Омск. Город. День первый

Jun 17, 2022 20:25

Несколько постов о том, как я провела три интересных и насыщенных дня на семинаре «Мы выросли в России» 18-20 февраля. О самом семинаре кратко написала вк: https://vk.com/wall1701686_4572. А про город и его интересности удобнее писать и читать в ЖЖ.

В Омске мы жили в чудесном месте. Гостиница «Иртыш», как нетрудно, догадаться, стоит на реке Иртыш. Сворачиваешь с оживлённой дороги, ныряешь в лесок - и вот ты уже там.












Здание напоминает корабль, готовый пуститься в путешествие по реке. Внутри уютно и современно. Летом, наверное, очень здорово пройтись по галерее или посидеть на балконе.
Но главное чудо - это река. Утром на ней тихо-тихо. Только птицы поют. И рыбаки сидят. Может, они там не ради рыбы, а ради красоты и покоя?;) Лично я два утра там начисто отключалась от реальности и дышала, дышала…









Река, кстати, широкая. А то, что кажется от гостиницы другим берегом, это длинный-длинный полуостров. Ближе к центру города на нём разбит парк. На краю полуострова, насколько я понимаю, просто лес.

Нашей группе публицистов сказочно повезло: у нас была не одна экскурсия по городу, а две. Во-первых, среди нас был Саша - знаток истории города, экскурсовод. Во-вторых, нас было мало, обсуждения текстов оказались не такими долгими, как могли бы, поэтому осталось время ещё и на прогулки.
Гуляли мы по историческому центру, расположенному по двум берегам реки Оми. Конечно, приличная часть сведений из моей головы уже выветрилась, поэтому местами будут просто картинки с красивыми улицами. Но кое-где могу и умных слов добавить.
Маленькая историческая справка. Омск в каком-то смысле был основан дважды. Сначала, в 1716 году, на левом берегу Оми после множества приключений высадился отряд И. Д. Бухгольца. Здесь, по разрешению первого губернатора Сибири М. П. Гагарина, они возвели укрепление - Омскую крепость. Жили, служили царю и Отечеству верой и правдой… до тех пор, пока в 1765 году не прибыл в крепость генерал И. И. Шпрингер. Он осмотрел крепость, понял, что укреплена она недостаточно, что из-за её расположения на левом берегу тяжело добраться до Тары и Тобольска, да и снабжение затруднено. Поэтому Шпрингер добился разрешения возвести новую крепость - теперь уже на правом берегу Оми. Строили её с 1768 по 1771 год.
Вторая крепость выгодно отличалась от первой: была больше, лучше укреплена. В неё вело четверо ворот, по числу основных дорог: Иртышские, Тарские, Омские и Тобольские. Из них те самые, настоящие ворота сохранились только одни - Тобольские. Остальные трое были снесены в начале XX века, а после восстановлены (Тарские - в 1991 году, Омские и Иртышские - в 2010-2011).
Наша прогулка началась на левом берегу - там, где когда-то была Первая Омская крепость. Прошли по улице Чокана Валиханова. В 2014 году здесь провели реконструкцию: высадили деревья, организовали освещение, установили «кристаллы» - стеклянные арт-объекты, в которых располагаются электронные гиды (видно на фото), и фонтан, до которого мы не дошли.



Для меня как для фаната деревянной архитектуры самым красивым зданием на улице оказался Дом-музей художника Кондратия Белова.



Второй интересный объект - особняк К.А. Гриневицкого, памятник архитектуры 1914 года постройки. И часть нашей компании на его фоне.



Сворачиваем на улицу Ленина, любуемся перспективой и домами.





Омский кадетский корпус, открытый как Войсковое казачье училище в 1813 году. Сейчас здание стоит закрытым. Несколько лет назад в фундаменте обнаружили трещину, так что использовать его небезопасно. Отремонтировать то ли слишком дорого, то ли технически невозможно. Вот и стоит шикарный домище пустым и печальным.



Свято-Никольский Казачий собор. Вместе со зданием кадетского корпуса образует архитектурный ансамбль.



Здание бывшего общественного собрания, 1859 год.



Здание гостиницы «Европа», конец XIX века. Сейчас здесь тоже гостиница, а также много-много разных магазинчиков и фирмочек.



А это, чтоб вы знали, дворец:) Построен в 1859-1862 году «на случай приезда в Омск Особ Высочайшей фамилии». (Невыразительно сфотографировала, извините. Но масштаб оценить можно;)



Полюбовались на памятник Колчаку, установленный по инициативе владельцев одноимённого ресторана, выпили чаю в расположенном тут же кафе и двинулись дальше.



Перешли через Омь по Юбилейном мосту, издалека взглянули на здание бывшего речного вокзала.





Серафимо-Алексеевская часовня. Была снесена, а потом восстановлена. Причём чертежей не сохранилось, восстанавливали по рисункам.



Прошли по улице Музейной, заглянули в Музейно-выставочный комплекс «Моя история». Там планировали увидеть какой-то необычный череп, найденный при раскопках, но не случилось: его увезли на реставрацию.





Бегом-бегом мимо Соборной площади. Впрочем, на минутку задержались, чтобы полюбоваться Свято-Успенским Кафедральным собором. Его возвели в конце XIX века, причём архитектор Э. Виррих взял за основу проект Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови. Однако это не копия, а творчески переработанное, вполне самостоятельное решение.
Во время гражданской войны собор был главным храмом Белой России, при советской власти его разрушили. Восстановили в 2007 году на средства горожан.



На этом первый прогулочный день закончился. Но я поделюсь ещё одной деталью, не имеющей прямого отношения к историческому центру.
В Омск я приехала в три часа ночи. Мчу в такси от вокзала до гостиницы, кручу головой. Взгляд выхватывает узнаваемый силуэт, мозг автоматически выдаёт: метро. Стоп, в Омске нет метро!



Со стороны забавно, но омичам, по-моему, давно уже не хочется смеяться по этому поводу. Город-миллионник надеялся получить подземку с 80-х годов. Но то случились 90-е, то просто денег нет. Каждая новая власть обещала проект этот всё-таки воплотить, однако никто так и не справился.
В результате была построена станция - та самая, силуэт которой я в ночи автоматически опознала как метро. Сейчас это пешеходный переход, пространство которого местные художники используют для инсталляций.











На первой фотографии видно, что над входом в «метро» проходит мост имени 60-летия Победы. Я долго тупила, когда мне объясняли, что он совмещённый - под шестиполосной автомобильной дорогой проходит тоннель для поездов метро. Ну не может там быть тоннеля!
От тупняка меня позже спасло чтение статей в интернете. Поняла, что до места присоединения метромоста к автомобильному я просто не доходила. Тоннель метро начинается у самой реки, тогда как автомобильный мост образует развязку над улицами Фрунзе и Красный Путь, перекрёсток под которыми как раз соединяет несостоявшаяся станция.
Кому интересно почитать про трудности строительства, загляните сюда: https://newsomsk.ru/news/32927-metromost/amp/

Лягушка-путешественница

Previous post Next post
Up