В прошлой заметке я писала о том, как теряется смысл праздника, а также о неотъемлемой части любого праздника - традиции. Не упомянула я об одной замечательной традиции не только Нового года, но и вообще любого праздника - это поздравительные открытки. Помню, как в детстве мы ходили на почту, покупали открытки, подписывали и поздравляли родственников из всех уголков нашей необъятной страны.
Справедливости ради надо сказать, что новогодние открытки были и в дореволюционной России. Часто в качестве открыток использовались фотографии, изображения беззаботных милых дворянских детишек, а из животных почему-то чаще всего присутствует свинья, а не русская тройка лошадей. Встречается на открытках и беднота, но с какой-то откровенной издёвкой.
Открытка - это не просто кусок картона, это мощный визуальный образ, который отражает содержание эпохи. Искусствовед, член Ассоциации Искусствоведов (АИС) А.В. Лиховцева в своей статье «Визуальная информация. Восприятие и механизм воздействия» пишет: «Визуальная информация обладает уникальной возможностью воздействия. Во многом это обусловлено лёгкостью её восприятия и сложностью её обработки человеческим мозгом. Воздействие посредством визуальной информации используется для достижения самых разных целей и конкретно поставленных задач.»
Одна из задач - это не только рассказать при помощи открытки о своих мыслях и чувствах, в открытках были отражены все сферы деятельности, успехи и достижения советского народа: Поезда, самолёты, корабли, стройки - это успехи в машиностроении:
Слава человеку труда:
Спорт:
Русская культура, народные промыслы - хохлома, дымка, русская тройка и самовар:
Уважение к людям любой национальности, настоящая дружба народов:
и другое. Не смотря на тяжелейшее положение, в котором страна находилась во время Великой Отечественной войны, открытки не переставали печатать. В них выражалась огромная жажда жизни, победы над фашистскими захватчиками:
Особенно популярной темой новогодних открыток был полёт человека в космос.
Несомненно, много было открыток с изображением детей, зимних забав. Дети на открытках изображены непосредственными участниками действа: украшали ёлку, лепили снеговиков, отправляли открытки и т.д. Первая советская олимпиада так же не могла не найти отражения в открытках:
Замечательно соседствовали на открытках символы государства - красные звёзды, Кремль и православный храм:
Но вернёмся к статье Лиховцевой, далее она пишет: «Повседневно мы находимся в широком поле самой разнообразной визуальной информации. Каждый день наш глаз и мозг фиксирует невероятный объём визуальной информации, который даже не успевает осознанно восприниматься и обрабатываться человеком, но принимает непосредственное участие в формировании его взглядов, настроений, внедряется в сознание и оказывает влияние на его психоэмоциональное состояние.»
И тут я с ней абсолютно согласна. Какие взгляды и настроения формировались у людей, при рассматривании подобных открыток? Несомненно, это причастность к великому, гордость за страну, в которой они живут. Уже начиная с 80-х годов почти все вышеперечисленные образы стали исчезать с новогодних открыток. Ни о каких достижениях и стремлениях они уже не рассказывали, остались ёлки, снеговики, Дед Мороз со Снегурочкой, да лесные зверюшки. Иногда это были просто фото зимнего леса.
С развитием сферы информационных технологий, появлением интернета открытки практически перестали посылать по почте, но как атрибут праздника, обязательное приложение к подарку они остались и сегодня. Только давайте присмотримся, что на них изображено в большинстве случаев?
Всё те же ёлки, шары, мишура. Обязательным атрибутом праздника, а, следовательно, и содержания открыток, стал символ года. В большинстве случаев на открытках присутствуют свечи и шампанское. Но это так называемые стандартные, классические открытки. Появились открытки «с приколами», в которых Дед Мороз непременно пьян, Снегурочка напоминает даму лёгкого поведения, а пожелания состоят из «кучи бабла и поменьше забот».
Приведу ещё одну цитату из рассматриваемой статьи: «В повседневной жизни, с помощью визуальной информации возможно принимать непосредственное участие в формировании мнений. Если соединить изобразительное искусство и принцип маркетинговых коммуникаций, продумать набор символов и образов, которые могли бы стать отправными в сознании человека и заниматься последовательной популяризацией и внедрением этих символов и образов, то подобный комплекс может эффективно работать как средство пропаганды определённой идеологии.»
И тут возникает вопрос, какую же идеологию нам продвигают? Что популяризируют и какие мнения формируют? Деньги грести лопатой, женщинам непременно дарить шубы, машины, бриллианты, и пить в немереных количествах. А главное - никакой работы, в обществе потребления это не приветствуется.
И снова не могу не согласиться с А. В. Лиховцевой: «Хотелось бы, чтобы цели воздействия посредством визуальной информации были благородны и сыграли роль в борьбе с утратой моральных ценностей и безнравственности, были направлены на пропаганду здоровых нравственных идеалов, воспитание в человеке лучших человеческих качеств и формирования верных приоритетов.»