Вчера ходила на Мана Рэя. Огромная экспозиция, и так мало посетителей - расстройство, а это же Ман Рэй - самый звёздный фотограф, культовая фигура парижской богемы 20-х. Так скоро и привозить перестанут, и Москва вновь превратится в глухую провинцию, какой была сто лет назад, когда Ман Рэй только начинал в Нью-Йорке.
В отличие от весенней выставки в музее мультимедиа "Сюрреализм в фотографии", где экспонировалась пара его работ в излюбленной технике коллаж-соляризация, эта выставка - классический заказной портрет. Т.е. ремесло. Поняв, что художником ему не стать, он берет в руки фотокамеру, страстно обожает эксперименты со светом и химией, но понимает, что всё это - по любви, а для жизни надо фотографировать современников за деньги. Такой парижский Илья Глазунов. И он фотографирует - эпоху уходящую (его Матисс похож на Чехова - аккуратный костюм, пенсне, строгий взгляд), кумиров двадцатых - Гертруду Стайн, Вирджинию Вулф, Стравинского, Хаксли, но также и тех, кто пока молод и малоизвестен, но будет определять лицо двадцатого века - Пикассо, Дали, Делоне, Арагон, Корбюзье. Подобный немой восторг я испытала в мае, когда бродила по нобелевскому музею в Стокгольме, рассматривая лица лауреатов - людей, определивших историю и мысль двадцатого века. На фотографиях Рэя люди, определившие его эстетику и дух.
Ни одного похожего портрета. Ракурс, свет, точка съёмки, фокус - как говорил Дюшан, он относился к камере, как к кисти, как к инструменту на службе идей. Но всё это у фотографа-мастера на втором плане; главная задача - довести объект "до кондиции", чтобы он раскрылся. И лучше всего у него это получается с женщинами. А почему? Секрет прост. Чтобы женщина любила вас, вам надо сильно любить её.
Моя отныне самая любимая работа - Жаклин, 1930.
Да, я, наконец-то, её увидела, "скрипку Энгра".
Кики и маска.
Заглянула потом посмотреть коллекцию Михаила Барышникова. В основном, графика, театральные эскизы, костюмы. Дюфи, Бенуа, Бакст. Понравилось, как говорит сам Барышников: "Я постоянно переезжаю, у меня многое запаковано, но на стенах всегда висит 10-20 работ. Не могу без этого. Бывает, иногда идёшь на день рождения, подойдёшь к стене, снимешь что-нибудь, и подарок готов. Куда лучше Тиффани".