Крыловский государственный научный центр согласовал концептуальный проект атомохода «Лидер» с Центральным конструкторским бюро «Айсберг» (головной разработчик «Лидера»). В следующем году «Айсберг» приступит к практической реализации проекта. Общую стоимость строительства ледокола в Крыловском ГНЦ сегодня оценивают в 80-100 млрд руб.
Ледоколы типа ЛК-110Я ("Лидер") - новый тип российских атомных ледоколов. Название расшифровывается как «ледокол, мощностью 110 МВт (на валу), с ядерной силовой установкой». Главными задачами этих ледоколов являются обеспечение круглогодичной навигации Северного морского пути (включая крупнотоннажные танкеры, которые сейчас не могут использовать этот маршрут) и проведение различных экспедиций в Арктику.
Исходя из расчета сметной стоимости работ общая цена техпроекта составляет 850 млн рублей. Но Минпромторг ограничен лимитами бюджетного финансирования, поэтому стартовая цена конкурса снижена на 100 млн рублей. Недостающие средства, по условиям контракта, обязан привлечь сам исполнитель работ. По информации источников в отрасли, недостающие средства, как правило, доплачивают государственные структуры, заинтересованные в исполнении проекта: "В случае с "Лидером" это может быть "Росатом". Также к финансированию могут привлечь "Газпром" или "Роснефть", они заинтересованы в разработке месторождений на шельфе".
Кроме технического проекта, для строительства потребуется также рабочий проект. Он обойдется федеральному бюджету значительно дороже - стоимость может достигнуть 10 млрд руб. Ранее исполнительный директор Крыловского государственного научного центра Михаил Загородников оценивал строительство ЛК-110Я ("Лидер") в 80 млрд рублей. Судостроители Петербурга не исключают, что в процессе строительства его стоимость может возрасти до 100 млрд руб.
На разработку документации Минпропторгом отведено чуть больше года. Сжатые сроки вызывают опасения у проектировщиков. Для сравнения, на проектирование атомного эсминца "Лидер", другого масштабного судостроительного проекта последнего времени, отведено 2-2,5 года. Трудоемкость проектирования ледокола и перспективного эсминца примерно одинакова, считают эксперты.
Всю энергию судно получает от атомной паропроизводящей установки. Движителем судна служат четыре четырёхлопастных гребных винта фиксированного шага. Согласно требованиям Минпромторга: предельная толщина льда, преодолеваемого универсальным атомным ледоколом непрерывным ходом с минимально-устойчивой скоростью 1,5-2 узла должна составлять не менее 4 м; автономность судна по запасам провизии составит 8 месяцев; численность экипажа составит 60-70 человек; срок эксплуатации будет рассчитан на 40 лет. Этапы эскизной проработки:
Проект «Лидера» получился достаточно уникальным. Впервые в истории судостроения в корпусе судна не будет ни одного одинакового шпангоута (это поперечное ребро конструкции остова, по которому формируются обводы корпуса корабля). Это обеспечит ледоколу небывалую для его одноклассников проходимость во льдах. По расчетам конструкторов, благодаря новым техническим решениям «Лидер» сможет с легкостью преодолевать арктический лед толщиной более 4 м и прокладывать судоходный канал для проводки судов шириной 50 м. «Лидер» сможет пройти через двухметровый лед со скоростью 14 узлов. Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить «колею» не шире 36 м. Стендовый макет:
Согласно утвержденным документам, на борту «Лидера» будут установлены два новейших атомных реактора РИТМ-400 мощностью по 60 МВт каждый. Эта мощность будет поступать на винторулевые колонки Azipod, расположенные вне корпуса судна. С помощью шарнирного механизма Azipod может вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Это позволяет получить лучшую по сравнению с классическими движительными установками маневренность судна как по курсу, так и по скорости. К примеру, «Лидер» сможет маневрировать в сложных условиях, двигаясь хоть носом, хоть кормой, хоть бортом.
При начальных этапах проектирования корпуса ледокола был выявлен эффект, при котором достаточно много льда идет к винтам судна, от чего падает крутящий момент Azipod и ледокол теряет мощность и ход. Именно поэтому в ходе проектирования и стендовых испытаний много времени было уделено созданию оптимальной компоновки обводов корпуса. Конструкция корпуса «Лидера» обеспечивает отвод льда и ледяной шуги от винторулевых колонок. И даже в самой сложной ледовой обстановке ледокол будет двигаться без потери мощности и скорости.
Между тем, интернет-комментаторы подвергли критике концепт ледокола, назвав его "гламурным" и сравнивая с модными яхтами миллиардеров. В то же время некоторые усомнились в практичности предполагаемой конструкции. Например, непонятно, каким образом будет убираться снег со всех горизонтальных поверхностей судна.
Смотрите также:
Транспортный мегапроект с дирижаблями за $240 млрд Новая яхта Усманова за $600 млнПарад кораблей в Амстердаме Источники:
1,
2