Красный граф - "очаровательный негодяй"!

Apr 19, 2018 19:09


Алексей Николаевич Толстой - пожалуй, самая противоречивая фигура среди звезд Серебряного века и последующего лихолетья советской власти. Аристократ по рождению и по жизни, даже в сталинской России он оставался «красным графом». В доме на Спиридоновке писатель провел последние пять лет своей жизни.



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru





Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

С 1987 года музей-квартира Толстого относится к Государственному литературному музею: еще на подходе к дому видно, что оформление музейных табличек и указателей указывает на явный недостаток финансирования.

В квартиру №4, которую занимал Толстой, посетители попадают, поднявшись по крутой лестнице. Между пролетами висит один из самых известных портретов писателя кисти Павла Корина: в 1956 году художник выполнил копию со своей же работы, которая теперь хранится в Русском музее. В небольшой прихожей стоит массивная вешалка, подставка под зонтики и трости, а также большое зеркало в неоготическом стиле. В зеркале отражается люстра XIX века, богато декорированная цветочными гирляндами, масками сатиров и барельефами античных фигур. Рядом с зеркалом - французские бра XVII века, «Сатир» и «Сатиресса».



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Сам писатель как-то сказал, что для «нормальной жизни мне нужно две комнаты - кабинет, чтобы работать, и гостиная, чтобы пировать». Именно эти комнаты и стали основой мемориальной части музея. В кабинете Толстой прроводил долгие часы за работой. Ему были чужды рассуждения о капризном вдохновении: ежедневный кропотливый труд - вот что было основой его таланта. Именно здесь, за столом в кабинете на Спиридоновке, Толстой завершает роман «Хождение по мукам», создает драматическую дилогию об Иване Грозном «Орел и орлица», пишет цикл «Рассказы Ивана Сударева», а также многочисленные публицистические статьи и очерки. Здесь же шла напряженная работа над так и не дописанным до конца романом «Петр Первый».



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Все в кабинете было приспособлено под привычки хозяина. Главное рабочее место - конторка, за которой Алексей Николаевич писал. Черновые страницы рукописи затем перепечатывались на пишущей машинке фирмы Underwood, стоящей на маленьком ломберном столике. Правку в машинопись вносили за столиком у камина.



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В книжных шкафах - библиотека, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя Тургеневых, а также редкие прижизненные зарубежные издания Толстого. Большой парадный письменный стол предназначался для знакомства с многочисленной корреспонденцией, а также для приема гостей и парадных фотографий. Толстой как будто декларировал: вот так должен выглядеть рабочий стол успешного советского писателя, чьи книги издаются и любимы читателями.



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Литературный отец Буратино, марсианки Аэлиты и инженера Гарина был талантлив, умен, обаятелен и популярен. Принципиально не изучал иностранные языки, но при этом вольно использовал в своих книгах, как в случае с «Золотым ключиком», сюжеты произведений зарубежных авторов. Был лауреатом трех Сталинских премий и председателем Союза писателей. Он жил, по сути, богатым барином в самом сердце Москвы.

Значимость экспонатов музея, по мнению специалистов, определяется не столько их художественной ценностью, сколько их важностью для изучения творчества писателя. Ведь Толстой, который был страстным собирателем предметов искусства, приобретал только те вещи, которые будоражили его писательскую фантазию и помогали реализовывать творческий принцип - «для того, чтоб писать, я должен видеть». Может быть, поэтому роскошь интерьеров музея-квартиры даже можно назвать уютной.



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Многие уникальные произведения искусства в кабинете Толстого связаны с его работой над петровской темой. Например, портреты Петра I, его жены Екатерины I и гетмана Даниила Апостола. У конторки писателя всегда висели два слепка - прижизненная маска Петра I, снятая в 1717 году скульптором Растрелли, и посмертная маска Пушкина. Много редких вещей в кабинете появлялись благодаря увлеченности писателя всем необычным и «загадочным»: комплект кресел из Михайловского замка в Петербурге, которые по утверждению самого Толстого, были свидетелями убийства императора Павла I, курильницы, увенчанные небесными львами Будды, многочисленные портреты исторических лиц - императрицы Марии Федоровны, Александра I и царицы Клеопатры.



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Писатель воспитывался в семье матери и гордился своей принадлежностью к дворянскому роду Тургеневых. Он бережно хранил портреты предков - прадеда Александра Федоровича Багговута и прабабушки Александры Федоровны Тургеневой. Важнейшим же человеком в его жизни была мать Александра Леонтьевна Толстая, детская писательница. С ее фотографией в овальной раме, висящей справа от двери, Алексей Николаевич не расставался никогда.

В коридоре у кабинета тоже не отпускает петровская тема - там мы видим портрет Петра I, выполненный в технике мозаики. Материалом для создания картины послужили палочки для спичек, на которые вместо серы была нанесена капелька цветной стекловидной массы.



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Этот портрет создан в неизвестной русской мозаичной мастерской во второй половине XIX века с оригинального живописного портрета французского художника Поля Делароша. На противоположной стороне коридора два вышитых панно - «Петр I, распекающий купца» и «Коронация Екатерины I».



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Если кабинет был местом рабочего уединения писателя, то гостиная - подлинным центром дома. За большим столом под хрустальной люстрой всегда было шумно и весело. Друг писателя Корней Чуковский так вспоминал о Толстом: «…это был мажорный сангвиник. Он всегда жаждал радости, как малый ребенок, жаждал смеха и праздника, а насупленные, хмурые люди были органически чужды ему».



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Здесь собирались близкие и друзья семьи, которых восхищал в хозяине «талант домовитости». У Толстого часто бывали писатели Корней Чуковский и Илья Эренбург, балерина Галина Уланова, артисты Василий Качалов, Соломон Михоэлс и Фаина Раневская, художники Павел Корин и Петр Кончаловский. Обсудить новые книжные приобретения заходил писатель Владимир Лидин, а выдающийся физик Петр Капица обязательно осматривал все часы в доме - был своим «часовым мастером».



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Убранство комнаты соответствует характеру писателя - человека жизнелюбивого, веселого и гостеприимного. Старинная мебель, живопись, светильники, фарфор подобраны со вкусом и глубоким знанием старины. Стены в гостиной украшают произведения западноевропейских художников рубежа XVII-XVIII веков. Это живописные полотна Кампидолио «Натюрморт с клубникой», Брейгеля «Натюрморт с арбузом», Куска «Натюрморт с виноградом», Хондекутера «Птичий дворик», две работы Тенирса-младшего - «Сельский праздник» и «Игра в шары», а также работа неизвестного художника «Натюрморт с рыбой». Композиционный центр интерьера гостиной - картина «Аллегория вкуса», которую сам писатель именовал не иначе как «Портрет куртизанки».



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В коридоре у гостиной нас ждет еще одно напоминание о Петре I - походный сундук императора. Военную тему продолжают батальные сцены: картина неизвестного французского художника XVIII века «Завершение битвы», «Битва у стен крепости» также француза Жана Куртуа и работа Вильгельма Августа Голике «Петр I».

В музыкальной гостиной особняка на Спиридоновке регулярно проходят творческие вечера и небольшие концерты. «Гори, гори, моя звезда», «Не уходи, побудь со мною», «Только раз бывает в жизни встреча», «Динь-динь-динь» - в такой обстановке, под звуки старинного рояля, всем известные романсы звучат естественно и аристократично.



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

ИСТОРИЯ

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого, некогда входило в комплекс городской усадьбы в стиле модерн, построенной в 1901-1903 годах для предпринимателя Степана Рябушинского Федором Шехтелем. По проекту архитектора, флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги. После того как усадьбу покинули Рябушинские, флигель, как и вся усадьба, несколько раз менял своих хозяев.

Некоторое время на втором этаже располагались редакции журналов, издававшихся при участии Максима Горького: «За рубежом», «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «Истории фабрик и заводов».

Больше половины своей жизни Толстой прожил в царской России как зажиточный аристократ. После революции, как и многие богатые люди того времени, Толстой уехал в эмиграцию, но за границей не прижился и вернулся в Советский Союз, удивительным образом сумев в нем адаптироваться. Правда, некоторые современники так и продолжали называть его «духовным перевертышем», «литературным дельцом», «очаровательным негодяем» и даже «красным шутом».

В доме на Спиридоновке Толстой прожил с августа 1941 года до последних дней своей жизни. После смерти до 1982 года в доме писателя жила его вдова Людмила Ильинична Толстая, пережившая мужа почти на сорок лет. Она сохранила библиотеку, художественную коллекцию и обстановку квартиры. По завещанию Людмилы Ильиничны, все мемориальные предметы были переданы Государственному литературному музею, и 20 октября 1987 года здесь был открыт мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого. Коридоры, ведущие в кабинет и гостиную, а также кафельные печи в комнатах - то немногое, что сохранилось от первоначального архитектурного замысла Федора Шехтеля.



Москва. Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Экскурсия: "Красный граф - "очаровательный негодяй"

Источник: strana.ru

Автор: Екатерина Зель

Previous post Next post
Up