Nov 19, 2011 14:25
В последнее время как-то опять активно поднимается тема об эмиграции из России; со всех сторон: от банального "пора валить" до крикливого "позор предателям" - но посреди этих двух крайних точек все-таки попадаются и более взвешеные позиции.
Я - человек несознательный, в том смысле, что до отъезда никакого особого мнения, которое я могла бы четко сформулировать, у меня не было. Более того, мне даже казалось, что при моей профессии мне будет крайне сложно найти работу по специальности. Понятно, что русских солистов в Европе и Америке немало, но, чтобы хотя бы просто заинтересовать агентство, надо иметь дипломы конкурсов и профессиональные записи, а все это стоит денег, которых у меня тогда не было: чтобы поехать на конкурс, надо, как минимум, заплатить взнос и купить билет на самолет...
В последний год пертед отъездом я работала в трех разных местах. Во-первых, конечно, солисткой в театре - это небольшой, но очень хороший питерский детский музыкальный театр, в котором ставятся и "взрослые" оперы тоже. Во-вторых, пела на клиросе - это, конечно, далеко не только работа, но и работа тоже, и за нее тоже платят. В-третьих, по понедельникам, когда в театре выходной, я ездила в область, где преподавала в музыкальной школе и заодно в местном доме культуры. Я в принципе не могу работать там, где мне неприятно или неинтересно - во всех трех местах работа была интересной по-своему, и везде ко мне относились неплохо. За все-про-все я получала чуть меньше двадцати тысяч рублей в месяц, и было это уже три с половиной года назад. Если кто помнит, тогда цена аренды однокомнатной квартиры в Питере и начиналась где-то с двадцати тысяч.
Потом я случайно увидела объявление о конкурсе в хор Финской Оперы. Участвовать решилась из чистого авантюризма, в обще-то, даже не веря, что могу победить - иностранка, не говорящая по-фински вообще. Правда, певшая на финском, но это отдельная история. Было лето, делать было особо нечего, а тут еще и виза как раз сделана, и, если совсем уж честно, некоторые неприятности в личной жизни. Лучший способ забыть об огорчениях - это уйти с говолой в какое-то дело; по крайней мере, мне обычно помогает. :) А тут надо было подготовиться к прослушиванию: выучить песню на финском, вспомнить арию, выучить два фрагмента из оперы - опять же, на финском.
И неожиданно мне предложили годовой контракт. Уезжая из Хельсинки после прослушивания, я все думала - смогу ли жить в этом городе? Там ведь все настолько чужое...
Собравшись с мыслями, решила не отказываться. Во-первых, как-то устала работать без выходных. В театре к этому моменту мое положение было достаточно устойчивым (а у нас ведь, если ты перестаешь устраивать шефа, тебе просто не продлевают контракт, а эта процедура повторяется ежегодно, и, соответственно, каждый раз в июне многие не уверены, что в сентябре у них будет работа), то есть лично мне увольнения бояться было нечего, у меня было довольно много ролей, и некоторые даже без замены. Но весте с тем перспектив не было никаких. Опять же, в театре все зависело от шефа, а шеф, при всем своем хорошем ко мне отношении, в новых постановках меня "не видел": в лучшем случае я могла расчитывать на Ларину или Филиппьевну в "Онегине", постановка которого все отодвигалась, а в итоге так и не состоялась. Конечно, важно играть в детских спектаклях, и некоторые эти свои роли я очень любила, но все-таки не слишком увлекательно три-четыре раза в неделю выходить в роли зайчиков, и лишь раз в два месяца - комической старухой в опере... Во-вторых, мне давным-давно хотелось съехать из родительской квартиры, но с такими заработками я могла бы снять только комнату в не самой благополучной коммуналке.
Короче говоря, я решила, что можно попробовать отработать год, а там уж решать.
Но не прошло и года, как я поняла, что вернуться уже не смогу - избаловалась. Дело ведь не только в зарплате - хотя да, теперь я работала меньше, а получала в несколько раз больше, и съем квартиры, например, не представлял вообще никаких трудностей, так же, как и поездка на юг самостоятельно (а не по дешевому туру) или покупка компьютера. Но, кроме этого, здесь, в Финляндии, я начала, наконец дышать спокойно.
Вот тут можно очень долго объяснять, потому что в России, к сожалению, дыхание сбивается практически на каждом шагу.
Ну, например: в Финляндии все организовано очень четко; конечно, случаются и тут иногда сбои, но обычно при возникновении любой проблемы я четко знаю, куда обращаться и что делать. Более того, многие проблемы, которые отравляли жизнь в России, вообще перестали быть моими проблемами. Да и вообще теперь проблемы у меня возникают гораздо реже.
Ну хоть вот такой момент: за первый год я сменила три места жительства; в Финляндии есть что-то вроде прописки или регистрации, но при ее смене надо всего лишь взять на почте бесплатные бланк и конверт, заполнить несложную форму (старый адрес, новый адрес, с какого числа) и опустить конверт с бланком в почтовый ящик. И это все: теперь и в Магистрате, и на почте есть мой новый адрес. В банк или в контору, с которой заключен договор о продаже электричества, надо просто позвонить и сообщить. Или такой момент, как открытие счета. Надо один раз сходить в любой банк, заключить там договор, и сообщить номер счета по месту работы. Система банкоматов одна, и не имеет значения, в каком банке счет - деньги можно взять в любом банкомате. Когда истечет срок действия карты, или кончатся коды для интернет-банкинга, новую карту или новые коды пришлют по почте автоматически и заранее.
В Финляндии мои возможности резко расширились. Причем не только потому, что денег стало больше. Здесь гораздо проще, например, заниматься спортом: посещение бассейна стоит около четырех евро, а пользоваться уличными тренажерами (которых в центре почти нет, зато много в новых районах), как правило, можно вообще бесплатно; зимой я хожу иногда на каток: за посещение одних надо заплатить 2-4 евро (плюс аренда коньков - в том же диапазоне), а другими можно пользоваться и вовсе бесплатно. При желании можно пойти на курсы, которых в каждом районе много: хоть языки изучай (вплоть до суахили), хоть керамику расписывай, хоть танцевать учись. Да что там - в Финляндии элементарно меньше мест, куда мне нельзя. Собственно, мне нельзя, в основном, без приглашения во двор частного дома, а так - ну разве что в расположение воинских частей, но даже и там есть территории, открытые для посещения. Мне можно в Университет, например, у меня даже есть читательский билет университетской библиотеки, хотя я там никогда и не училась - библиотекой может пользоваться кто угодно. Кстати, читательский билет музыкальной академии у меня тоже есть. Библиотеки в Финляндии - это вообще особая история: в каждой районной библиотеке есть книги на иностранных языках (на английском в любом случае, а также в зависимости от национального состава жителей округа), есть ноты, аудио- и видеозаписи - где-то больше, где-то меньше, но есть.
Ну и потом - здесь можно не бояться, что завтра тебя без объяснения причин уменьшат оклад или пенсию, лишат работы... Да что там работы - у нас недавно попытались без консультаций с работниками запретить личные электроприборы (ну там, чайники и фены), так возмущение было настолько сильным и, главное, хорошо организованным, что распоряжение тут же изменили. Еще и извинились.
Да и творческих перспектив, как ни странно, здесь в хоре оказалось гораздо больше, чем в России в солистах. Я чаще пою в сольных концертах, могу и свои сольные организовать, причем - не забесплатно. А уж с какими режиссерами и дирижерами мы равотаем в Опере! Конечно, они не все одинаково хороши и интересны, да и тот мой питерский шеф - тоже человек и интересный, и талантливый, но он в театре - единственный. А тут - мы пели с Метцмахером! Кому интересно - погуглите, что это за дядя. А какая команда приехала на постановку "Доктора Атомика"! Кстати, и о самом композиторе "Атомика", Джоне Адамсе, я в России не слышала. После общения с ними начинаешь и на оперу, и даже на мир в целом смотреть совершенно по-иному.
карьера,
эмиграция,
новости культуры