Диана Вишнёва. Грани.

Mar 31, 2014 17:56

Побывала в Большом на "Гранях".



Женщины все в изысканных вечерних платьях, прически-каблуки-украшения. Кажется, никогда я не видела столько прекрасно одетых женщин, как в этот вечер. Радостно, что премьера балета в России проходит при таком ажиотаже. Пик и звёздный час карьеры Дианы Вишнёвой (без всякого агрессивного маркетинга).

Первый балет - Switch. Музыка, как все верно отмечают, немного "киношная". Хореография тоже очень экспрессивная, поэтому в сочетании с музыкой кажется, что немного перекрутили фотошоп, но это если придираться. А так глаз со сцены не оторвать.



Диана в платье от Лагерфельда танцует женщину (диву? себя?) в компании мастеров современной хореографии. Они подчёркнуто сдержанны и современны, она нарочито классическая и яркая. Кто эти мужчина и женщина, из текста балета непонятно. Может быть, реальные люди (и тогда это треугольник), может быть, какие-то душевные голоса, в борьбе с которыми она (мы) проводит своё время. Возможно, сама борьба немного и затянулась (и в какое-то время за ними и их слаженностью и гармонией было наблюдать интереснее,чем за главной героиней), но кульминация принадлежит только ей. Она сбрасывает платье и остаётся в одном корсете-купальнике (не знаю, как называется этот предмет). Чарующая загадка пластики под сверкающими складками высокой моды исчезает - яркий свет выхватывает натруженные мышцы. Балерина обнажила тело, а будто бы душу - не всегда исповедь хочется слушать, потому что порой от признаний страшно. Ей теперь принадлежит только балетный станок, и танцевать - это всё, что она умеет. И она борется за это своё право и за жизнь в танце, а когда силы заканчиваются (скорее, моральные, а не физические - она в такой форме, что сложно поверить, будто бы она просто устала), то и смысл заканчивается. она снимает пуанты и вешает их на блестящую перекладину. Сама же садится рядом. Надрывно и чуть мелодраматично, но в тот самый момент было очень трогательно.

Второй балет "Женщина в комнате" посвящен самой Диане, которая танцует опять мало понятно кого - себя ли, обычную женщину (здесь уже нет нарочитой театральности танцовщицы) или просто мятежную душу, томящуюся в заточении плоти. Впрочем, с плотью ей повезло - плоть умеет передавать мельчайшие нюансы душевных состояний языком танца.



Забавными являются лимоны. Вишнёва всем рассказывает, что это такой абстрактный образ - и партнёров по балету, и мужчин, и людей в её жизни. Вот она надрежет один лимон, попробует и будет прикладывать к себе, пробовать. Потом всю долгую ночь она будет сомневаться. Кому-то эта часть может показаться затянутой, но реально глаз не оторвать от сцены. Она отыграла с помощью одного большого деревянного стала и пары-тройки шифоновых халатиков все метания женской натуры - от "любит-не любит-плюнет-поцелует" до "а надену-ка я вот эти туфли на шпильках, и будь что будет". Дерево в окне меняется черно-белыми фотографиями самой Дианы, и звучит голос:

У человека тело
Одно, как одиночка.
Душе осточертела
Сплошная оболочка
С ушами и глазами
Величиной в пятак
И кожей - шрам на шраме,
Надетой на костяк.

(Пришлось запомнить и уже дома узнать, что это отрывок из "Эвридики" Арсения Тарковского).

К концу спектакля света на сцене становится больше, она берёт себя в руки, собирается с силами и яростно и жизнерадостно режет лимоны и бросает на сцену. А потом раздает зрителям.

Не могу сказать, что это лучший балет в моей жизни, но что хочется летать за ней и смотреть спектакли, пока она танцует - это точно. Жизель, Спящая красавица, Манон - это всё, что ещё можно успеть увидеть.

театр

Previous post Next post
Up