Часто ли мы, засыпая и оставаясь наедине с окружающим миром, жалели себя, таких несчастных, обделённых всяческими талантами? Вон, другие с рождения ярко горят, блистая игрой на музыкальных инструментах, завораживающе исполняя сложные оперные произведения, обворожительно танцуя, декламируя напамять классические произведения, свободно говоря на иностранных языках, легко решая в уме сложнейшие задачи, побеждая всех на соревнованиях… А я, серая посредственность, ни на что ни годная, жалкая и немощная… Хнык, хнык… Ну не дал нам Бог никаких талантов, прошла мимо нас удача, обделила нас судьба. Ну, что же, ничего не поделаешь, мир несправедлив, - другим вон чё, а нам - ничё… Раз нет талантов, так не будем и стараться, - всё равно бесполезно. Ничего у нас не получится, у бесталанных…
Я не буду ни с кем спорить и тем более, что-то доказывать, а приведу несколько примеров.
Ласло Полгар, венгерский педагог, изучал детство и источник успеха многих гениальных людей, в частности, Вольфганга Моцарта и пришел к поразительному выводу: источник гениального успеха Моцарта лежал в его воспитании, а не во врождённом таланте. Отец Вольфганга сам был скрипачом и уделял обучению игре на скрипке, клавесине, пению, сольфеджио своего сына всё свободное время. Изучив детство и историю жизни многих великих людей Л. Полгар написал книгу “Bring up Genius!” - «Как вырастить гения».
Ласло Полгар не стал создателем ещё одной теоремы или гипотезы, доказательства которых лежали бы в сфере логики и схоластики. Он пошел по другому пути: он доказал своё утверждение своею собственной жизнью, воспитав трёх гениальных шахматисток, равным которым не было до их появления на шахматном олимпе и нет до сих пор. Когда Ласло решил реализовать своё убеждение, Бог дал ему троих дочерей, но наш исследователь не растерялся, не отступил и достиг выдающихся результатов, которые просто потрясли весь шахматный мир. И тем острее и ярче воспринимается достижение Ласло и успех его дочерей. Почему именно шахматы, - да просто первая дочь Ласло нашла его шахматы в шкафу. Ласло Полгар и его жена всё своё время уделили развитию и воспитанию своих детей. В результате их дочери стали шахматными гениями, а младшая, самая успешная, победила чемпионов мира-мужчин.
Филипп Росс, «Как воспитать гения»: «Исследования последних двух десятилетий показали, что если судить строго, то профессиональные биржевые игроки действуют не лучше, чем любители, истинные ценители вин различают напитки едва ли тоньше, чем профаны, а известные психиатры способны помочь пациентам не больше, чем их коллеги, не обремененные степенями и званиями. И даже когда наличие компетентности не вызывает сомнений, например, в области образования или бизнеса, ее зачастую трудно измерить, а тем более объяснить».
То есть, «если судить строго», как пишет Ф. Росс, то большинство людей из нас - «посредственность».
Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» пишет о «правиле 10000 часов», которые необходимо потратить как минимум, занимаясь тем, в чём необходимо достичь успеха. Он тоже говорит, что врождённые способности в достижении успеха играют меньшую роль, чем подготовка.
Эрик Бертран Ларссен в книге «Без жалости к себе» рассказывает, что отец теннисиста Андре Агасси работал сторожем на теннисном корте в одном из отелей Лас-Вегаса и все свободное время Майк посвящал теннисным тренировкам своих детей. Трое старших тренировались каждый день с теннисной пушкой, которую их отец усовершенствовал, увеличив скорость подачи мячей. Когда родился Андре, его отец уже отшлифовал свои методы тренировки. Он подвесил теннисный мячик над кроваткой сына, чтобы развить зрительно-моторную координацию. Как только Андре научился ходить, он привязал теннисную ракетку к его руке. Когда мальчику исполнилось два года, он научился подаче навылет уже на большом теннисном корте.
Тайгера Вудса принесли в гольф-клуб когда ему не было ещё и года.
Дэвид Бекхэм в детстве пропадал сутки напролет в парке в Ист-Лондон, где часами тренировался бить по воротам с определенной точки. Его отец говорил, что Дэвид «жил в этом парке». Бекхэм говорил: «Мой главный секрет - постоянные тренировки. Я всегда был убежден: если хочешь достичь в жизни каких-либо результатов, должен тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться».
Писатель Рэй Брэдберри ежедневно с двенадцати лет писал как минимум тысячу слов в день. Через 8 лет он стал знаменит и за это время он написал три миллиона слов.
Вот нам и ответ на наше ночное нытьё об отсутствии врождённых талантов.
Эрик Ларссен делает вывод, что талант - это слово, которого не должно быть.
Ф. Росс пишет, что все теоретики сходятся в одном: «правило десяти лет», согласно которому примерно столько времени напряженного труда требуется для безупречного овладения каким-либо мастерством. Даже такие юные гении, как математик Гаусс, композитор Моцарт и шахматист Бобби Фишер, должны были затратить эквивалентные усилия - просто они начали раньше и, вероятно, занимались более усердно, чем остальные.
Мир устроен так, что вершин достигают не те, которым что-то дано было с рождения, а те, которые заплатили за успех, за победу кровью, потом, упорством, терпением и многими-многими часами тренировок и упражнений.
Если мы отождествимся с тем, чего хотим достигнуть, уделим освоению чего-либо достаточно времени, то есть части своей жизни, - когда навык или способность станет частью нашей личности и характера, то мы так же добьёмся успеха в чём угодно, как и эти великие люди, которых мы вспоминали выше.
Так что закон успеха во Вселенной, - это не врождённая способность, а приобретённые навыки, не «закон таланта», а «правило 10000 часов».
Да, есть те, которым от рождения почти всё легко даётся, но, если они не приложат необходимые усилия и достаточно времени для достижения цели, то они так и останутся ни с чем. Скажу больше, они потеряют даже то, что им было дано от рождения.
Так как мы привыкли ныть и жаловаться, мы можем и дальше сокрушаться о том, что родились «не у тех родителей», которые «не привязали к нашей руке теннисную ракетку» или не надели нам вместо сандалий лыжи.
Но сравнивать свою жизнь с другими, по меньшей мере глупо, - каждый из нас находится в своей ситуации.
Добиться успеха и овладеть чем бы то ни было можно в любом возрасте, - было бы желание, упорство и терпение. Раз вы считаете, что вас «не сделали родители», - сделайте себя сами!
Мне посчастливилось на своём жизненном пути встретить такого человека, который «сделал себя сам» и стал таким же великим в своей области, как те, о которых мы читали выше.
Guinness World's Fastest Typist, Mr Michael Shestov, on CNN
02.45 - 05.31 Послушайте и обратите внимание на то, что Михаил Шестов учился на «тройки» и до 7-го класса не мог чётко сформулировать свою мысль. Рос замкнутым: «У меня не было никаких заслуг». Однажды он решил, что больше не будет прежним: «Я просто начал читать вслух. Я начал своего рода артистическую подготовку. Сам. В какой-то момент сработало. Я натренировался хорошо говорить и писать». Сегодня Михаил рекордсмен по скоропечатанию. Владеет семью европейскими языками.
09.29 - 12.34 В чём секрет успеха М. Шестова? Имеет ли талант Шестова физическую основу или это сверхспособность? - Сверхъестественными способностями физический организм М. Шестова не обладает.
16.13 - 17.20 Набор текста с ошибками. Раскладывание лото.
22.00 - 23.15 Медики установили, что способность к уникальной скорости печатания не является уникальной и врождённой для Михаила, а является «хорошим моторным навыком». Сам герой с таким выводом согласен: Михаил Шестов не верит в чудо и считает свои достижения результатом упорных тренировок.
Что и требовалось доказать!
Хотите кем-то стать, - сделайте это частью своего тела, своей личности, своего характера, своей натуры. «Вживите» этот навык, эту способность в себя, пусть это станет вашей частью!
Кроме того, что Михаил Шестов является рекордсменом Книги рекордов Гиннесса по скоропечатанию, и в совершенстве владеет 7-ю языками и ещё десятком других на хорошем уровне, он является создателем единственной методики обучения правильному произношению.
Уточню, - Михаил Шестов является единственным специалистом по постановке правильного произношения с «ноля». Никто другой произношение на английском языке не ставит.