К записи об
овцебыках.
Как я уже писал, эти звери когда-то были обычными для наших краев вместе с другими животными мамонтовой фауны: мамонтом, шерстистым носорогом и прочих, их кости можно увидеть в магаданском краеведческом музее. Овцебыки, по сути, жалкие остатки былого разнообразия видов на севере Сибири и Дальнего Востока, исчезнувшего по историческим меркам не так уж и давно. На чукотском острове Врангеля найдены останки местного подвида мамонта, который жил всего-навсего 3-3,5 тыс. лет назад. Вполне историческое время, когда сочинялись Ригведа, Авеста и Ветхий завет. Кроме мамонта и носорога, на Севере обитали як, бизон, верблюд, тур, антилопа-дзерен, пещерный лев, дикая лошадь, тигр, леопард, гепард и пещерная гиена, не считая привычных нам медведей, волков, лосей, снежных баранов и северных оленей.
Экосистему, в которой обитали эти виды животных - тундростепь или мамонтовую степь, пытается воссоздать эколог Сергей Афанасьевич Зимов.
В Нижнеколымском районе Якутии, недалеко от пос. Черский действует созданный им «Плейстоценовый парк». Идея Зимова в том, чтобы вместо мхов, лишайников, и мелкого кустарника тундры развести травы, которые бы стали питательным кормом для крупных травоядных животных, как это было в древности. Сделать это можно, создав на определенном участке высокую плотность копытных, которые бы вытаптывали мхи и мелкие кустарники и удобряли почву своим пометом для быстрого роста злаков.
Плейстоценовый парк сегодня - огороженное пространство в котором живут якутские лошади, северные олени, овцебыки, лоси. До конца весны должны привезти пять зубров из заповедника в Московской области.
Кроме того, Зимов собирается заселить туда же яков, верблюдов, благородных оленей. Пока не решен вопрос с крупными хищниками, которые в естественных экосистемах регулируют численность самих копытных и волков. Возможно, это будут тигры или львы.
Первые итоги эксперимента уже имеются - животные вытоптали мох, удобрили почву, в заказнике каждую весну вырастают сочные травы, которые в свою очередь, сами идут на корм копытным.
Удастся ли вернуть в воссозданную тундростепь мамонтов? Насчет этого есть сомнения, хотя японцы в Киотском университете сейчас работают над проектом клонирования мамонта. Замысел - внедрить в ДНК мамонта из их останков, найденных в России, в яйцеклетку африканской слонихи. Таким образом, будет получен эмбрион мамонта. Руководитель проекта
Акира Иритани, в январе 2011 года заявил, что они надеются управиться за 5 или 6 лет. У японцев уже есть удачный опыт клонирования мыши из клетки, замороженной в течение 16 лет. В общем, не будем загадывать, поживем - увидим. В любом случае, за Зимова и соседей по Колыме можно порадоваться - эксперимент интереснейший и, надеюсь, будет и дальше успешным.
Сайт Плейстоценового парка:
http://www.pleistocenepark.ru/ru/