8/10
Произведение представляет собой сплав восторженностью коммунизмом и антично-индийской культурой. Попытка слить идеи только зародившегося коммунизма и новейших достижений науки с тысячелетней мудростью веков, пройденных греками, индусами и тибетцами.
Ефремов попытался изложить свои взгляды, опыт и знания в романе художественными методами и это получилось откровенно не очень. Поэтика его невыразительна. Любовные истории однотипны, а главное бесконфликтны или конфликты в них надуманы. Чувствуется попытка в парах, которые складываются в процессе развития сюжета - отобразить новых людей. Эти новые люди похожи как капли воды, их мысли едины, их порывы совпадают, их диалоги трудноотличимы. И этот прием, эта попытка показать что все хорошие люди похожи и все они вне зависимости от стран тянутся к одной идее - одновременно отталкивает своей примитивностью и приторностью, но одновременно и притягивает своей романтичной наивностью. И любовные линии в этом романе не представляют интереса, они идут белым фоном, напротив которого проступает авторский талант в других вещах.
Ефремов умеет писать природу, им прекрасно описан Малый Тибет, монастыри, испытание уединением. Он прекрасно описывает путешествие на американском масклкаре «Олдсмобиль» через просторы Индии, и не обделяет вниманием северные просторы - описания Ленинграда и его островов. Но самое главное в романе - это огромный поток рассуждений, энциклопедического характера. Это целая кладезь в областях знаний от палеонтологии до религии, от фармакологии (чего стоит описания воздействия ЛСД и его применение) до кристаллографии. На читателя обрушивается лавиной эрудиция автора, его знание Махабхараты и гормонов надпочечников, хатха-йоги и процессов квантовой механики. Именно в этом чувствуется дух шестидесятников, напор их знаний. Не через примитивные любовные истории, а через сложные декларации знаний из уст разных героев чувствуется что это новые люди. Они хотят знать физику чтобы полететь на Луну, хотят знать как работает мозг чтобы лучше творить, хотят знать прошлое чтобы создать будущее. И именно в этой энциклопедической части книги - её ценность. И это я считаю ее основная идея - в отражении позиции, что только человек-знания, только осознающий витки прошлого и знающий достижения настоящего - сможет построить и окунуться в мир будущего, в мир коммунизма. Йоги которые познали себя - но не дали остальным ничего из своего знания - оставили страну на прозябание, западные капиталисты обеспечившие себя мощными машинами и технологичными приборами - оставили душевные вопросы и опять таки бросили себя на прозябание. Ефремов искренне верит, что сплав старого и нового, материального и духовного - вся эта диалектика есть необратимая причина для возникновения коммунизма.
Второстепенная же идея о «лезвии бритвы» очень четко пересекается со слабым антропным принципом. В целом о нем автор и говорит на протяжении всего романа, но выглядит это не как самостоятельная идея, а скорее как скорее тень основной на мой взгляд идеи - о человеке-знания.
«Сама температура человеческого тела - 37° - всего в пяти шагах (градусах) от смерти - температуры 42°, когда наступает свёртывание белков. В то же время температура 37° самая выгодная для активной жизнедеятельности. Вот что такое «лезвие бритвы». И таких примеров можно подобрать тысячи…[4]»