May 21, 2021 13:10
Подарила Вере на д.р. поход в театр. Вчера смотрели «Хроники Нарнии. Племянник чародея» Красноярского ТЮЗа, который приехал к нам «Ново-Cибирским транзитом».
С первых минут на сцене рождается Нарния. И это не Нарния Льюиса. Инсценировка Нины Беленицкой - о другом. Пение звёзд и травы, буйство растений, животные, появляющиеся один за другим из земляных пузырей, - помните? Забудьте. Этот мир рождается из грома и грохота, из пыли и брызг света. Здесь фавны в сияющих одеждах ходят на джолли-джамперах, а прочие мифические существа, ритмично подрагивая, блистают в золотом и красном. И всё это под музыку, пробирающую до самого донышка. И всё это в лучах прожекторов, бьющих на сцену и со сцены. Родился не просто мир. Родился мир, созвучный сегодняшнему подростку.
Герои ТЮЗовского спектакля - не дети. Да, Полли ожидаемо хохочет над именем Дигори. Но тут же они с головой проваливаются в приключения, всё время подначивая друг друга. И одновременно - оберегая. Подростки на грани влюблённости.
С момента попадания в комнату мистера Кеттерли они оказываются будто во сне со стимпанковским привкусом. Затягивает, как морскую свинку в Лес между мирами, и не выбраться. Кувырком, всё кувырком: Чарн, Ядис, Лондон, Нарния…
С Ядис, кстати, интересно. Дигори ударяет в колокол, потому что в считаные мгновения очаровывается ей, мечтает спасти. И не очень понятно, кого он видит в ней больше - прекрасную женщину или тень матери.
А тема матери - молоко и мёд. Бесконечная нежность. То, что удерживает Дигори в этом мире, когда душа рвётся на части. «Горе - это твоя сила, сынок», - слышим мы её голос. И только в конце понимаем, почему так. До последнего момента неясно, по какой причине дядя так настойчиво выгоняет Дигори из маминой комнаты, на улицу, куда угодно. Пусть даже в другой мир.
В другом мире тоже всё не так ожидаемо. Так, Ядис искушает Дигори возможностью стать королём, если он съест яблоко. Здоровье матери становится лишь вторым аргументом, чтобы нарушить данное Аслану обещание. Яблоко - то самое! - таки попадает к мальчику, но уже по воле Аслана. И предназначено оно тому, кому нужнее всего в обычном мире. Предназначено Дигори.
Льюис писал «Хроники Нарнии» как библейскую историю в переложении для детей. На первый взгляд, поворот сюжета в спектакле начисто перечёркивает первоначальный замысел книги. Однако на взгляд второй, более внимательный, становится понятно: здесь всё хорошо не только с сегодняшними ценностями, но и с библейскими. «Ты - главный человек для самого себя» - принцип, который сейчас звучит из каждого говорящего предмета. Но если вспомнить призыв возлюбить ближнего самого, как самого себя, станет понятно, что при отрицании собственной ценности и ближнему ничего хорошего не светит. А яблоко… Я верю, что Дигори оно помогло. Такой вот мостик между вечным и актуальным.
Вышли с Верой из театра, переполненные впечатлениями. Дорога до дома прошла в обсуждениях, размышлениях, предположениях, почему знакомую историю развернули именно так, почему 12+, и о чём же получился спектакль для каждой из нас.
Теперь срочно хочется в Красноярск. Там идёт спектакль по третьей части - «Конь и его мальчик». Вторую тоже обещают поставить в течение 2021 года, хотя точной даты премьеры пока нет.
Театр