Из книги "Православие и творчество" (глава "Церковь и интеллигенция")
"Одним из вопросов, подвергшихся мощной обработке интеллигентского ratio и обросших плотным слоем мифологем, является вопрос о природе творчества, о его назначении, о его месте в жизни человеческой души, о его отношениях с религией, с идеей спасения, то есть с Православием и Церковью.
Несмотря на множественность определенного рода суждений, а может быть, как раз в силу их направленности, этот вопрос со всем, что из него вытекает, в сознании современной интеллигенции чреват следующими утверждениями:
- творчество есть самовыражение;
- творчество само по себе есть религия;
- творчество есть освобождение от мира и прорыв в Царство Духа;
- творчество есть альтернатива спасения;
- творчество несовместимо с какими-либо догматами и канонами: оно не только не признает, но «ломает все догматы и каноны»; это есть духовная сфера, альтернативная Православию;
- творчество несовместимо со смирением, так как оно есть бунт против миропорядка;
- творчество несовместимо с послушанием, так как оно есть акт абсолютной свободы;
- творчество несовместимо с Церковью, так как оно внеконфессионально;
- творчество есть богоборчество (соперничество с Творцом);
- творчество лежит в той сфере духа, где правит «премудрый райский змий» («Порок живописен, а добродетель так тускла». - В. Розанов).
Соответственно этим антицерковным выкладкам выглядит в современном интеллигентском, а теперь уже и обывательском представлении образ творческой личности:
- творческая личность сакральна: творец есть Творец;
- творческая личность выше обывательской морали и нравственности и потому имеет право на морально-нравственные привилегии;
- творческая личность есть личность свободная и духовная: ей не зазорно общаться с любыми духами по ее свободной воле;- творческая личность жертвенна - она приносит себя в жертву греху ради спасения людей или расплачивается за свой талант грехопадением (фильм «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, где главный герой ради спасения мира от атомной войны должен согрешить с ведьмой; фильм «Рассекая волны» Ларса фон Триера, где героиня становится блудницей, чтобы спасти мужа; наконец, роман «Доктор Фаустус» Томаса Манна и т. д.).
Обоснование этих утверждений можно обнаружить в Серебряном веке, в периоде, называемом русским религиозным ренессансом, учитывая, что и он сам по себе был явлением вторичным по отношению к эпохе европейского гуманизма - английского позитивизма, французского рационализма и «личной веры» Реформации.
На первый план выдвигается личность, эмансипированная от своего церковного призвания и Самого Творца, - такая личность называется свободной."
Источник
http://www.golden-ship.ru/_ld/16/1674_pritvorch.htm#t4