Исчезновение проекций. Любовь и отношения

Dec 19, 2012 14:55

Оригинал взят у anqellika в Исчезновение проекций
Считаю, что этот текст нужно читать всем-всем обязательно. Особенно тем, кто желает полноценных, настоящих отношений с другим человеком.
Ничего лучше на этот счет ранее не читала:


Мария-Луиза фон Франц подчеркивала, что процесс проецирования, а затем восстановление в единое целое разрозненных фрагментов нашего психического содержания состоит из 5 стадий:

1 стадия. Человек убежден, что его внутреннее (т.е. бессознательное) ощущение на самом деле является внешним ощущением, так как воспринимается где-то там. Тогда может возникнуть сильная влюбленность или сильная подозрительность.

2 стадия. Постепенное осознавание несовместимости, увеличение разрыва между ожиданиями того, каким должен быть Другой, и нашим реальным ощущением. Почему ее поведение так отличается от моего представления о том, как ей следует себя вести? Почему не видно, что он восхищается только мной? Почему иногда она капризничает и ведет себя непоследовательно? Пустяковые вопросы приводят к большим сомнениям. Сомнения приводят к страху и оцепенению. В конечном счете человек начинает сомневаться в подлинной сущности Другого. Это не сулит ничего хорошего и может послужить объяснением тому, что очень много партнеров постепенно переходят от наивных отношений к состязанию в борьбе за власть. Если ты не ведешь себя в соответствии с моими ожиданиями, я сделаю так, что тебе не поздоровится. Я буду следить за каждым твоим шагом, подавлять тебя силой, держать тебя на расстоянии, подводить тебя.
Исчезновение проекций часто вызывает болезненные ощущения, и чем шире была проекция, тем глубже ощущается боль.

3 стадия. Происходит оценка нового восприятия Другого. Теперь партнер представляется в совершенно ином свете.

4 стадия. Человеку приходится признать, что его восприятие не соответствовало действительности, что он воспринимал Другого не как внешнего субъекта, а как часть своего внутреннего содержания. Это признание - мужественный шаг с этической точки зрения, так как оно помогает снять с Другого бремя космических ожиданий и фантазий.

5 стадия. Поиск у себя внутри психического содержания, составляющего основу проекций. Иными словами, определение значения проекции. Какая часть моей личности была спроецирована? Поскольку в силу своего определения проекции изначально являются бессознательными, мы их можем «устранить» после различений своих ожиданий и реальности.

Существую предсказуемые ситуации, в которых весьма вероятна активизация комплексов или проекций. Таким эмоционально заряженным полем с постоянным обменом проекциями является сфера близких отношений. Человек никогда по-настоящему не знает другого, а все, что мы не знаем, всегда наполняется содержанием наших проекций.
Количество энергии, которая содержится в проекции, никогда не соответствует ситуации. Так как близкие отношения всегда обременены на «возвращение домой», количество эмоциональной энергии, которая ощущается в таких отношениях, свидетельствует о масштабе глубинной внутренней программы, спроецированной на Другого.

Слишком часто Другой становится для нас сверхценным только из-за нашего обесценивания себя.

Оба человека прекрасно себя чувствуют, если один ощущает, что возвращается домой с помощью Другого; оба они чувствуют себя отвратительно, если один ощущает, что находится в полной власти Другого.

Мы не можем знать, в чем мы остаемся бессознательными, но нам никогда не стоит забывать об активности бессознательного и его способности проецироваться вовне.

Так как в каждой проекции находится некая часть нашей личности, то, что мы «видим» в Другом, - это в какой-то мере и наша часть. Это может показаться нелепым, но это значит, что мы влюбляемся в некую часть своей личности, которую психологически нам «отзеркалил» Другой. В повседневной жизни человеку встречаются тысячи других людей, с которыми он мог бы вступить в личные отношения. Вместе с тем только небольшая часть, может быть, всего несколько сотен обладают способностью активизировать наши бессознательные имаго Я и Другого. Как выразился Юнг, они имеют «крючок», за который цепляются и на котором удерживаются наши далеко идущие психические линии жизни.

При встрече с подходящими кандидатами происходит обмен энергией: по крайней мере, ее поток направляется от нас к ним, и иногда энергия возвращается обратно. Когда наша проекция достигает Другого и отражается обратно, мы ощущаем нечто похожее на резонанс, нечто напоминающее ощущение целостности; таким является один из способов нашего «возвращения домой», основанный на том, что мы воссоединились с самими собой и сами в себя влюбились.

Это вовсе не значит, что Другой не обладает объективными качествами в самом широком диапазоне: от доброты и красоты до способности причинять нам боль и сыпать соль на наши старые раны. Но мы не знаем и не можем как следует знать Другого, даже после продолжительного знакомства. А то, что мы «знаем», - это наш собственный опыт. Мы рас-познаем то, что однажды уже познали и забыли, или вытеснили, или же отделили.
Это при-знание, вос-поминание, это рас-познавание фактически представляет собой пере-открытие частей нашей личности, отзеркаленных Другим. Когда эти чувства взаимны, то играют виолончели, на небе вспыхивают зарницы, возрождается надежда, обновляется мир. А потом начинается процесс устранения взаимных проекций. Но ничто не причиняет такую боль, как осознание тщетности спроецированной надежды, ничто не наносит такого вреда, как возрождение этой надежды. Как раз это возрождение надежды и эта теневая природа называется романтикой. Как это ни парадоксально, но именно такой поиск отзеркаливания Другим является основой психодинамики нарциссизма, который формируется вследствие недостаточного эмоционального отзеркаливания ребенка любящим и заботливым родителем.

Люди, искренне верящие в идею романтических отношений, безусловно, со мной не согласятся, но при этом они будут оставаться во власти иллюзии о существовании Доброго Волшебника.

Несомненно, что никакие написанные здесь слова и фразы не смогут остановить процесс проецирования, если мы не сможем полностью себя осознать. Если мудро посмотреть на историю своих отношений, нам придется признать, что в начале их мы находимся в одном состоянии, а в конце - совершенно в другом. Разумеется, радость от присутствия Другого, доверие, заботливое внимание и согласие могут длиться долго. Мы знаем слово , которое обозначает это продолжительное чувство; это слово - любовь. Она не столь иллюзорна и заразительна, как романтическая влюбленность, зато обладает способностью длиться.

В конечном счете, благополучие и перспектива близких отношений будут зависеть от желания каждого партнера взять на себя ответственность за отношение к своему бессознательному материалу.

Требуется немало мужества, чтобы задать фундаментальный вопрос: «Из того, что я хочу от этого Другого, что я должен сделать для себя сам?» Например, если я хочу, чтоб Другой позаботился о моей самооценке, то мои ожидания направлены не по адресу. Если я жду, что Другой будет добрым родителем и позаботится обо мне, значит, я еще не слишком взрослый.
Мы должны спросить себя относительно каждой проекции: «Что это говорит обо мне?» И все, что мы спрашиваем о Другом, нам нужно спросить о себе.
Только взяв на себя решение героической задачи освобождения Другого от своих проекций, мы можем сделать для него максимум возможного - полюбить его.
Если мы действительно любимым Другого как Другого, значит, мы геройски взяли на себя ответственность за свою индивидуацию и свой жизненный путь.

«Любить - значит желать жизни другому». Истинная любовь позволяет поддерживать Другого в той мере, чтобы он оставался Другим.

Каждый из нас находится между двух огней: с одной стороны, глубоко запрограммированное стремление к слиянию с Другим; с другой - внутренняя потребность в отделении и индивидуации.

Диалог между Я и другим - это психодинамика, которая приводит к личностному развитию. Я становлюсь больше, чем Я, потому что Ты заставляешь меня подниматься над собой и над моим ограниченным сознанием, чтобы признать в тебе Другого, и наоборот. Это основной способ, с помощью которого мы помогаем друг другу преодолеть напряжение противоположностей.

Мой диалог с тобой - это мой диалог с космосом, ибо ты содержишь и воплощаешь в себе те же энергии. Ты заставляешь меня обращать внимание, реагировать, личностно развиваться и ощущать увеличение своих возможностей, тем самым - расширять мое воплощение того, что требует самость. С рождения и до смерти мы должны максимально приближаться к тому, кем мы способны стать. Формируя диалектические отношения с тобой, я живу жизнью в ее глубинном измерении.

Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме: В поисках доброго волшебника"

И в заключение к "возвращению домой":

Соблазнительный призрак романтической любви, который доминирует в западной культуре. Не дает нам покоя из-за глубинно путаницы между проекцией и нашей истинной целью. Мы влюбляемся в саму Любовь, теряя при этом развитие, необходимое нашей душе
«Самый страшный ад - пресыщение тем, что мы ищем» (Данте).
Как все зависимые люди, мы страстно желаем умереть в Другом, чтобы остаться в нем.

Все мы - странники, вместе и каждый по отдельности.
Наши проекции на Другого неизбежны; и по сути это неплохо, ибо они значительно обогащают наше странствие. Но как только мы уцепимся за них, он собьют нас с пути, ведущего к нашей индивидуальной цели.

Нашей задачей является достижение целостности.
Мы не такие слабые и не такие ущербные, чтобы обязательно нуждаться в Другом. Однако когда мы обращаемся к тем отношениям, в которых доминирует определенная потребность и вместе с тем обременяет их, мы можем стать ребенком Другого, считать его своим родителем и перестать любить его именно как Другого, и тогда мы понимаем, что нам нужно честно осознать в себе эту потребность, а затем изменить ее.

Любить другого - значит быть внимательным к тому, что происходит с этим человеком.
Использовать отношения, чтобы уклониться от своего индивидуального странствия, - значит их извращать и отказаться от своего признания. Проявлять внимание к другому человеку как к Другому - значит открыться и радости, и боли.

Если отношения вызываются не потребностью, а вниманием к другому человеку как к Другому, то мы действительно становимся свободными в его восприятии. Если мы постараемся устранить свои проекции, перестать грезить о «возвращении домой», мы сразу становимся свободными для любви. Если мы свободны для любви, значит, мы готовы к посвящению в таинство, воплощенное в Другом. Не будучи посвященным в это таинство, мы остаемся пленниками своего детства и ограничиваемся тривиальным.

Любовь и духовная деятельность обязательно взаимосвязаны. Другой нужен не для того, чтобы позаботиться о нашей душе, а для того, чтобы обогатить наше ощущение ее. Такой дар становится особенно ценным для тех людей, которым уже удалось расширить границы своей души. На практике это развитие способности любить означает развитие способности ощущать таинство.

Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме"

мужчина и женщина

Previous post Next post
Up