История американской красоты за 99 франков на Марсе

Dec 17, 2013 11:26




9/10
Достаточно информативная книга о том как мобильная связь и интернет изменят нашу жизнь в ближайшем (а не в долгосрочном) будущем. О книге писали и рекламировали её где только не лень. От журнала "Собака. Петербург" до "Эхо Москвы". Употреблялось слово "Библия современного мира", но с Библией она не имеет никакой связи в контексте масштаба, значения или даже самой относительной метафоры, это просто хорошая книга. Издательства всегда хотят сравнить свою продукцию с главной книгой христианства. На каждой книжке Айн Рэнд "Атлант расправил плечи" ставят "Вторая по тиражам после Библии". Хлебом не корми, дай упомянуть :--)

Курсив - цитата. Не курсив - мое мнение скорее о проблеме, нежели о мнении авторов.
1."Снижение порога защиты частной информации. Интернет все фиксирует, можно бежать от него и скрываться, удаляя свои аккаунты или не появляясь в соц.сетях. Но системы регистрирующие ваши текстовые сообщения или местоположения - совершенствуются. Будь вы террорист или просто замкнутый человек."
Все помнят эпизод с Ассанжем. Ликование. Как это лихо разоблачили американские дипломатические прослушки. Все помнят эпизод с тем как Google слил информацию ЦРУ. Негодование. Как это можно читать мои переписки? Вся суть в том, что люди плывут по волне и смотрят в свое на будущее как неизменный зацементированный монолит мифического настоящего, реагирующий на сторонние вызовы. Не так часто люди думаю о себе как человеке, который должен измениться, постоянно осмысливать окружающий мир и видеть свое будущее как череду преобразований. Появилась виртуальная цивилизация и появились новые угрозы. Значит нужно отказаться от приватности своей информации в обмен на частную информацию. Оба варианта не даны. Двух зайцев не ловят.
Да, мы приблизимся к миру если не тотального, то почти всеобщего контроля. Таков виток эволюции. И соответственно новые условия для комфортного существования. Теперь если что-то говорится, значит должно быть понимание что это невозможно скрыть, и за это должна быть ответственность, или это просто умалчивается (когда-нибудь научатся читать и мысли, но это уже другая история). Лично я не вижу никаких проблем, что мои СМС, мейл, вконтакте - могут читать. Если оно и есть, то это пассивное наблюдение. Гораздо важен контент. Ваши мысли и ваши мнения. Если они ценные - это самое главное. А то что их читают - это просто плата за прогресс. За прогресс всегда надо платить. Просто никто не хочет.
А люди которые отказываются от прогресса всегда останутся позади, снизится их уровень социализации и конкуренция во всех вопросах. Виртуальное пространство не альтернатива реальности, оно уже симбионт с ней. Попытка остаться только в одном из симбионтов приводит к тому что все преимущества симбиоза пропадают.

2. "Виртуальное пространство не изменит и не улучшит существующий мировой порядок. Скорее, приведет к усложнению практически всех его аспектов"
Авторы пытаются проанализировать на протяжении всей книги будет ли от внедрения интернета больше плюсов или больше минусов. И приходят к мнению, что угадать это невозможно. Будет много и того и того. Действительно, сеть мобильная и интернет - это на данный момент самый мощный катализатор ускоривший абсолютно все процессы в мире. Террористов теперь можно обнаружить по посту в твиттере, но одновременно они могут координироваться в любой точке мира. Можно связаться с абсолютно любой личностью и получить почти любую информацию, но одновременно это может быть подставная личность и подставные данные. Интернет дает преимущества в скорости передачи-сбора информации и в возможности определения местоположения, но те же карты попадают в недобросовестные руки. Поэтому по всем фронтам теперь вдвое больше работы, это лишь подтверждает вывод что человек должен привыкнуть получать все больше информации и научиться её обрабатывать. Все больше возможность поверить в то чего нет, все меньше вероятность избежать ошибок.

3. "В будущем ваша виртуальная личность вряд ли будет ограничена страничкой в Facebook - скорее всего, она станет целым созвездием профилей, созданных вами в интернете, которое будет верифицироваться и даже регулироваться властями. Представьте, что все ваши аккаунты - в Facebook, Twitter, Skype, Google+, Netflix, подписка на New York Times - привязаны к одному «официальному» профилю"
Без комментариев этой книги ясно, что наша личность уже не только "страничка" - она расползшийся по разным интернет-сервисам клубок цифровых нейронов. Все это мне напоминает теорию систем, где есть понятие эмерджентности. Где целое обладает свойством, которое не дается простой суммой отдельных частей. Все наши органы вместе сложенные ничего не дадут, существует целая надстройка - сознание. Его появление было одно из самых революционных в живой природе. Сейчас появилась надстройка в виде электронной личности. По-своему не менее революционное действо. Когда сравниваешь масштабы, тогда легче осознаешь с какой серьёзной вещью столкнулся современный мир и насколько серьёзно к этому нужно относиться.

4. О беспилотниках. Amazon уже доставляют с помощью них грузы. В Йемене их уже запретили. Эта проблема для меня откровением.



8/10
"Уайнсбург. Огайо" содержит практически все основные авторские мысли, содержит его стиль (который так и не изменился до конца жизни), и не зря этот сборник выделяют как главное его творение. Для ознакомления самое то. Но чтобы почувствовать глубину или мысли автора - этого цикла недостаточно, все это строго необходимо развернуть еще тремя циклами, которые и представлены именно в этом издании. После этого паззл сходится. Стиль Андерсона - это чистый импрессионизм в литературе. Его абзацы  - это широкие мазки, упускающие детали, а персонажи - пятна, неразличимые с близкого расстояния. Но если смотреть на его картину издалека, целиком, то все становится понятно. Потому что обычно его персонажи не определяют личность целиком, в большинстве случаев это частички, отдельные чувства, отдельные судьбы одного универсального человека. И каждая история повествует об этом универсальном человеке. Андерсон постоянно рефлексирует на тему того, что этого человека разъединили, а расколотые части упорно не хотят соединяться, дробятся все дальше и тем самым превращаются в пыль. Это стоит читать ради стиля и ради авторской мифологии, похожего на это творчестве в литературе очень немного. Но чтобы меня это глубоко тронуло - такого нет. Слишком много абстракции, воспринять которую на чувственно уровне достаточно сложно. Но если у людей есть что-то типо синестезии в этой сфере, то несомненно книга "must have to read".



9/10
Качественная книжка о людях с отклонениями. Очень интересная ввиду того, что подобраны автобиографичные примеры, поданные как увлекательный рассказ об человеческих аномалиях. Что чувствует человек, который обрел зрение только в 50 лет? Он не сможет отличить круг от квадрата, а гору от чашки. Или аутист полностью лишенный эмоций? Он видит горы, но не понимает их величественности. И так далее. Я так понял в том же духе вся линейка Сакса (около 5 книг).



10/10
Хоппер - один из моих любимых американских художников. На его полотнах люди делают абсолютно то же самое что и у Андерсона (и были бы прекрасной иллюстрацией к его рассказам): они молчат, смотрят в окно и навсегда остаются в своем маленьком мире никогда не проникая за его пределы, навсегда остаются непонимаемы. И еще он талантливо отражает состояние солипсизма о чем в книге не сказано ни слова. Если люди в здании - то за пределами здания никогда людей нет, там нет мира. И если взгляд снаружи - уже нет никакой жизни внутри дома. Я есть то, что я вижу. Закрою глаза и все сотрется в черный кромешный  хаос. Внутри его картин страшно, там сводящее с ума одиночество. Потрясающее владение геометрией и цветом пространства.



Например, шикарная картина Антракт. Женщина задумалась. Перерыв в театре или это перерыв в её жизни? Когда половина пути пройдена, а вокруг нее нет никого из людей, самое время сесть и подумать. Простая подача с глубочайшим смыслом - это великий талант.



5/10
Экспериментальная попытка освоить формат напоминающий гибрид энциклопедии и монографии. Эксперимент неудачный. Вначале есть попытка соблюдать ход развития представлений человечества на прекрасное, но к веку 16-му он становится таким пестрым и непоследовательным, что все полностью путается и к тому же видно как не хватает объема для раскрытия каждого витка. Тот кто падок на название - разочаруется. Тот кто падок на все подряд - съест и не подавится. Но продолжение серии "история уродств" и "история иллюзий" пройдут уже мимо меня.



-1/10
Шлак. Можно было написать разгромную рецензию по всем канонам и раскромсать Бегбедера, но слишком много чести для бумажного мусора. Основное чем недоволен - это то, что вместо того чтобы обсуждать общество потребления, искать решения проблемы или новые углы взгляда на него, это самое общество постоянно обличают, обличают и обличают (см. всю линейку Минаева). Обличили, дальше что? Акции Apple только подскочат, а Луи Витон поставит на Красной площади новый чемодан.
Previous post Next post
Up