Второе дыхание русской усадьбы

Apr 03, 2017 18:35


Как сделать конфетку из усадебных развалин, ничего на этом не заработать и остаться в истории.

«Богатство обязывает» - гласит известный французский афоризм, который в России сегодня, кажется, утратил свой смысл. Лишь немногие представители русской бизнес-элиты, выросшей из лихих 90-х, имеют отношение к благотворительности и тем более - к меценатству. В том самом, морозовском понимании этого слова.

Но пока зарубежные футбольные клубы обретают новых владельцев из России, в самой России новых владельцев начинают обретать старинные усадьбы. Старинные настолько, что пройдет совсем немного времени, прежде чем они превратятся в руины. Пионеров современного меценатства - тех, кто эти развалины покупает и на свои деньги восстанавливает, - пока немного, и деятельность эта оценивается неоднозначно. На свои места все как всегда расставит время, которое пока не пощадило ни одного памятника архитектуры, но которое, возможно, придет на помощь тем, кто захочет оставить свой след в истории.

Одной из первых внимание на тему нового русского меценатства обратила московская компания «Магазин путешествий», считающаяся флагманом в организации сборных экскурсионных туров. Тур под оптимистическим названием «Русская усадьба - Эпоха Возрождения», - авторская работа одного из гидов компании Светланы Берченко. Экскурсанты слушают Светлану молча, некоторые - с открытым ртом, другие - со слезами на глазах, забыв про телефоны и фотоаппараты. В компании такого рассказчика и проходит однодневное путешествие по усадьбам Московской и Тверской области.




Так не доставайся же ты никому?

Первая и не вполне очевидная точка на пути к историям о благородных княжеских фамилиях прошлого - элитный коттеджный поселок Княжье Озеро, с которым связан, пожалуй, один из самых спорных примеров современного меценатства. Здесь, в недавно построенном храме Александра Невского хранится одна из древнейших русских святынь - икона Корсунской (Эфесской, Торопецкой) Божией Матери.


Московская область. Храм Александра Невского в Княжьем Озере. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

По преданию, она была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы, а в 1239 году ею венчался князь Александр Невский. В советское время икона хранилась в запасниках Русского музея и не выставлялась «из-за критического состояния», а в 2009 году по ходатайству предпринимателя и известного православного благотворителя Сергея Шмакова этот уникальный образ передали храму в Княжьем Озере. Ответ на вопрос, почему патриарх дал на это свое благословение, вероятно, кроется в том, что Сергей Шмаков благодаря своей деятельности вернул Русской православной церкви около тридцати икон суммарной стоимостью более 30 миллионов рублей.

Несмотря на благоприятную с виду ситуацию (в храме для иконы созданы все необходимые условия, включая температурный режим и систему безопасности, а доступ к святыне открыт всем желающим в часы работы храма), споры о том, что лучше - оставить икону в запасниках Русского музея, где ее никто не увидит, вернуть в Торопец, с историей которого она связана, или все-таки явить людям вот в таком храме-новострое, - не утихают до сих пор.
Ярополец: два в одном

Знакомство с русской усадебной культурой начинается уже после подмосковного Волоколамска. На пути - старинное село Ярополец, внутри которого Яропольцев целых два: такое название носит и родовое имение графов Чернышёвых, и дворянская усадьба, принадлежавшая некогда теще Пушкина Наталье Ивановне Гончаровой, которая в девичестве носила фамилию Загряжская.


Московская область. Ярополец (усадьба Загряжских). Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Яропольцу Гончаровых повезло больше - в советское время здесь устроили дом отдыха МАИ, была проведена реставрация, и внешний облик усадьбы был полностью восстановлен. Однако произошло это еще в 60-е годы прошлого века, поэтому усадьба с того времени успела порядком обветшать.


Московская область. Ярополец (усадьба Загряжских). Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Ярополец Гончаровых Пушкин посещал дважды, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде главного здания и письма, типа того, которое он отправил жене в августе 1833 года: «Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».


Московская область. Ярополец (усадьба Загряжских). Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Помимо господского дома и других построек, в усадьбе сохранилась церковь Иоанна Предтечи, действующая по сей день.


Московская область. Ярополец (усадьба Загряжских). Церковь Иоанна Предтечи. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В 1760-е годы за обустройство другой части Яропольца принялся ее тогдашний хозяин Захар Чернышёв, первый московский генерал-губернатор и первый фаворит Екатерины Великой. За образец был взят Версаль, а проект дворца, выполненного в стиле, переходном от барокко к классицизму, приписывают известному французскому архитектору Валлен-Деламоту. Казанская церковь, также принадлежащая архитектурному ансамблю этой усадьбы и состоящая из двух симметричных частей со сквозным поперечным проходом, считается большой редкостью.

Некогда блистательной загородной резиденции - Яропольцу Чернышёвых - повезло меньше, чем Яропольцу Гончаровых. Оставшийся без хозяина, разграбленный после революции и сильно разрушенный в Великую Отечественную войну, «Русский Версаль» лежит сегодня в руинах. Средств на восстановление ни у государства, ни у МАИ, в ведении которого с начала 2000-х находится и этот Ярополец, нет.


Московская область. Ярополец (усадьба Чернышёвых). Казанская церковь. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru


Московская область. Ярополец (усадьба Чернышёвых). Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Хорошо забытое старое

На фоне обоих Яропольцев усадьба Степановское-Волосово выглядит как новенький «мерседес» на фоне повидавшей жизнь «копейки». С XVIII века имение принадлежало знатному и влиятельному роду князей Куракиных. Потомки Гедиминовичей, они были одной из самых аристократических семей России, максимально приближенных ко двору. Так, Борис Куракин, первый в семье дипломат, был близким другом Петра I, а его правнук - Александр Куракин, с именем которого и связан расцвет усадьбы, мог запросто называть императора Павла I Павлушкой.

И вот в 2007 году у усадьбы Куракиных, которая к тому времени уже являла собой развалины, появился новый хозяин - известный бизнесмен, предприниматель и финансист Сергей Васильев. Впервые он увидел Степановское-Волосово из вертолета, на котором облетал Тверскую область вместе со своим бывшим одноклассником и тогдашним губернатором региона Дмитрием Зелениным. Запущенная усадьба, сохранившая, впрочем, свою структуру, парк и усадебный дом, сразу привлекла внимание бизнесмена. Но прежде чем имение оказалось в собственности семьи Васильевых, ее главе пришлось пройти, как это обычно бывает, все круги бюрократического ада.

Реконструкция заняла около девяти лет: за это время развалины снова стали домом, в котором живут люди. Помимо восстановления главного здания, было решено облагородить окружающую территорию: пруд заполнили водой, на его берегах заново построили венецианский мост и изящную китайскую беседку, расчистили 36 гектаров запущенного, скованного буреломом леса.


Слева: Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово до реконструкции. Фото: Из архива усадьбы Степановское-Волосово. Справа: Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru


Слева: Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово до реконструкции. Фото: Из архива усадьбы Степановское-Волосово. Справа: Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru


Слева: Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово до реконструкции. Фото: Из архива усадьбы Степановское-Волосово. Справа: Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Новые хозяева усадьбы решили не отгораживаться от мира высокими заборами и будками охраны и сделать ее посещение доступным для всех желающих. Главный дом, кроме тех помещений, где живут сами Васильевы, открыт со среды по воскресенье с 10:00 до 17:00, а усадебный парк - ежедневно.


Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Венецианский мост. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

За внутреннее убранство дома отвечает супруга Сергея Маргарита, которой не откажешь во вкусе: подлинных предметов в доме почти нет, зато все новое - часы, мебель, репродукции картин - внутреннего конфликта не вызывает.


Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru


Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru


Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Туристическим группам, которые приезжают с «Магазином путешествий», обычно удается встретиться с хозяевами. После экскурсии по дому, во время обеда, приготовленного из продуктов с собственного фермерского хозяйства, к гостям спускается Маргарита. В прошлом профессиональная спортсменка, сегодня она обожает копаться в грядках и следить за небольшим хозяйством, состоящим из пары коров и нескольких кур, и периодически грозится развестись, когда муж приобретает очередное живописное полотно.


Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

И Маргарита, и ее супруг, которых иначе как «людьми с Рублевки» многие до сих не воспринимают, с юмором относятся к грядущему юбилею Великой Октябрьской революции и надеются, что события столетней давности все-таки не повторятся. Хозяева усадьбы, конечно, понимают, что вложения их никогда не окупятся. Да и в этом ли смысл, когда к стоянке Степановского-Волосово подъезжает очередной автобус с туристами.


Тверская область. Усадьба Степановское-Волосово. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

















Редакция сайта Strana.ru благодарит за помощь в организации экскурсии компанию «Магазин Путешествий»

Previous post Next post
Up