Ко дню рождения сообщества
Массаракш. - Мариша! Доставай диаскоп!
- Сейчас!
Шестилетняя девочка быстро сгребает игрушки в угол своего диванчика (она уже большая и спит на диване - почти таком, как у мамы с папой, только односпальном, не раскладном). Вечер Старого Нового Года - прекрасное время для диафильмов! В углу тихонько мерцает елка - лампочки самодельной гирлянды отражаются в стеклянных шарах и веретенцах, а если выключить гирлянду - на елке тихо затлеют розоватым и зеленым фосфорическим свечением особенные узоры на некоторых игрушках...
Мариша забирается на отцовский стол - тяжеленный, темно-коричневый однотумбовый - и аккуратно тянет с металлической книжной полки коробку с диаскопом. Он замечательный - в нем можно смотреть и фотографии в специальных картонных рамочках, и диафильмы. У Мариши их десятка три - в маленьких цилиндрических алюминиевых коробочках с такими же крышечками (два фильма со сказками Андерсена имеют черные пластмассовые крышечки). Диафильмы хранятся в нижнем ящике стола, составленные в нижнюю часть картонной коробки от папиных югославских "выходных" полуботинок.
Сперва, переставив коробку с диаскопом на стол, Мариша вынимает его и устанавливает - недалеко от края, но не на самом краю. Пока еще темный глаз прибора смотрит на стену над детским диванчиком. В стену вбиты четыре гвоздя. Достав из шкафа полпростынки с занавесочными колечками по углам, Мариша влезает на свой диван и вешает ее.
Пора вернуться к диаскопу. Девочка включает прибор в сеть - папа давно показал ей, как это делать правильно и безопасно. Папа преподает электротехнику в институте и "не делает из электричества проблемы для ребенка", как сказала соседке мама. Тетя Катя до сих пор не разрешает Лариске даже радио включать,- хотя все знают, что в радиорозетке совсем слабое напряжение. Зато у Ларисы в ушах - настоящие золотые серьги, хотя и маленькие. Ей отец "из загранки" привез, и тетя Катя сама проколола дочке уши.
Диаскоп нагрелся - на стене появилось светлое пятно, прямоугольное, с закругленными краями. Мариша достала коробку с фильмами: все готово, остается только вынимать пленки из серебристых цилиндриков, заправлять в про-ек-ци-он-ный механизм и крутить ручку, чтобы кадр за кадром смотреть сказки. Мариша сто раз - так все говорят,- хотя она и не считала, может, и больше,- сто раз видела, как это делается, и давно собиралась попросить разрешения самой заправлять пленку. Подписи под картинками она уж больше года читает сама, и несколько раз крутила ручку аппарата.
- Мам, я все приготовила!
- Иду!
И тут раздается звонок. Дверные звонки во всем доме резкие. Папа говорит: "Как колокола громкого боя", и Мариша знает, что на кораблях и судах это уже давно не колокола, а такие электрические здоровенные звонки,- как в ближней школе, только больше. Они с папой и с Лариской несколько раз были на плавучем заводе, где работает отец Ларисы - дядя Петя. Его "Ковшова" - это рыболовное и рыбоконсервное судно. А на корабли, сказал папа, детей не пускают. Потому что корабли - это военные. И поэтому Маришка с Ларисой считают, что на кораблях колокола громкого боя еще громче, чем на судах. А в доме живут судостроители и моряки, потому и звонки громкие.
Мариша расстроена. Это не папа пришел - из коридора слышен тонкий и резкий, не хуже звонка, голос тети Кати. Она пришла к маме, а значит, смотреть диафильмы будем позже - или вовсе отложим на потом. Возня, легкий топот - в комнату влетает Лариска. Ну, хоть поиграем вместе!
- Мариша! Зайди на кухню!
Заплаканная тетя Катя сидит у кухонного стола, мама ставит чайник на плиту. Тетя Катя часто плачет у нас на кухне - между рейсами дядя Петя "пьет и гуляет", как говорят соседи,- хотя Марина с Ларисой ни разу не видели его гуляющим во дворе.
- Ты ведь знаешь, как заправлять пленку?
- Знаю.
- Ну, ты уже большая, давай сама. Посмотрите с Ларисой сказки, а нам с Катей надо поговорить...
Тетя Катя узкой костистой ручкой треплет Маришу по плечу. Лариса у нее такая же тоненькая, птичьего сложения,- а дядя Петя здоровенный и плотный, как боксерская перчатка. И красный лицом и шеей. "Пьет, но не бьет",- часто говорит маме тетя Катя.
- Лар, мы сейчас будем диафильмы смотреть!
- Что, сами?
- Да, мне сказали все сделать самой.
Мариша смотрит на простыню - световой прямоугольник ушел на целую ее ладонь ниже края материи. Под передний край широкой подошвы диаскопа разрешается подкладывать папины справочники. Девочка выбирает подходящий - надо же, все получилось с первого раза! Светлое окошко устроилось ровнехонько по центру простыни.
Девочки перебирают пробирки со сказками: "Сорока-Белобока", "Снегурочка", "Про лису Лариску и зайца Коську" (этот Лариса не любит, и с ней его не смотрят никогда), "Теремок", "Гуси-Лебеди", "Морозко", "О мертвой царевне и семи богатырях", "По щучьему велению", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Крошечка-Хаврошечка"... "Морозко", - кричит Лариса,- это же зимний фильм!" Девчонки оглядываются - не заругают ли мамы за шум в комнате. Но из кухни, из-за закрытой двери слышны только тетикатин слезный тон да успокаивающий - мамин.
Мариша старательно заправляет кончик пленки с черными первыми кадрами в специальные "салазки" и защелкивает рычажок. Теперь, если повернуть маленький, с черной шишечкой на краю ворот механизма, зубчатые колесики подцепят квадратные дырочки на краях пленки и потянут диафильм сверху вниз, кадр за кадром. Лариса выключает свет. Марина крутит фильм, девочки хором читают подписи. ...Что-то быстро кончился этот "Морозко".
Теперь Маринина очередь выбирать. "Крошечка-Хаврошечка" - ее любимая история. Про работящую девочку, мачеху с дочками, волшебную яблоньку и умного царевича. Тут вот какая штука - везде царевичи прекрасные, а здесь - умный. И яблонька не просто себе волшебная, а от Хаврошечкиной мамы осталась. И конь у царевича не белый, а гнедой, как у дедушки. Хотя дедушкиного коня Мариша помнит едва-едва: сперва ноги с черными копытами, потом - блестящую коричневую холку с черной гривой. Ей тогда всего третий годик пошел. Дедушка Маришке еще трясогузку на реке поймал, а птичка ему в кепку накакала...
Крутанув пару первых кадров, Марина понимает, что в темноте вставила пленку наоборот. Не с конца к началу, как бывает, если неправильно смотаешь диафильм, а "зеркально", как называет это папа. То есть, картинки нормальные, но странные - и гуси-лебеди не туда летят, и богатыри не туда едут, и слова в подписи - навыворот. Хорошо еще, что "Крошечка-Хаврошечка" - сказка без подписей. И так все понятно. Наверное, поэтому Лариса не заметила ошибки - а может, не знает и самой сказки. Мариша и не стала об этом говорить... Крутит себе и крутит потихоньку дальше.
А сказка между тем становится все странней. И добро бы просто картинки наоборот смотрелись. Так нет же. Золотую яблоньку срубает папенька, Крошечку пытаются заставить выйти за царевича, влюбленного в сводную сестру - затем, что Хаврошечка старшая, а за нею и сестры станут знатными и выйдут замуж за иноземных принцев... А сестрица средняя сбегает из дому - и все рассказывает царевичу. И царевич увозит меньшую, а сестры ее - родная и сводная - бегут за тридевять земель, в тридесятое царство от гнева родителей. Хаврошечка нанимается петь в богатой корчме, и голос ее становится славен на три царства вокруг. А сестрица средняя подается в воинский клан - ни замуж ей, ни дома тихого,- знатная воительница, злая до справедливости, известна на те же три царства...
...С кухни слышны голоса женщин.
- Катя, не трави себе душу. Когда он дома - добрее не сыщешь. Все "моя Катенька, моя Катенька"... разве он тебя не бережет?
- А мне Нелька сказала...
- Что тебе Нелька? Может, она на Петю наговаривает? На такую красотку не польстился...
- Да я воробей против ней...
- Катя! Поди в зеркало глянь! Вы с детьми - как солнышки!..
- Не пойду к зеркалу! Там девчонки!
- Ну, и не дури!..
Лариса с Маришей досматривают диафильм. Крутятся зубчатые колесики... Вот и сказка кончена. Вот и горстка буковок в финале: "МЬЛИФТЬЛУМЗЮОС яидутС. шкарассаМ".