"Психолог. On-line. Бесплатно."

Jan 15, 2010 09:12


кадр из фильма "Амели"Консультирую ли я on-line?
Я почти всегда отвечаю на любые сообщения. Это может касаться меня, моего опыта, непосредственно консультаций или собственно личных проблем.

On-line консультированием я не занимаюсь. Раньше я думала, что из жадности. Оказалось, что нет!!! В какой-то момент, общаясь с кем-то в переписке, я окончательно осознала, что не делаю этого часто только потому что это неэффективно.
Мне важно работать эффективно, мне важно создавать для клиента результат. Мой опыт консультирования с помощью эл.почты, icq, контакта, skype и пр. показал, что это не эффективно и ненадежно.

Объясняю.
Человек описывает мне свою ситуацию - welcome.
Я отвечаю - можете проверить.
Мой ответ скорее всего содержит мое первичное видение ситуации и ряд вопросов к клиенту. Человек отвечает. Я отвечаю.
Первая настоящая очная консультация, как правило, похожа на интервью - я задаю много вопросов из чего вся картина четче вырисовывается как для меня, так и для самого клиента. В случае же оn-line общения человек обычно пишет с посылом - вот моя ситуация, посоветуйте мне. А процесс консультирования это в большей степени процесс исследования и обработки данных, нежели заглядывание в конец задачника в поиске правильных решений.
Работа on-line значительно теряет в качестве еще и за счет следующих моментов

1) Я не вижу клиента, а ведь это огромное количество информации для меня (его состояние, реакции, эмоции, манера речи, паузы, жесты, мимика, слезы на глазах, малейшие изменения). Это очень важно, чтобы почувствовать, понять, правильно услышать человека - а ведь за этим люди и приходят к психологу.
Приведу пример.
В процессе консультации я замечаю, что каждый раз когда клиент начинает плакать, он закрывает лицо руками или отходит к окну или настойчиво старается сменить тему. Обсуждение этого приводит нас к важной теме того, насколько ему сложно приоткрывать свои слабые стороны другим. Будь это общением по переписке - я бы не заметила этого.


источник фото http://www.vecherka.ru/articleprint/1764 2) Общение в любой момент может прерваться, при чем по неизвестным мне причинам. Это может быть как целый ряд технических неполадок, так и «повешенная трубка» на том конце. А это в свою очередь означает, что я вообще не могу задавать человеку важных, сложных вопросов.
На любой консультации есть некоторая динамика. Например, человек приходит в спокойном состоянии, потом мы разбираем что-то тяжелое, важное, сложное, болезненное и потом вновь возвращаемся на более осознанный уровень, человек возвращается в относительно обычное для себя состояние. Если есть риск что в середине сеанса наша связь прервется, то я не стану даже задавать такие вопросы, которые могут вывести человека из состояния равновесия. А без этого теряет смысл весь процесс.
Приведу пример
Мы обсуждаем смерть близкого человека. Клиент сильно переживает. В процессе диалога я спрашиваю «Что тебе хотелось бы сказать ей?», «Есть ли какая-то обида, которую ты не можешь забыть, простить себе?» «Ты злишься на что-то?». В процессе консультации Клиент выговаривает очень многое из того, в чем и себе боялся признаться. Под конец сеанса он чувствует себя значительно легче.
Но такие вопросы не задать в переписке. Такую тему, не видя человека, я бы, пожалуй, вообще не взялась обсуждать. Конечно, мне найдется, что сказать, но консультацией это не будет. Т.е. фактически уже на второе-третье сообщение из нашей переписки мне уже не ответить. Слишком много у меня возникает вопросов.

3) Формат встречи. Время, место и форма оплаты. Это важные параметры психологического консультирования.
- Должны быть четко оговорены начало и конец общения по времени. Иначе это не движение к цели, а прогулка в свободное время. Предположим даже, что время общения четко обозначено.
- Ни психолога, ни клиента не должно ничего отвлекать. Гарантировать это в реальной жизни практически невозможно. «Ой, у меня мама пришла, не могу больше говорить,» - произносит подросток при обсуждении его суицидальных мыслей и исчезает из эфира…
- Оплата консультации очень важный фактор для обеих сторон. Когда человек отдает или получает деньги, он начинает ощущать важность и ответственность за происходящее. При чем, ладно если не заплатили мне - я могу сосредоточиться и поработать как следует. Но психотерапия - это работа двух людей. А Клиент при таком раскладе, как правило, не очень сосредоточен на том, как все изменить к лучшему. Так же как на корпоративных тренингах, оплаченных организацией, участники не так замотивированы тренингом, как премией за то, что они его посетили.
Ну и вообще в некотором роде странно то, что один получает помощь, заплатив за это, а другой хочет получить её как бы между прочим. А ведь серьезной работой от этого консультирование не перестает быть (это и профессионализм, и ответственность, и конфиденциальность). Что ж такого, что психологическую помощь можно выразить в словах - тогда можно и дизайнеру написать - нарисуйте мне там логотип пожалуйста, вы же все равно за компьютером сидите.

При этом, что важно. Я ничего не имею против on-line консультирования в принципе. Я знаю, что есть довольно много психологов, которые это практикуют, есть даже те, кто делает это по skype (т.е. с видео), четко прописывают условия, время общения и способ оплаты.
Я даже не исключаю того, что и сама приду к этому.
Но сейчас мне слишком ценно и приятно видеть человека перед собой и то, как он на самом деле реагирует на мои слова.

Есть те, кому сложно приехать ко мне из другого города, есть те, кому сложно выйти из дома, есть те, кому лень со мной связаться и уточнить, как прийти ко мне лично…

Ничего. Если это Вы - я в Вас верю!

Я хорошо помню своё ощущение от очередной переписки и от "помогания" на форумах: "Не хочу".
Я знаю, в чем моя проблемa: я обожаю свою работу. Я очень люблю настоящее психологическое консультирование. Очно, тет-а-тет, за чашечкой чая... я вижу результат своей работы.

Остальное - сублимация от жажды тех же ощущений.

консультирование, конфиденциальность, работа

Previous post Next post
Up