Postgender в Музее японского искусства

Sep 28, 2005 01:16

В Хайфском Музее японского искусства (Тикотин) в эти дни проходит выставка под названием Postgender. Заявленная организаторами цель этой выставки - представить через произведения современных художников сложную и  малопонятную для европейцев картину взаимоотношений между полами, гендерной и сексуальной идентификации в японском обществе. Такая выставка не могла не заинтересовать, ведь в вопросах пола Япония страна практически уникальная. Разные сферы и виды секса в ней куда менее табуированы, чем на Западе. В то же время очень сильно влияние традиций и общественного уклада, в результате чего почти 100% взрослых японцев состоят в браке.

Японцы, оказывается, еще те затейники. Кому еще придет в голову создать цикл фоторабот, посвященных мужской беременности? С снимков Okada Hiroko улыбаются счастливые беременные  японцы. Но и это еще не все. На противоположной стене зала показываются кадры мужских родов.





А если уж мужчины заняты деторождением, то женщины могут в освободившееся время  самореализоваться, даже в мужской ипостаси. Интересным японским феноменом является театр Takarazuka в котором все, в том числе мужские, роли исполняют молодые женщины. Театр этот был основан в 1913 году и с тех пор пользуется большим успехом, особенно у женской аудитории. Основу его репертуара составляют пышные мюзиклы по мотивам классических (зачастую западных) романов. Создавался Takarazuka, насколько я понимаю, как антитеза классическому японскому театру Кабуки, в котором с 1629 года женщинам играть было запрещено.
На выставке представлены постеры театра Takarazuka. На нескольких расположенных в залах музея экранах можно также увидеть фрагменты некоторых их мюзиклов.
Сайт, посвященный Takarazuka




Takano Ryudai представлен на выставке сразу двумя циклами. Первый называется Woo-Man и  показывает тучных немолодых мужчин, напоминающих отставных борцов сумо. Takano изображает этих далеких от эталона мужской красоты мужчин, словно они были женщинами, сошедшими с картин эпохи Ренессанса. В результате этой манипуляции появляются такие вот рубенсовские  японцы. Или это была "Даная" Рембрандта? (здесь была другая работа, но Photobucket ее удалил)




На протяжении истории религиозное и социальное табу на изображение обнаженного тела были в  Японии куда слабее, чем в странах Запада. Позднее, с процессом вестернизации, начавшимся во второй половине 19 века, в эпоху императора Мейдзи, Япония переняла у Запада стыд перед наготой, но сделала это в  довольно странной форме. В Японии были введены довольно строгие законы, запрещающие  изображение половых органов, даже во имя искусства. До 1991 года такой же запрет касался и изображения лобковых волос. Даже на определенного рода видеопродукции для взрослых "непристойные" части тела должны были быть скрыты или заретушированы. Разумеется, импорт любых порнографических материалов в Японию был запрещен. Создатели фильмов "компенсировали" зрителям недостаток "острых ощущений" обилием сцен насилия и садо-мазохизма. Такой вот японский феномен.
В результате развился особый жанр "pink films", низкобюджетных softcore эротических фильмов. Вопреки обманчивому названию, фильмы такие снимались с начала 60х, как для гей, так и для гетеро- аудитории. Создатели этих фильмов отличались изрядной изобретательностью, позволявшей им не использовать ретушь и "мозаику" просто потому, что нечего было ретушировать. Я видел один фильм этого жанра, "Beautiful Mystery". Это то ли порнофильм, то ли злая смешная сатира на правые воинственные подпольные группировки, то ли то и другое вместе. Очень забавный и странный фильм.
И вот, в рамках второй серии своих работ, представленной на выставке, Takano Ryudai обыгрывает это табу на изображение причинных мест. На больших, в человеческий рост снимках представлены молодые японцы. Каждый снимок состоит из 2 частей, а то, что нельзя изображать  оказывается "за кадром", как раз на стыке между верхней и нижней частью снимка.




Morimura Yasumasa воссоздает в своих работах известные шедевры живописи, превращая их в своеобразные автопортреты. Тема беременности в его прочтении не миновала и Джоконду.




Двое из представленных на выставке авторов, Bubu De La Madeleine
и Akira the Hustler совмещают творччество с работой на ниве проституции. В аннотации к одной из выставок Акира  пишет, что начал фотографировать, "чтобы выразить в искусстве свою профессию, свои  сексуальные желания, а также любовь к клиентам и обществу в целом". Sic!



Выставка была небольшая, но насыщенная. Я упомянул работы только некоторых из представленных на ней авторов. Сказать, что после этой выставки я стал лучше понимать, как работают мозги японцев, я не могу. Но вне зависимости от результата, знакомство с этой "инопланетной" культурой само по себе интересно.

Официальный сайт выставки.

gender, japan, art

Previous post Next post
Up