К вопросу об "осетинском" слове "Лондон", которое так любят вспоминать наши восточные соседи.
Проблема "аланства"
в работе Алихана Урусханова:
Как мы видим аланы в разное время представляли собой совершенно разное общество. Здесь и кроется современная проблема принадлежности к аланам.
Каждый народ, чьи предки касались алан, причисляет только себя одного к аланам. Все это в корне неверно.
Истиной является то, что все народы Кавказо-причерноморского региона являются потомками алан, если мы имеем ввиду поздний период - период аланского государства как федерации племен.
То есть и кабардинцы, черкесы, адыги, карачаевцы, осетины, ингуши, чеченцы, русские, балкарцы - потомки алан времен союзной империи.
1) Карачаевцы, балкарцы - менгрелы до сих пор их называют аланами. Так же они (Карачаевцы, балкарцы) так называют своих соплеменников.
2) Русские (восточные славяне) - упоминание рухс-аланов.
3) Адыги (адыги, кабардинцы, черкесы) - "Аланией" византийские авторы называли верховья Кубани - территорию проживания адыгских племен. Русские называли их кАСогами, черкАСами.
4) Осетины - потомки алан с 2 разных линий. Так они на 80% - вайнахи (носители кавкасионского типа), а иранское племя “ИРОН” - скорее всего, было кочевым в степях Ставрополья и входило в аланский союз.
5) Вайнахи - отдельная тема, речь о которых пойдет ниже.
Но если говорить о первом начальном этапе, о наибольше кровном родстве, то прямыми потомками алан можно назвать вайнахов - ближе ингушей.
Так как:
1) русские не называют себя аланами (самоназвание - русские, русы, русичи, русины).
2) Кабардинцы (самоназвание адыгэ)
3) Черкесы (самоназвание - адыгэ)
4) Балкарцы (самоназвание таулу, малкъарлы)
5) Карачаевцы (самоназвание Къарачай, къарачайлыла)
6) осетины (самоназвание - ирон; дигорон)
и только ингуши носят самоназвание гАЛгай.
Очень интересно описал этот этноним выдающийся ингушский историк Исса Кодзоев:
“Многие ингушские этнонимы образованы от имен богов - теонимов: халдеи, халлы, гIалгIай (древнее звучание - халхай - «люди бога (солнца)», галай и т.д. Этноним «махал»/«махалон», которым обозначались древнеингушские племена в Колхиде и на Северном Кавказе в кобанское время, также образовано от теонима - от имени древнеингушского бога солнца Махал («ма» - «солнце», «хIал» - «бог»). От теонима «Махал» при помощи нахского суффикса принадлежности «-н-» образовался этноним «махалон», который буквально переводится как «принадлежащий богу солнца».
Когда бог солнца Махал (МахIал) стал называться Хал/ХIал («бог»), то этноним «махал» («махалон»), образованный от теонима «Махал», также изменился в «хал»/«хIал» («хIалон»), а при потери протетического звука «xI»/«h» - «алан» («алон»).
Плиний Секунд, живший в I в. н. э., отмечает рядом с местами (предки адыгов) племя халов (у Плиния «haI»). Академик Н. Я. Марр считает, что этноним «алан» является одной из форм множественного числа коренного кавказского этнического термина, в основе звучащего аI или с сохранением спиранта haI”
Так же немаловажно заметить и несколько других фактов:
1) осетины называют ингушей - махАЛОН-махАЛАН.
2) Другое название алан - асы - происходит от староингушского слова «аса» - «равнина».
3) Все коренные кавказские топонимы расшифровываются вайнахским языком чечено-ингушей.
Эльбрус (нах. "Эла-барз" - господствующая вершина) - высочайщая гора Кавказа.
Казбек (нах. Г1ас+бехь - вершина степи)
р. Лиахви, "снежная река" в переводе с ингушского-галгаевского
и многие другие.
Кавказ - ков (ворота) и г1ас (степь), “ворота в степь”, тем более учитывая, что заселение древнейшего хурритского народа шло с юга (горной местности армянского нагорья) в сторону степей ставрополья.
4) топонимика Ингушетии и Чечни полна терминов с корнем “АС-АЛАН” - река Асса, гора Хани-бАЛО-нарт, древнее поселение АЛАОС (АЛАн-АС/ОС) и так далее.
5) Фамилии с данным корнем: Оздоев (Асдо), дарбАСовы, Азиевы-АСиевы, АСпиевы, кАСиевы, кАЛоевы, Махлоевы (махАЛой), Озоевы (Асо), ОСмиевы, ОСкановы, Эса (АСА), ЭСиевы, ЭСтамировы.
6) По хроникам известно, что одного из аланских царей звали “ИТАЗ” - среди ингушей есть тейп Итазовы.
7) Арабский автор X в. Масуди называет места расселения алан между Сариром (государство, занимавшее часть территорий современного Дагестана и Чечни до реки Аргун) и адыгами. Кроме Сарира, алан и адыгов, Масуди упоминает несколько народов, проживающих на Кавказе: грузины, абхазы, санары и хазары. Таким образом, кроме алан, на Северном Кавказе не названы другие нахские племена. Эти данные подтверждают и другие источники.
8) На нахском языке слово г1АС - степь.
К слову сказать, среди ингушских сказочников, этот тип у меня вызывают определенную симпатию, особенно его попытки развенчания некоторых националистических мифов и его трезвый подход к вопросу "чистоты нахской крови".