Короли бензоколонок

Aug 08, 2012 10:00

Колыму словом «монополия» не испугать. Для магаданцев, живущих на материке как на острове, скорее, слова «конкуренция» и «альтернатива» звучат экзотично. Если объёмы поставок промышленные, практически всё попадает сюда морем. Теоретически, конечно, можно воспользоваться железной дорогой, а потом от неё 2,5 тыс. километров до Магадана автотранспортом. Но на такое расстояние нашими дорогами выгодно везти только алмазы, да только нам этого не нужно, у нас свои есть, шутят колымчане.

Зато Магадану нужны нефтепродукты. Время от времени регион сотрясают громкие скандалы, связанные с ситуацией на рынке ГСМ. И затевают их, как правило, те, кого назвали бы варягом. Последний был связан с воспрепятствованием строительства компанией «Полиметалл» собственной перевалочной базы в Нагаевской бухте. В феврале глава «ПМ» Виталий Несис сделал в адрес поставщиков топлива и местных властей нелестные заявления, связанные с поощрением монополизации рынка нефтепродуктов.
А вот в августе 2008 года авиакомпания «Интеравиа» напрямую обвинила магаданское ООО «Колыманефтепродукт» в том, что, пользуясь монопольным положением, предприятие в течение двух месяцев подняло цены на авиатопливо с 30 тыс. до 40 тыс. рублей за тонну. Таким образом, на тот момент в магаданском аэропорте «Сокол» сложились самые высокие в мире цены на ГСМ. В последствие в развитие этой истории транспортная прокуратура даже возбудила в отношении руководства ООО «Колыманефтепродукт» уголовное дело по факту самоуправства.
Обращаясь к губернатору Магаданской области Николаю Дудову, генеральный директор «Интеравиа» Владимир Глошкин призывал «разрушить олигархическую монополию ООО «Колыманефтепродукт» на рынке Магаданской области».
Только где теперь «Интеравиа», а «Колыманефтепродукт» по-прежнему доминирующий игрок. Поэтому магаданский бизнес, прошедший школу выживания, где недобрым учителем был покойный губернатор Валентин Цветков, с интересом наблюдает за происходящими конфликтами, но держит молчаливый нейтралитет.

Бензиновые берега
Между тем СМИ Магадана периодически публикуют информацию о том, что в области цены на бензин ниже, чем на Камчатке и Чукотке. Население стотысячной столицы Колымы, имеющее сорока четырехтысячный автомобильный парк, наверно, подобные сообщения должны радовать. Накануне президентских выборов были широко обнародованы данные о ценах на бензин в феврале. Литр популярного у населения АИ-92 стоил в Магадане 31,2 рубля, в то время как на Чукотке цена составляла 40,4 рубля, а на Камчатке - 32,9 рубля, приводила данные «Колыма-Информ» со ссылкой на генерального директора ООО «Колыманефтепродукт» Александра Усольцева. Эти цифры почти соответствуют тому, что выдал по итогам месяца Росстат: АИ-92 в Магаданской области - 32,77 рубля за литр, на Чукотке - 40,40, на Камчатке - 33,47.
Это обстоятельство является предметом особой гордости региональных властей. В пресс-службе администрации отмечают, что Магаданская область, Камчатский край и Чукотский автономный округ имеют одинаковую транспортную схему доставки нефтепродуктов: ни в одном из этих субъектов нет железнодорожного сообщения. При этом, как утверждал Александр Усольцев, затраты на морские перевозки до Камчатки ниже. Транспорт до Магадана обходится дороже, так как «включает ледокольную проводку судов в зимнее время», пояснил он журналистам. По словам Усольцева, в Магаданской области цены на нефтепродукты ниже, чем в указанных регионах, поскольку ограничены размером торговых надбавок, установленных региональным департаментом цен и тарифов. Она не должна превышать 15%.

Закон компенсаций
Удивительно, чиновники из соседних регионов не выстраиваются в очередь, чтобы перенять опыт магаданцев. На деле столь удобное магаданской администрации положение дел с ценами на нефтепродукты обеспечивается тем, что бензин торгуется в розницу дешевле, чем оптом, в голос говорят магаданские предприниматели. Чтобы убедиться в этом, выясняю цену зимнего дизельного топлива у оптовика. Она, по данным на 24 апреля составляет 40900 рублей за тонну. В тонне зимнего дизеля - 1190 литров. Простые вычисления показывают, что оптовая цена литра дизтоплива составляет 34,37 рубля. В этот день на розничной автозаправке - 33,9 рубля.
- Как же так? Ведь затраты розницы на реализацию априори превышают расходы при торговле оптом, - интересуюсь у одного из своих визави, требуя объяснить мне всё на пальцах. И он обходится всего двумя:
- Всё просто. Во-первых, в розницу торговая надбавка настолько низкая, что торговлю с пистолета делает невыгодной. Потери компенсируются на опте. К тому же оптовому покупателю могут продать более дорогое топливо. И это, во-вторых. К примеру, пришёл танкер номер два в бухту Нагаева. Привёз топливо. Топливо, как правило, стоит дороже, чем то, что привёз танкер номер один, который пришёл раньше. Тогда бензин, что привезён раньше, торгуется в рознице, а оптовый покупатель берёт из танкера номер два. Это никаким законом не запрещено. Законом запрещено лишь торговать бензином из танкера номер один по цене бензина из танкера номер два, извлекая, таким образом, дополнительную прибыль. Тогда антимонопольщики могут наложить на продавца серьезные штрафы.
Незамысловатая схема, как нам представляется, дала в руки функционерам современный инструмент очковтирательства, который устраивает всех. Магаданцев, которые и в самом деле платят за бензин дешевле, чем жители Анадыря или Петропавловска. Сотрудников ФАС, которые всегда могут предъявить сравнительные с соседними регионами цены на бензоколонках, как иллюстрацию борьбы с зарвавшимися монополистами. И чиновники всех рангов тоже довольны: потому что, когда в Москве глядят в мониторинг розничных цен, регион выгодно выделяется на фоне других.
Изобретателям модели её использование ничего не стоит. Приятно выглядеть социально ответственным за чужой счёт. Ведь этот своеобразный налог на лояльность оплачивают оптовые покупатели: артели и ГОКи. Для них это затраты, но не настолько обременительные, чтобы разрушить экономику бизнеса.

Минус качество и стабильность
На предприятиях «Полиметалла» посчитали, что в 2010 и 2011 годах в качестве торговой надбавки заплатили поставщикам ГСМ более 300 млн. рублей. Не менее 200 млн. рублей, предположительно, составит торговая надбавка в цене топлива в нынешнем году. Эти затраты почти сопоставимы со стоимостью проекта строительства перевалочной базы, затеянной компанией в 2010 году. На эти цели планировалось инвестировать в ценах 2010 года 600 млн. рублей.
Но не только вопрос цены подогревал намерения «Полиметалла» самостоятельно обеспечивать себя топливом. Горняки были недовольны качеством ГСМ, которым заправляли дорогостоящую импортную технику. Опасения подтвердили результаты независимой экспертизы.
Так Приморский центр по экспертизе нефти и нефтепродуктов АНО «Примнефтеэксперт», исследуя образцы на ЗАО «Серебро Магадана», пришёл к выводу, что все марки дизельного топлива, представленные на экспертизу 7 апреля 2011 года, не соответствовали ГОСТ по цетановому числу, содержанию воды. Арктическое дизельное топливо ещё и по температуре застывания и предельной температуре фильтруемости. Поступившее на экспертизу 13 мая 2011 года летнее дизельное топливо не соответствовало ГОСТ по цетановому числу и массовой доле серы, зимнее - по цетановому числу. Заключения об этом заверил судебный эксперт нормативной экспертизы в области защиты прав потребителей Сергей Стадник.
Не без основания предъявлялись претензии и к ритмичности поставок нефтепродуктов. Зимой-весной 2010 года на пике спроса на ГСМ, когда большинство компаний по зимникам традиционно завозит его на месторождения, региональный поставщик вдруг прекратил отгрузки топлива. Практически у всех магаданских недропользователей были сорваны сроки зимнего завоза. Золотодобытчики недоумевали: годом ранее можно было купить любой объём нефтепродуктов без предварительных заявок, а ещё в 2007 году их вовсе отгружали в кредит. Однако в апреле 2010 года заместитель генерального директора ООО «Колыманефтепродукт» Михаил Суханкин предложил государству и крупным компаниям создать собственные резервы топлива. На всякий случай…

Местечковый преферанс
Правда, уже год спустя чиновники будто забыли о предложении руководства «Колыманефтепродукт», а также о печальных обстоятельствах, при которых оно было сделано. Между тем многие добывающие предприятиям региона констатировали: сбои в поставках топлива стоили им больших финансовых затрат: деньги, направленные на решение проблем экстренной доставки топлива, могли быть инвестированы в производство. «В области созданы условия бесперебойного снабжения жидким топливом, характеризующие конкурентную среду», написал в марте 2011 года Николай Карпенко в ответ на просьбу ОАО «Полиметалл» содействовать в вопросе выделения земельного участка под строительство перевалочной базы. В подтверждение своих слов первый зам. губернатора привёл всё те же данные о ценах на ГСМ в рознице. А также подчеркнул, что мощности магаданских нефтебаз загружены менее чем на треть.

Сколько тузов у «Тосмара»?
По данным областной администрации, магаданские операторы в состоянии осуществлять перевалку 1 млн. тонн нефтепродуктов в год. Действующие базы, их три, могут одномоментно принять 60 тыс. тонн ГСМ. Сегодня всем очевидно, что загрузка этих мощностей происходит неравномерно. Вместе с ростом объемов потребления нефтепродуктов увеличиваются очереди на базу компании «Тосмар» (по стечению обстоятельств имеет также как и ООО «Колыманефтепродукт» учредителей с фамилией Суханкины). Бывало, выстраиваются до 50 бензовозов, жалуются жители микрорайона Марчекан, на территории которого находятся объекты «Тосмара». При этом возле двух других баз, принадлежащих ООО «Магаданнефто», - в Морском торговом порту и на складе ГСМ («Норд-Ойл») по портовому шоссе - такого ажиотажа не наблюдается. Странным образом самая современная, единственная имеющая очистные сооружения для дождевых и талых вод база «Норд-Ойл» загружена менее остальных.
Когда-то инфраструктура по перевалке нефтепродуктов в Магадане была весьма разветвленной и имела даже многокилометровый продуктопровод. Она серьёзно пострадала от охотников за ломом металлов. Ёмкости для нефтепродуктов и трубопроводы нещадно распиливались и продавались.
С советских времён в Магадане поменялась и структура потребления, в которой ранее было серьезно представлены военные. В бухте Нагаева строились базы для нужд вооружённых сил. В девяностых государству было не до них. В 2004 году Министерству обороны удалось зарегистрировать право собственности на оценённую в 348 млн. рублей корневую часть плавпричала ООО «Тосмар» в Марчекане. Она была поставлена на баланс Росимущества. Сооружение возводили военные с 1984 по 1988 год. Но в 1996 году ООО «Тосмар» ввело там в эксплуатацию базу на 17,5 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. Минобороны и Росимущество не смогли отстоять права на возведённое на государственные средства сооружение, отошедшее коммерсантам. ООО «Тосмар» обратился в арбитраж с иском и в ходе долгих разбирательств добился отмены записи в Едином государственном реестре на право федеральной собственности на корневую часть причала. Доводы представителя МО о том, что она строилась на деньги Минобороны войсковой частью 54034, а в 1997 году была передана на баланс военной части 70103, суд не счёл существенными. По формальным причинам спорный объект был оставлен за «Тосмаром».
Этот эпизод ярко характеризует боевые качества контролирующего учреждённое четырьмя физическими лицами ООО «Тосмар» Михаила Суханкина. И нефтетрейдерам есть за что бороться. Есть сведения, что ежегодно на территорию региона завозятся нефтепродукты на сумму около 8 млрд. рублей. И, очевидно, около 1 млрд. рублей потребители платят в виде торговой надбавки поставщикам. В прошлом году рынок вырос почти на 10%, а значит, как мы понимаем, увеличились доходы перепродавцов. При этом качество услуг и их доступность не улучшается. Скорее наоборот. Розничная сеть заправок сокращается, потому что продажи бензина с пистолета в нынешних условиях становятся невыгодными. А жёсткая система предоплаты создаёт проблемы с доставкой нефтепродуктов для промышленников.
«Предоплату делали за топливо одной цены, пока деньги шли на счета поставщиков, цена на дизель изменилась. В итоге бензовоз, отстоявший очередь на погрузку, вынужден уезжать недозаполненным», - часто остаются недовольными транспортники. Однако они вынуждены играть по правилам поставщика, ведь он один, а, значит, имеет возможность диктовать условия другим.
В целом Магаданская область относится к числу регионов России с одним из самых высоких показателей роста валового регионального продукта. По данным областной администрации, в прошлом году он увеличился на 13%. Эту статистику стимулирует активный интерес инвесторов к ресурсам региона. В Магаданскую область приходят компании, работающие на мировых рынках в конкурентных условиях. Однако, пока никому из них не удалось решить проблему местечковой нефтяной монополи, у которой поддержка властей как туз в рукаве.

Источник: http://region.maglan.ru/site/index.php?newsid=139

Нажмите для распространения информации:

гсм, полиметалл, магадан, газ, монополия, тосмар, препятствия, нефть, Магадан, магаданнефто, колыманефтепродукт, нефтебаза, золото, топливо

Previous post Next post
Up