют их за этот союз, потому что в их промытых либеральной пропагандой мозгах Сталин присутствует как абсолютное зло. Следовательно, всякий, кто за него молился, кто благословлял, кто обращался со словами признательности, - причастны к абсолютному злу; а стало быть, достойны осуждения.

Таковые впадают в Хамов грех непочтения к духовным Отцам, сохранившим для потомков веру в годину беспримерных испытаний. Это идолопоклонники наоборот. Потому что идолопоклонник именует богом, источником всякого блага, плод своей фантазии. Эти же именуют, вместо диавола, источником всякого зла давно представшего суду Божию человека, наделив его всеми атрибутами зла и тем постоянно обличая свою собственную фанатическую пристрастность.

Кому же страшны иерархи-сталинисты? Разумеется, диаволу, чью власть они потеснили на земле. А далее - всем его приспешникам. Всем, кто ратует за новый мировой порядок:

- Троцкистам.

- Работающему с ними в паре всемирному олигархату.

- Используемым первыми и вторыми в качестве мальчиков на побегушках масонам.

- Фашистам.

- Их приспешникам недобитым бандеровцам.

- Явным и тайным папистам.

- Экуменистам, которые, попирая все священные каноны, сливаются в прелюбодейном экстазе с иноверцами.

- Церковным обновленцам.

- Русофобам всех мастей.

- Содомитам, разрушающим традиционный порядок и тем открывающим дорогу богоборческому «новому».

- Всевозможным либералам, как питательной среде, из которой вырастают клевреты «Нового мирового порядка.

Что же касается самой личности Сталина, лучше и спасительнее всего выступать по отношению к ней не судьей, а молитвенником, подражая иерархам-сталинистам. Разумеется, он человек много нагрешивший (я бы посмотрел, кто сумел бы нагрешить меньше - окажись в его положении), но и человек, много сделавший для России и ее Церкви.

Те, что объявляют его святым, во-первых, впадают в противоположную крайность, во-вторых, делают ему медвежью услугу. Ведь о помиловании святых мы не молимся, веруя что они уже не только помилованы, но и прославлены. А раб Божий Иосиф нуждается в молитвах Церкви, дабы спаслась его грешная душа. Объявляющие его святым лишают молитвенного утешения, да к тому же занимаются профанацией святости, выставляя ее служительницей собственных политических программ. Святость определяется не демократическими голосованиями и не изощренной пропагандой, но неоспоримым Божиим свидетельством.

Если уж кого прославлять в лике святых, так иерархов-сталинистов: Патриарха Сергия, Патриарха Алексия Первого, митрополита Николая Ярушевича и других. Один из них - святитель Лука Крымский, лауреат Сталинской премии - уже прославлен.

Выскажу свое, пусть и ничтожное мнение, по поводу иконографии, связанной с Иосифом Сталиным. Разумеется, неприемлемо его изображение с нимбом, потому что он не был Помазанником, не был помазан на Царство Церковью. Непохвальны также изображения, где он представлен без нимба, но в центре иконы, благословляемый Христом и Богоматерью. Его подобает, если уж изображать, то благословляемым иерархами, и не в центре всеобщего внимания, а в виде смиренном, например, в виде служки Царицы Небесной. И не на иконах, а на картинах. Которой из них суждено в будущем стать иконой (или же ни которая не удостоится подобной чести) - время покажет.

В настоящее время более насущная задача - освобождать имя одного из величайших вождей России от клеветы, хотя бы даже потому, что эта клевета не может не затрагивать и Русскую Церковь.

Источник http://ruskline.ru/analitika/2015/10/01/komu_strashny_ierarhistalinisty/

Патриарх Сергий Страгородский, Патриарх Алексий Симанский, ЖМП, РПЦ и ВОВ, митрополит Николай Ярушевич, Сталин и РПЦ, РПЦ и Советская власть

Previous post Next post
Up