Германия 83 (2015): Не жми на кнопку!

Aug 24, 2015 00:00

В начале восьмидесятых, когда старый мир скрипел по швам, но об этом еще никто не догадывался, США и СССР, две вечно враждующих империи, на полных парах неслись к горячей стадии Холодной войны. Хрупким барьером между коммунистической и капиталистической идеологией стала граница Западной и Восточной Германии. Но конфликт интересов пролегал не только по линии государственных границ, он разделял друзей и разрушал семьи, оставляя когда-то близких людей по разные стороны пропасти идеологических противоречий.

Сериал «Германия 83», одно из последних детищ немецкого телевидения, хоть и рассказывает о событиях более чем тридцатилетней давности, однако они словно списаны с сегодняшних выпусков новостей. Именно к 1983 году возмущение Соединенных Штатов вводом советских войск в Афганистан достигло своего предела и стало поводом к развертыванию ядерного арсенала и проведению учений НАТО на территории ФРГ, под самым носом у правительств стран Восточного Блока. И теперь вопрос о том, кто кого, заключался лишь в скорости нажатия на красную кнопку ядерного чемоданчика, к которому алчно тянули руки главы спецслужб по разные стороны Берлинской стены. Ведь это в шпионских фильмах ядерными атаками и уничтожением планеты грозят патологические злодеи и прочие террористы, а в реальном мире хрупкое равновесие висит на тонкой ниточке, которую держат в руках прекрасные с виду люди, правители ядерных держав, мерящиеся достоинствами своих ракетно-зенитных комплексов.

И, как это обычно бывает в кино, судьба всего мира оказывается в руках одного человека — двадцатичетырехлетнего служащего пограничной службы Мартина Роха, которому по решению Штази предстоит перевоплотиться в адъютанта генерала бундесвера и поставлять свежую информацию из гнезда мирового империализма прямо к столу ГДРовских товарищей. Впрочем, на этом сходство с классическими шпионскими фильмами заканчивается, и Мартину, а вместе с ним и зрителям, предстоит узнать, что шпион — это не тот, кто ездит на крутых тачках, спит с моделями, замешивает мартини с водкой и вырубает противника щелчком пальца. Сначала впервые попавший на Запад салага справляется с шоком от песен Roxette в супермаркетах и от полок магазинов, ломящихся от жевательной резинки, ароматного кофе и мармеладок Haribo. Затем он привыкает к американским джинсам, бургерам из фастфуда и прочим прелестям западной жизни, попутно постигая ремесло спецагента, а уже неделю спустя вспотевшими от страха руками вскрывает сейф в кабинете министра другого государства. Он внезапно осознает, что шпион — это тот, кто целует красивую девушку, а несколько часов спустя закапывает в лесу ее труп. Это тот, кто становится невольным соучастником террористических актов, выгодных людям в овальных, квадратных и прямоугольных кабинетах; тот, кто месяцами не видит родных, чтобы потом искупить все тяготы профессии одним моментом триумфа, о котором он никому не сможет рассказать.

Авторы фильма не дают оценок происходящему, не ищут правых и виноватых, да это и невозможно сделать, не обидев хоть одну из сторон: слишком живы по сей день воспоминания о жизни за Стеной в стране, жители которой всё ещё делят себя на весси и осси («западников» и «восточников»), слишком противоречивы мнения современных немцев о коммунистическом прошлом ГДР. Потому в сериале демонизируется не какая-либо из политических систем, а люди, готовые в погоне за мировой славой превратить Европу в выжженную пустыню, объясняя это потребностями национальной безопасности. Впрочем, слово «демонизируется» слишком эмоционально для этого суховатого и по-немецки сдержанного фильма, герои которого, переживая глубокие личные драмы, держат марку и сохраняют хорошую мину, даже если всё вокруг летит под откос.

О немецком происхождении сериала говорит и педантичность в воссоздании атмосферы ранних 80-х, воплощаемой не только в одежде героев, обстановке квартир, автомобилях и репортажах новостей по ТВ, но и в тщательно подобранном саундтреке из песен Tears for Fears, Billy Idol, Udo Lindenberg, Grace Jones, Fischer Z и десятков других исполнителей, чьи хиты гремели в одну из самых отвязных музыкальных эпох. Немало способствует созданию духа времени и картинка, легкой зернистостью и пастельной цветовой гаммой напоминающая произведения киностудии ДЕФА.

При этом интересен тот факт, что первыми зрителями сериала стали именно американцы, в то время как до немецких экранов «Германия 83» доберется лишь осенью. Словно таким образом создатели фильма хотели донести до «Большого Брата» мысль о необходимости большей сдержанности в обращении с ядерными игрушками, вроде системы ПРО, снова возводимой у границ России в попытке понервировать восточного соседа, но еще сильнее пугающей маленькую Европу, едва успевшую воспрянуть после череды бесконечных войн прошлого века и вновь оказавшуюся в точке столкновения чужих интересов. Европу, которая хотела бы просто мирно жить, однако постоянно пребывающую пешкой в чужой игре.
Рецензия на Кинопоиске на сериал «Германия 83 (2015)»

Previous post Next post
Up