Кошмар: Бунин в школе! Вместо секспросвета?

Feb 23, 2015 21:03

Лично я терпеть не могу Бунина. Особенно "Легкое дыхание". А также "Деревню". Не говоря уже об "Окаянных днях". Только что узнала, что именно "Легкое дыхание" и "Деревню" изучают в школе (прочитала на РНЛ статью Татьяны Исаевой). Полностью согласна с автором: изучение Бунина наносит вред душе ученика.

Татьяна Исаева
Осторожно: урок литературы!

Может ли русская литература навредить душе? …
О проблемах нашего школьного образования можно говорить много - их накопилось достаточно, и все они известны. Недавно я обнаружила ещё одну, довольно серьёзную, о которой и хотелось бы поговорить.

Прошлой осенью у моего сына, который заканчивает 11- класс, накопились долги по литературе. В их ряду числились произведения И. Бунина «Деревня» и «Лёгкое дыхание», а также «Поединок» А. Куприна. Честно сказать, Бунина я читала очень мало, в школьную программу он раньше не входил и был как-то не особенно популярен в наше время. Но вот на экраны вышел фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» по мотивам произведений И. Бунина, о писателе заговорили, а тут и школьные уроки - казалось бы, в тему.

Словом, решила я помочь сыну - прочитать рассказы и обсудить с ним прочитанное, поговорить о судьбе страны, о многих других вещах, важных и нужных, которые автор затрагивает в своих произведениях... Однако очень быстро моё желание сменилось на противоположное: не только пропало желание обсуждать с сыном бунинские истории, но и возникло стремление вообще оградить его от подобного чтения, особенно после знакомства с бунинской «Деревней». Столько грязи в описании русской действительности я ещё не встречала! Впервые я осознала, что русская литература может навредить душе, особенно неокрепшей, неопытной, что не всякую классику нужно изучать в школе.

В чём же вред?

Во-первых, в формировании неправильного, искажённого представления о России - о её истории, народе (т.е. русском народе) в целом. У меня сложилось впечатление, что формирование именно такого представления явилось одной из целей авторов школьной программы по литературе.

Вот цитата из учебника по литературе за 11 класс (авторы В. А. Чалмаев, С. А. Зинин) из статьи, посвящённой рассказу «Деревня»: «В центре внимания повествователя в «Деревне» - беднейшая деревня Дурновка со всем идиотизмом её однообразного, застойного, но опасного бытия...Что за деревня, что за страна?!..». Тут уже просто ненависть к своей стране возбуждается. Ну а рассказ А. Куприна «Поединок» только подливает масла в огонь.

Второе. Очевидно, что многие произведения Бунина наносят явный вред юной душе: поэтизация греха, его лёгкости, фиксация на внешнем, чувственном опыте («Лёгкое дыхание» и др.). В большинстве рассказов, описывающих взаимоотношения мужчины и женщины, ощущается действие инстинктов, чувственных переживаний, которые влекут человека, управляют им полностью. Бытие героев Бунина внедуховно.

Очень хорошо выразила мысль о влиянии произведений русских писателей на умы и души людей в начале 20 века вдова художника Павла Рыженко (выставка картин которого «Империя в последней войне» недавно проходила в Москве) Анастасия Рыженко:

«...Бунин не единственный ли, кто резко отверг и февральский, и октябрьский перевороты. Он обвинял в этой катастрофе элиту "серебряной" культуры. Но вспомните его дореволюционные прозу и поэзию - всей своей литературой он обесценил такие добродетели, как чистота, нравственное совершенство, и писал только о страстях. Его произведения смущали, соблазняли, уводили в сторону молодые души; они освещали только чувственный, внешний опыт, человеческие инстинкты, но не жизнь человеческого духа. Скептицизм в восприятии русской жизни видим мы у Бунина: "Вот сами же говорите: Россия, Россия... да она вся - деревня!" (повесть "Деревня"). Он как бы навязывает читателю, как беспросветно и жутко в деревне этой - России....Очень многие из прекрасных русских талантливых писателей вольно или невольно послужили этому недоброму делу перемещения категорий ценностей - с них особый спрос. Для русской души всегда была чистота, трогательность, доверчивость неким стержнем, образом, к которому мы всегда тянулись. Как же много русская интеллигенция сделала для разложения русских умов... И Куприн, и Бунин, и многие другие послужили для того, чтобы растлить общество, а оказавшись за границей, горько жалели» http://ruskline.ru/analitika/2014/11/11/sluga_carya_pavel_ryzhenko/

Полностью по ссылке
http://ruskline.ru/analitika/2015/02/23/ostorozhno_urok_literatury/

растление, русская литература, Бунин, школа

Previous post Next post
Up