Российское исследование 2012 г.: негативный образ России в школьных учебниках Украины

May 29, 2015 18:46

В 2012 г. в Москве была защищена диссертация "Политический дискурс национальной истории Украины"
Автор: А.А.Журухина.

Исследователь, изучив весь массив учебников истории Украины, изданных в 1996 - 2011 гг., приходит к следующим выводам:

"Основными составляющими постсоветской «парадигмы» украинской национальной истории являются:

- «украинская национальная идея» («соборность» Украины и украинского народа, имеющего самостоятельное происхождение и самостоятельную историю, отдельно от России и русского народа, которые выступают в образе «ИЗВЕЧНОГО ВРАГА УКРАИНЫ»);

- «евроинтеграция» («история Украины» - составная часть истории Европы, а не России).

В учебниках истории Украины формируется НЕГАТИВНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОССИИ, как о недружественном государстве (миф о заклятом враге), несмотря на общие исторические корни и сходство языка и религии.

За время независимого существования украинского государства постепенно укоренилась и стала частью официальной идеологической доктрины Украины концепция «титульного украинского этноса», как основы украинской политической нации. Очевидно, что именно данная концепция лежит в основе политики опережающей украинской этнической консолидации, по сравнению с консолидацией всей украинской нации на основе всех культурно-языковых групп Украины. В этом случае украинская национальная идентичность формируется на сугубо этнической основе, которая, в украинском случае, часто понимается в примитивном биологическом ключе. По сути, современная украинская государственность строится на архаичных мифологемах. Нация понимается в политическом дискурсе национальной истории как этническая, а не политическая группа.

Концепция украинской национальной истории строится на мифах националистической историографии, направленных на формирование национальной идентичности - мифы об автохтонности, прародине, лингвистической преемственности, этнической семье, о славных предках, о культрегерстве, об этнической однородности, о заклятом враге. Помимо этого, стоит отдельно выделить миф о национально-освободительной борьбе (актуален для Украины, а также для всех государств, не существовавших в прошлом в той форме, в которой они существуют сейчас или на время утрачивавших независимость).

Трудности современного этапа украинской истории в политической, экономической, культурной и религиозной сферах ВМЕНЯЮТСЯ В ВИНУ РОССИИ, которая политикой захватов и русификации разрушила украинскую самобытность и не позволяла ей развиваться исконным историческим и своеобразным украинским путем.

В учебниках для 5 класса создается единый образ истории Украины, населяющего ее народа, героя и врага. Политическое представление о России, формируемое украинскими учебниками истории, ориентировано на дистанцирование. Подобные негативные представления формируются с помощью использования следующих механизмов:

• - в учебниках для 5 класса это особая форма текста - «повествование», наполненное близкой для ребенка лексикой и взывающей к его чувству справедливости информацией. Исследование учебников для 5 класса позволяет сформировать некий «каркас» представления, на который после накладывается рациональное объяснение;

• - в учебниках для 7 класса информация, формирующая политическое представление, подается в рамках «исторических документов» или мнений «известных историков». Школьник принимает авторитетное мнение;

• - в учебниках для 8 класса закладывается образ лидера. Политическое представление о России обрастает оценками ее политического режима, царизма как исконно не присущего украинцам, чуждого им образа и формы власти;

• - в учебниках для 9-10 классов речь идет о подковерной борьбе за независимость. Борьбе образованных людей, интеллигенции с косностью и жестокостью царизма, с бюрократией. Россия выступает как рабовладелец, не способный заметить самобытности и страданий подданного;

• - в учебнике для 11 класса наибольший акцент ставится на то, что трудности современного этапа развития полностью обусловлены структурой советской экономики, искусственно созданной Москвой с целью «вытащить как можно больше ресурсов» из Украины. Построение украинской политической идентичности в рамках политического дискурса национальной истории в настоящий момент основывается на том, что «Украина - не Россия». И, если отрицать общие исторические корни невозможно, то отстройка идет за счет формирования у молодежи, ввиду ее восприимчивого возраста и самой формы подачи материала, ориентированной на максимальный эмоциональный отклик, негативного образа ГОСУДАРСТВА-ЗАХВАТЧИКА, не уважающего украинских национальных ценностей".

Мне представляется также очень важным следующее наблюдение А.Журухиной: в учебниках использована развивающая система обучения, ориентированная на направляющие вопросы."Опасность этого в том, что формирование собственного мнения, пусть и негативного, расценивается подростком, как крайне важное событие. Подросток, даже при объяснении ему родителями того, что прошлое не так негативно, как представляется в учебнике, будет защищать его."Т.е. "развивающая система обучения" используется как прием манипуляции сознанием учащихся.

Текст автореферата диссертации А.Журухиной "Политический дискурс национальной истории Украины" можно прочитать здесь:
http://www.dissercat.com/content/politicheskii-diskurs-natsionalnoi-istorii-ukrainy

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/politicheskii-diskurs-natsionalnoi-istorii-ukrainy#ixzz3bXbrBhsy

учебники, история Украины

Previous post Next post
Up