Nov 25, 2013 05:31
Какое-то время назад меня пригласили на ужин в ресторане "Жеральдин" - он принадлежит братьям Познерам и назван по имени их матери-француженки. После ужина с типичной едой французской брассери, появился Владимир Познер и часа два без остановки говорил и отвечал на вопросы из зала.
Я сразу же поняла свою подругу, которая после лекции Познера скупила и залпом перечитала все его книжки. Невероятная речь и глубокий, и в то же время простой взгляд на нашу жизнь. Меня больше всего захватил его нечаянный рассказ собственной биографии в ответ на вопрос, почему он выбрал жить здесь, а не в Америке. Много собственных мыслей про эмиграцию, конечно, всколыхнулось, много пищи для разговоров и размышлений.
Но большую часть времени он рассказывал про свои документальные фильмы о разных странах, которые, я так понимаю, он стал снимать после "Одноэтажной Америки". Сегодня я просмотрела половину "Германской головоломки" - и, честно говоря, осталось весьма смешанное впечатление. С одной стороны, ну нельзя так налегать на стереотипы, которые и без его помощи крепки. Для меня это слишком упрощенно, плоско и по-бытовому для документального фильма. Ведь позиционируется это все-таки не как "Мысли В.Познера о немцах", а как документалистика... С другой стороны, нужно не забывать, что это первый канал, он вещает на всю страну - и в этой стране большинство зрителей не то что не были в Германии, но и в Москве-то не были. Это прозвучит по-снобски, но, наверное, важнее сделать пусть немного упрощенный фильм - но который не переключат они, чем глубокий, аналитический, с большим числом архивных съемок и меньшим временем съемок октоберфеста - который оценю я.
Еще меня раздирает желание крикнуть Познеру "а почему только немцы?!" - когда он копается в том, как же этот талантливый и культурный народ смог так послушно пойти за жестоким диктатором и убивать по его приказу. Ну ведь у нас самих Пушкины-Достоевские, а все как миленькие ломанулись за Сталиным и компанией. Конечно, многие не знали, что происходит в лагерях, многие боялись и не видели выхода, кроме как подчиняться, многие "просто исполнили приказ", в других проснулась та животная жестокость надзиральщика из Стэнфордского эксперимента... Но ведь и в Германии тоже! Если еще когда-нибудь пойду на ужин с Познером, непременно ему задам этот вопрос... Когда решитесь кататься так же по России, показывать быт людей, находить тех, кто был в каком-нибудь НорЛаге надсмотрщиком и задавать ему вопрос, что бы он сделал иначе, и так же анализировать, что с этой страной коренным образом не так. И все это показывать по первому каналу.
Познер рассуждал на эти темы на ужине (и говорил довольно глубокие вещи о российской беде), но меня больше волнует первый канал. В его ресторан на Остоженке итак думающая публика пришла...
Вообще я хотела записать понравившуюся мысль из фильма, но меня понесло в рассуждения. В четвертой серии фильма человек из бывшей ГДР (священник из церкви в Лейпциге, с которой в 1989 году начались мирные протесты) рассуждает про отличия в "душевности". Он рассказывает: "Люди из ФРГ приезжали и говорили: у вас такая прекрасная атмосфера между людьми, взаимоподдержка, у нас все совсем по-другому! А когда мы ехали в Польшу, то люди накрывали столы из последних запасов, показывали чудеса гостеприимства - и тогда уже мы говорили, что у нас в ГДР ничего подобного. И чем дальше на Восток, чем беднее была страна, тем больше это усугублялось. Люди сплачиваются в нужде, помогают друг другу. А в достатке они разобщаются, ведь они могут справиться без чужой помощи".
Мне понравилась эта мысль. Конечно, культуры в разных странах будут различаться и если уравнять везде достаток. Но все же уровень жизни играет крайне большую роль в уровне душевности людей, в их взаимовыручке и чувстве локтя. Отсюда и ностальгия по советским временам, и по малой родине у многих, в принципе. Мне кажется, это интересно.
thoughts,
things that i see