Образ будущего в советской кинофантастике. "Мечте навстречу"(1963)

Mar 04, 2015 04:02

image Click to view



Режиссеры: Михаил Карюков, Отар Коберидзе Сценаристы: Александр Бердник, Иван Бондин, Михаил Карюков

СЮЖЕТ.[Spoiler (click to open)] Городок на берегу южного моря, в котором находится космический научный центр .
Воскресенье. Четверо друзей отдыхают в парке. Это Поль (оператор вычислительного центра, шахматист),
Андрей ( специалист по небесной механике, сочиняет песни и мечтает о далеких звездах и внеземных цивилизациях),
Иван Баталов (инженер и художник- любитель)
и Командор .
В это время в институте академик Крылов и д-р Лаунгтон ведут давний спор о том, что сулит человечеству Земли встреча с внеземными цивилизациями.
Радиоастроном Таня записывает необычные сигналы из космоса. Она идет к Андрею, чтобы рассказать ему об этом.
Таня и Андрей собираются кататься на лодке. По просьбе Тани Андрей показывает ей изобретенный им прибор кристаллофон.
Таня слушает песню « И на Марсе будут яблони цвести».
Песня, преодолев космическое пространство, достигает планеты Центурия. Жители Центурии решают отправить корабль на Землю.
Сотрудников научного центра просят собраться на площади Гагарина , чтобы прослушать важное сообщение. Друзья направляются туда. По дороге кто-то пошучивает над Таней и Андреем, перефразируя начальные строки известной песни времен гражданской войны: «Дан приказ ему на Фобос, ей в другую сторону…».
Над площадью Гагарина возвышается огромный монумент, символизирующий порыв человека в космос (12:20).


Академик Крылов сообщает сотрудникам научного центра, что из космоса получены сигналы инопланетной цивилизации.
С экрана телевизора (огромный черный шар) диктор зачитывает сообщение Международного космоцентра о том ,что неизвестная ракета пересекла орбиту Луны и приближается к Земле.
Упавший в море предмет оказывается видеобортжурналом пришельцев, в котором содержится сообщение о том, что их звездолет потерпел крушение.
Спор Крылова и Лаунгтона. Зачем жители далекой планеты летели на Землю? Крылов: у цивилизации, способной преодолеть межзвездное пространство, может быть только одна цель - жажда знаний. Лаунгтон: жажда знаний толкала цивилизованных европейцев в Азию и Африку и принесла их народам море слез и крови, так чего же можно ждать от встречи с инопланетной цивилизацией?
Для решения возникшей проблемы созван международный конгресс. Крылов уверен в добрых намерениях высокоразвитой внеземной цивилизации настаивает на помощи инопланетным космонавтам . Лаунгтон предостерегает: космические аппараты Земли достигли Марса и Венеры, и представители других планет видят в этом попытку завоевать околосолнечное пространство.
Кто-то из советских участников конгресса возражает: «Это мысли не ученого, а политиков прошлого».
Советская делегация предлагает для спасения инопланетян объединить усилия всего человечества. «Планета, еще совсем недавно тратила миллиарды на вооружение», должна найти для этого средства.
На Марс полетит корабль «Океан», созданный советскими учеными.
Запуск производится с Луны, где расположена крупная космическая станция.
Экипаж корабля - пятеро друзей: Андрей, Таня, Поль, Командор, Иван.
При выходе на орбиту Марса «Океан» терпит аварию и теряет слишком много топлива, так что , хотя посадка возможна, невозможен взлет.
На Марсе космонавты обнаруживают звездолет с одним мертвым космонавтом-инопланетянином. Поиски продолжаются.
На аварийной лодке Андрей и Иван высаживаются на Фобосе, где находят остальных членов инопланетного экипажа. Только один из них жив. Это женщина.
Аварийная лодка слишком мала и не может нести троих пассажиров. Андрей настаивает на том, что на Фобосе остаться должен он.
Иван совершает посадку. В это время на планете бушует пыльная буря. Иван сквозь бурю несет на руках инопланетянку.
В это время Андрей на Фобосе , слабея от недостатка кислорода, вспоминает своих друзей и Таню. До последней минуты он поддерживает радиосвязь с Таней. Он погибает. Таня плачет.
Инопланетянка спасена. Люди Земли видят ее на огромном телевизионном экране необычной формы.
И снова кадры, когда Таня и Андрей собираются кататься на лодке. Оказывается, что вся эта история - фантазия Андрея, в которой отразились его мечты о полетах в космос, о встрече с внеземными цивилизациями, о героическом подвиге и о Таниной любви.
Фильм завершается сообщением ТАСС о том, что корабль «Океан» стартовал к Марсу.


НЕДОСТАТКИ. Мало психологизма в характерах персонажей и соответственно - в игре актеров. Мало драматизма. Фильм трудно назвать захватывающим.

ПОЧЕМУ ФИЛЬМ СТОИТ СМОТРЕТЬ.
1.Интересный видеоряд (космические пейзажи, пейзажи Марса, Фобоса, образы далекой планеты Центурии) выполнен очень талантливо, очень художественно. 21:45 - 23:45, с 37:30, 51:20 -53:15 и др.
2. Хорошие песни в сопровождении удачно подобранного видеоряда («Я верю, друзья, караваны пакет…», «На Марсе будут яблони цвести», «Я - Земля»)

«Я -Земля»( звучит на 21:45 - 23:25) В.Мурадели - Е.Долматовский

image Click to view



Текст песни [Spoiler (click to open)]
1.На душе и легко, и тревожно:
Мы достигли чудесной поры -
Невозможное стало возможным,
Нам открылись иные миры;
Только б мы их пределов достичь не смогли,
Если б сердцем не слышали голос вдали...

Припев:
Я Земля.
Я своих не забуду питомцев -
Сыновей, дочерей...
Долетайте до самого Солнца
И домой возвращайтесь скорей!
Долетим мы до самого Солнца...
И домой возвратимся скорей...

2.Покидаем мы Землю родную
Для того, чтоб до звезд и планет
Донести нашу правду земную
И земной наш поклон и привет...
Для того, чтобы всюду победно звучал
Чистый голос любви, долгожданный
сигнал:
Припев.
3. Далеки, высоки наши цели,
С нами вместе на звездном пути
Те, что жизни своей не жалели
И Земле помогли расцвести!
Пусть победно звучит и для них, и для нас
Командирский приказ, материнский наказ:
Припев.


Интересный текст, насыщенный гуманистическими советскими смыслами. Позывные «Я Земля!» получают философско-мифологическое наполнение: с космонавтами как будто говорит сама планета (и богиня Мать-Земля), которая в то же время предстает как единое человечество на протяжении всей своей истории. Конкретность образа (летящие через космическое пространство позывные) и его многослойная символическая наполненность сообщают ему большую силу воздействия.

3.Фильм интересен как документ эпохи.
Каким представлялось советским людям не слишком отдаленное будущее человечества? Вернее сказать, какое представление о ближайшем будущем транслировались в сознание советских людей посредством кино в 1963 году?
Человечество предстает по-прежнему разделенным на нации и страны, в мире сохраняется идеологическое противостояние социалистической и капиталистической систем, однако это не мешает людям покончить с гонкой вооружений и осуществлять международное сотрудничество в исследовании космоса.

(В дальнейшем это маниловское прекраснодушие нашло продолжение в горбачевском «новом мЫшлении» и закончилось крушением Советского Союза).

космос, будущее, советская кинофантастика, советское кино

Previous post Next post
Up