Синдром Мюнхгаузена - симулятивное расстройство, при котором человек симулирует, преувеличивает или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации, хирургическому вмешательству и т. п. Причины такого симулятивного поведения полностью не изучены. Общепринятое объяснение причин синдрома Мюнхгаузена гласит, что симуляция болезни позволяет людям с этим синдромом получить внимание, заботу, симпатию и психологическую поддержку.
Делегированный синдром Мюнхгаузена
Под делегированным синдромом Мюнхгаузена (Fabricated and Induced Illness или Munchausen Syndrome by Proxy, MSBP) понимают такой вид симулятивного расстройства, при котором родители или лица их замещающие намеренно вызывают у ребёнка или уязвимого взрослого человека (инвалида, например) болезненные состояния или выдумывают их, чтобы обратиться за медицинской помощью. Такие действия совершают почти исключительно женщины, в подавляющем большинстве случаев - родные матери или супруги. При этом лица, симулирующие болезни ребёнка, сами могут проявлять поведение типичное для синдрома Мюнхгаузена.
Искусственные заболевания и многократное лечение негативно сказывается на психическом развитии и здоровье детей. Кроме того, действия, при помощи которых создаются симптомы болезни, могут наносить непоправимый вред здоровью ребёнка и представлять опасность для его жизни.
Делегированный синдром Мюнхгаузена очень трудно распознать, поэтому точно определить его распространенность пока не удается.
Матери, вызывающие у детей болезни, как правило, страдают от недостатка психологической поддержки. Они часто несчастливы в браке. Часть из них страдает от психических расстройств. Многие обладают некоторым запасом знаний в области медицины.
Делегированный синдром Мюнхгаузена можно предполагать, если наблюдаются следующие признаки:
- проведенное обследование не показало патологии, однако жалобы продолжаются;
- результаты обследования не совпадают с течением болезни;
- опытные специалисты говорят: «Первый раз встречаюсь с подобным случаем»;
- первичный диагноз - очень редкое заболевание;
- мать не удовлетворена выводом об отсутствии патологии;
- мать располагает большим количеством медицинских сведений;
- симптомов нет, когда рядом нет матери;
- очень заботливая мать, которая под разными предлогами отказывается оставить своего ребенка хотя бы ненадолго;
- привычные методы лечения не дают результата.
Можно заметить, что при желании и заинтересованности в поведении (например, «мать располагает большим количеством медицинских сведений» или «очень заботливая мать, которая под разными предлогами отказывается оставить своего ребенка хотя бы ненадолго») и положении («Матери, вызывающие у детей болезни, как правило, страдают от недостатка психологической поддержки. Они часто несчастливы в браке») многих матерей разглядеть признаки этого симптома нетрудно.
В последний год увеличилось количество случаев обращений женщин, которым социальные службы Израиля приписывают наличие этого синдрома и на основании этого считают их опасным для детей, которых и изымают из семей в интернаты.
Схема выдумана несложная:
Женщина обращается к неврологу, обычно по требованию школы или детского сада. Невролог (это может быть детский психолог или какой-либо другой работник области «душевного здоровья») осматривает ребёнка, а после того, как мама с ребёнком покидают его кабинет, пишет донос в социальные службы, в котором сообщает, что такая-то гражданка страдает по его мнению синдромом Барона Мюнхаузена. После этого социальные службы начинают процесс изъятия ребёнка из семьи.
При этом нарушаются следующие законы и правила внутренней этики врачей.
- Для того, чтобы поставить такой диагноз, необходимо продолжительное наблюдение за пациентом, получасового (в лучшем случае) общения с ребёнком недостаточно для того, чтобы поставить его матери диагноз «синдром Барона Мюнхаузена»
- В Израиле действует закон секретности, не позволяющий информировать посторонних лиц о каких-либо подробностях болезни или данных пациентов.
- Во всех случаях, которые рассказывали нам пострадавшие, они сами не обращались к врачу, а приходили к нему с несовершеннолетним ребёнком. Раздача диагнозов людям без факта обращения их к врачу является грубым нарушением врачебной этики.
Но всё это с лихвой покрывает закон «о доносительстве», также действующий в Израиле, согласно которому любой гражданин Израиля обязан доложить о любом случае потенциальной опасности, грозящей несовершеннолетнему ребёнку.
Одно из таких дел - нашумевшее дело семьи, из которой отняли 2-х детей на основании подозрения синдрома Мюнхаузена.
http://www.zman.com/news/2012/01/05/117652-print.html Любопытно высказывание «пкиды саад», занимающейся делом этой семьи со стороны социальных служб: «Зе мератэк». В переводе на русский: «Это захватывающе, увлекательно». Осталось не разъяснённым, что именно считает «захватывающим и увлекательным» социальная работница. Скорее всего то, что подобный диагноз при желании можно приписать 90% женщинам Израиля, ведь многие «располагают большим количеством медицинских сведений» и «очень заботливые матери», а некоторые «страдают от недостатка психологической поддержки» и «несчастливы в браке.» Ведь если хорошо «раскрутить» механизм выявления синдрома Барона Мюнхаузена, то количество интернатов для изъятых детей, можно будет увеличить существенно, также как и суммы дотаций на содержание этих интернатов и зарплаты работающим там специалистам.
Это дело попало в СМИ, но оно не единственное дело по «синдрому Барона Мюнхаузена». За последний год к нам обратились 3 семьи с очень похожими историями. Схожесть схем обвинения пострадавших, даже само «диагностирование» наводит на мысль о том, что социальные службы отрабатывают ещё одну стандартную схему изъятия детей из родных семей с целью пополнения интернатов.
Теперь советы:
Как можно минимизировать опасность попадения в ситуацию, при которой ничего не подозревающей матери, пришедшей со своим ребёнком в неврологу, ставят этот диагноз и отправляют донос прямиком в социальные службы:
- Обращайтесь к врачам, с которыми знакомы ваши знакомые и к которым есть хорошие рекомендации.
- Записывайте на диктофон происходящее в кабинете врача.
- Если Вы узнали о том, что Вам «приписали» подобный синдром, обращайтесь к независимому специалисту за опровержением.
То что возникают новые и новые схемы изъятия детей из родных семей с целью пополнения интернатов наводит на мысль о том, что просто необходима независимая коммисия, которая бы рассматривала дела таких семей ещё до того, как этими делами начинает заниматься суд и которая состояла бы и из адвоката и из независимых специалистов области «душевное здоровье». Прежде всего с целью определения, насколько нарушены этические нормы и законы при «составлении» дела