Пока редакция активно готовит сюрпризы для читателей, мы предлагаем вам вспомнить материалы, опубликованные в Магазете ранее. В рамках проекта "Синетология"Александр Мальцев подготовил серию интервью с представителями крупнейших интернет-компаний в Китае. Первое интервью мы взяли у главы международного сайта
Ctrip.com Бет Хэ (Beth He, 何晔).
Напомним, что
Ctrip.com (携程) - крупнейшее онлайн-турагентство в Китае. Основано в 1999 году. С 2003 года акции компании торгуются на бирже NASDAQ.
- Как был образован CTRIP, и как все начиналось? Когда и кем была основана компания?
- Это было 14 лет назад, в 1999 году. Четыре основателя: Джеймс Лян (в данный момент является CEO компании), Минь Фань, Нэйл Шэнь и Цзи Ци. Джеймс, например, приехал из "Силиконовой Долины" и был силен в технологиях. Минь Фань имел большой опыт в тур-индустрии. Нэйл же работал на Wall Street и помог со средствами на развитие. А Цзи Ци - молодой и энергичный, помешанный, в хорошем смысле, на технологиях, занялся технической реализацией. В общем, все они были с разным опытом за плечами, которые встретились в эпоху Пузыря доткомов ("Пузырь доткомов" - экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год.). Все тогда были "захвачены" интернетом и хотели что-то в нем делать, и было решено начать с онлайн турагентства, как Expedia (Expedia - одно из крупнейших онлайн-турагентств в Мире, первоначально, проект Microsoft.) в США.
Первым их продуктом стало бронирование отелей. Сайт помогал пользователям узнать больше о гостинице и номерах перед заказом, и он вполне пользовался успехом. Позже Ctrip приобрел несколько билетных агентств, чтобы самому предоставлять авиабилеты на сайте.
- Тогда CTRIP был первым турагентством на китайском интернет-рынке? Или были другие подобные сайты?
- Наш сайт безусловно был пионером в своей сфере, но уже тогда существовали несколько других туристических сайтов.
- А каким был китайский интернет в то время?
- Тогда уже существовали
Baidu.com (крупнейший китайский поисковик), Alibaba (Группа компаний, занимающихся интернет-бизнесом. Основными видам деятельности являются торговые операции между компаниями и розничная онлайн торговля.) и другие, но все они были маленькими компаниями, которые еще не нашли или не понимали четко свою бизнес-модель.
- А китайские интернет-пользователи в 2000-х годах? Доверяли ли они CTRIP, и платежам в интернете вообще?
- О! В то время, вообще мало кто знал, что можно покупать или бронировать что-то в онлайне.
- Чем платили тогда в интернете? У всех уже были кредитные карточки с онлайн-банкингом?
- Нет, тогда карточки были не у всех, а платежные системы были в зачаточном состоянии. Поэтому мы бронировали отели на сайте, но оплата производилась на стойке в гостинице. А когда начали продавать авиабилеты, люди платили курьеру, который эти билеты им приносил. Либо платили в офисах Ctrip по городу. Тогда вообще многое в интернет-бизнесе из себя представляло смесь из онлайна и оффлайна.
- Так как же вы привлекли людей на сайт и завоевали их доверие?
- Мы тогда сильно ломали голову, как привлечь народ на наш сайт. И придумали раздавать рекламные карточки CTRIP в аэропортах, на вокзалах и в местах скопления людей. В то время цены на отели и авиабилеты были непрозрачны, а мы рассказывали, что теперь все цены можно проверить и сравнить на сайте самому. Также мы предлагали расписание рейсов, описание и фотографии отелей, в общем все для удобства клиента.
- Чем CTRIP является сейчас? Игроком "номер один"? Какие услуги оказываете? Можете вообще поделиться какими-то цифрами для наших российских читателей?
- Мы не игрок "номер один", хотя в онлайне, пожалуй, да. Мы занимаем 50% рынка по числу онлайн-бронирований в Китае. Если смотреть по финансам, то выручка за 2012 год составила 4.1 млрд юаней. Если не ошибаюсь, то в прошлом квартале мы стали третьим крупнейшим OTA (Online Travel Agency, онлайн-турагентство) в мире по капитализации, после Priceline и Expedia.
- По услугам мы предоставляем полный пакет: от брони авиа- и ж/д-билетов и гостиниц, до аренды автомобилей, путевок и визовой поддержки для китайских путешественников.
- Вы говорили, что когда CTRIP начинался было всего четверо основателей? А каких размеров компания была тогда, в 1999, и сколько человек работает в ней сейчас?
- Поначалу в компании работали как раз эти четверо, и то не полный рабочий день. Трое из них еще работали в своих старых компаниях, и только один работал над CTRIP полностью. Позже присоединились и остальные, приведя за собой технических специалистов. Уже потом мы приобрели несколько турагентств, которые вошли в CTRIP и компания начала расти. Сейчас в компании работают 16 тысяч человек. Из них 10 тысяч работает в службе поддержки.
- Ого! 16 000 работает по всему миру или только в Китае?
- Все работают в Китае. Основные офисы в четырех главных городах Китая, со штаб-квартирой в Шанхае, и еще 16 филиалов по всей стране.
- А сколько работает иностранцев? Ведь у вас сайт многоязычный. Кстати, сколько языков поддерживаете?
- Точно сказать трудно, но в штате где-то больше десятка иностранных сотрудников, которые трудятся в том числе и над международными версиями. Сейчас на сайте 8 языков: китайский, английский, японский, корейский, французский, немецкий, испанский и русский.
- Когда вы начали работать над международными версиями?
- Английский сайт, кажется, был почти с самого начала, но времени и ресурсов на него и на развитие международного бизнеса не хватало вплоть до 2007 года. Тогда, в преддверии Олимпийских Игр в Пекине мы решили ловить момент и выпустили полноценную английскую версию. Остальные языки были запущены только в 2012 году, включая русскую.
- А на какую аудиторию они рассчитаны? Кто эти иностранцы, которые пойдут на CTRIP заказывать отели и билеты?
- Так сложилось, что про нас быстро узнают иностранцы, которые приехали в Китай. Они слышали, что сами китайцы что-то заказывают на CTRIP и мы решили им упростить жизнь, выпустив версии на других языках. Наш конек: это внутренние перелеты и гостиницы в Китае, т.к. иностранные сайты не предлагают тех скидок, которые предлагаем мы.
- Как вы решаете на какой язык нужно переводить Ctrip? Вот, например, русская версия - почему решили открыть ее?
- Ну, мы посмотрели статистику и увидели, что немало русских приезжает в Китай, а за последние годы их число резко увеличилось. Так что решение не заставило себя долго ждать.
- И последний вопрос: какие планы у CTRIP на Россию? Собираетесь ли открыть там представительство?
- Пока мы решили сфокусироваться на тех русскоговорящих пользователей, которые уже находятся в КНР или планируют путешествия по Китаю. Также мы можем пригодиться и предложить хорошие цены для перелетов из Китая в Россию и в другие страны Азии через Китай. А что касается представительства в России, то если ситуация для бизнеса будет благоприятной, то почему бы и нет? (смеется)
Дата публикации: 26.07.2013, автор Александр Мальцев.