Онбординг

Sep 22, 2015 08:05

Сегодня поговорим об интересном, и для нас в России, к сожалению пока еще, чуждом понятии - онбординг - это процесс адаптации новых сотрудников при поступлении на работу - обучение, освоение навыков, социализация с коллегами и т.д.

Ну нужно отметить, что слово это хоть и употребляется чаще всего в контексте HR, но так же вполне себе может употребляться и в сфере обслуживания новых клиентов или новых пользователей какой-то программы/сервиса - в самом общем смысле это процесс знакомства с новыми людьми, ну так вот в общем.

Мы же поговорим касательно управления персоналом. Когда приходишь на новую работу, ну вот сорри - вспомнилась картинка, которая лучше передаст мою мысль:




Ну так вот, когда приходишь на новую работу, у человека куча вопросов, начиная от того что где, но и кто из кто, какие термины, как одеваться, где можно покушать рядом с работой и много всего, обычно первые дни человек реально растерян от того шквала информации, которая на него обрушилась и все это нужно запомнить.

У нас обычно выделяют наставника, из числа работающих уже, который должен "молодняк" ввести в курс дела. И вот тут уже начинаются проблемы, хорошо если наставник вам попался хороший, хорошо если вы не являетесь ему конкурентом - вам сказачно повезло. Реалии же таковы, что наставник часто "в мыле", за возню с новеньким ему не платят, и хорошо если говорит хоть с вами. А если сфера продаж, то учить кого вообще не стремятся - наученный молодняк - это потенциальный конкурент. Так что кто выжил на новом месте в продажах - респект :)

Ну так вот онбординг как раз и призван к адаптации нового специалиста, но более цивилизованно что ли. На самом деле какого единого рецепта нет, каждая фирма делает это по разному.

Существуют разные принципы онбординга, чаще вспоминают 4С:
Соответствие (compliance) - доведение до работника основным норм и политики компании, доведение основным юридических моментов, например в зарубежной практике чаще всего доводят о недопустимости давать взятку, дискриминации и толерантности в коллективе.
Пояснение (clarification) - доведение до сотрудника должностных обязанностей, круга его интересов, нормы оценки его работы, временные рамки ожидания результата от него или его проекта.
Культура (culture) - доведение до работника формальных и неформальных норм поведения в организации при межличностном общении.
Знакомство (connection) - знакомство с коллегами, начальством, налаживание связей с другими отделами.

Рассмотрю какие-то общие черты программ онбординга:

Welcome-book
Я как-то рассказывал вкратце, возможно как будет время расскажу подробней. Это этакий путеводитель по фирме в печатной форме. Начиная от структуры фирмы (организационная схема), так например и схема здания. Перечень терминов используемых в фирме, рекомендации куда сходить пообедать. Вообщем вся та повседневная информация, которую приходится узнавать в первый день. У нас в Краснодаре, знаю только одну организацию где есть эта книжка, к созданию которой и я имел отношение.

На самом деле вещь обалденная, она позволяет реально ввести человека в курс дела дня на два раньше обычного времени, которое человек тратит на запоминание и переспрашивание, плюс вечером человек может спокойно все повторить. Такие книги есть например в Facebook и Google.

Семинары, курсы обучения

Здесь особенность в том, что наставников снимают с их работы (при этом это время оплачивается им) и они вместе с новенькими проходят все этапы работы, порой в виде игр. Для наставников это способ отдохнуть и они в итоге куда более активно делятся опытом и мастерством.

Выезды на природу

Ну это вообще дорогое удовольствие, но для создания командного духа весьма важно, впрочем понятно, что после каждого новичка кататься на природу накладно, но раз в год, как элемент онбординга и командообразования вполне может быть.

Консультации

Ну это вообще чуждое нам, но широко популярное в том же США - консультации психолога, психотерапевта связанные со страхами новой работы, новых коллег и т.д. И к удивлению ходить туда вовсе не зазорно.

Итоги

Каждая фирма разрабатывает свой процесс онбординга, и всячески его развивает. Этот процесс позволяет новому сотруднику значительно быстрей выйти на необходимую производительность и деятельность для создания продукта, а следовательно позволяет существенно экономить деньги. К сожалению, восприятие этого многим нашим начальникам недоступно, им кажется, что сразу с первого дня и в бой - пусть отрабатывает зарплату, хотя такой работник сбит с толку, ничего не знает и результативность его под ноль, и весьма часто это затягивается на 2-3 недели.

P.S. а welcome-book реальная вещь, если вы начальник или сотрудник отдела кадров задумайтесь о ее внедрении.

hr, Работа, Управление

Previous post Next post
Up