“Босс” | “Boss” (США, 2011-)
Создатель: Фархад Сафиниа
В ролях: Келси Грэммер, Конни Нильсен, Ханна Уэйр, Мартин Донован, Кэтлин Робертсон, Джефф Хэфнер
Суровый и властный мужчина Том Кейн (Келси Грэммер), он же мэр Чикаго, узнаёт о наличии у себя неизлечимого нейродегенеративного заболевания, которое в не столь далёкой перспективе обернётся провалами в памяти, отказом вестибулярного аппарата и полной потерей трудоспособности. Причём этим открытием Кейну даже поделиться не с кем: в кругах, в которых он вращается, слабость является непростительным недостатком, и если что - сожрут с потрохами.
Когда о запуске этого проекта было только заявлено, первую реакцию иначе как скептической и назвать было нельзя: у Келси Грэммера до того был провальный во всех отношениях ситком Hank, сам он в первую очередь ценился в качестве актёра комедийного жанра, а рулевой проекта Фархад Сафиниа ранее успел отметиться лишь как соавтор сценария к фильму Мэла Гибсона Apocalypto. К тому же канал Starz главным образом был известен благодаря сериалу Spartacus - не самая очевидная рекомендация, прямо скажем, так что решение руководства продлить новинку сразу на второй сезон ещё ДО премьеры пилотного эпизода выглядело необоснованно оптимистичным. Кто ж знал, что на выходе получится одна из самых лучших телевизионных драм последних лет.
Click to view
По-хорошему для этого сериала необходим российский ремейк - или, ещё лучше, никакого ремейка не делать, но крутить "Босса" в прайм-тайм на каком-нибудь из центральных каналов. Просвещения активно желающих приобщиться к политике граждан ради, благо реалии сериала как родные подойдут подавляющему большинству городов и стран. Во всём разнообразии властных (и тянущихся к власти) персонажей нет ни единого "белого рыцаря", зато повсюду царят расчёт и соображения о личной выгоде, а лживые посулы, громкие обещания и насилие (как моральное, так и физическое) - активно применяемый для достижения желаемых целей инструмент. Вчерашние кровные враги завтра уже могут запросто выступать единым фронтом, если такой расклад будет удобен, использование ближнего своего в корыстных целях - не блажь, но необходимость, а если в эту банку скорпионов всё-таки попадает человек, впрямь желающий всеобщего блага, то он в итоге будет перемолот, использован и выброшен.
В игры власти оказываются вовлечены практически все, сверху донизу - правительственная верхушка, правоохранительные органы, чиновники всех мастей и рангов, коммунальные службы, строительные фирмы, журналисты газет и телеканалов, мафиозные боссы и мелкие уличные бандиты. И успех сопутствует тому, кто проявляет себя наиболее искусным манипулятором: для Кейна, на своём посту "съевшего не одну собаку" и повидавшего всякое, проявление нерешительности гибели подобно, так что просить пощады он не будет - и сам пощады не даст никому. Мало-помалу все это хитросплетение интриг достигает шекспировского размаха (изначально проект описывался, как переосмысление "Короля Лира" в реалиях современного Чикаго), при том на протяжении двух сезонов авторы не позволяют расслабиться ни себе, ни зрителям и лишь туже затягивают сюжетные узлы. Зрелище самый высокой пробы, короче говоря.
Напоследок цитата, принадлежащая Джорджу Фридману, американскому политологу, основателю и директору частной разведывательно-аналитической организации «Стретфор»:
"И геополитика, и экономика признают, что игроки рациональны, по крайней мере, с точки зрения осознания своих краткосрочных личных интересов, и, подтверждая свою рациональность, они понимают, что в реальности имеют ограниченный выбор. Принято считать, что в целом люди преследуют личные интересы если не безупречным образом, то уж точно не наугад. Представьте себе партию в шахматы. На первый взгляд кажется, что у каждого игрока есть 20 различных вариантов того, как сделать первый ход. На деле их гораздо меньше, потому что большинство этих ходов настолько неудачны, что они быстро приведут к поражению. Чем лучше вы играете в шахматы, тем четче видите свои варианты и тем меньше число действительно возможных ходов. Чем лучше игрок, тем более предсказуемы ходы. Гроссмейстер играет с абсолютно предсказуемой точностью... до тех пор, пока не сделает гениальный, неожиданный ход.
Целые народы ведут себя схожим образом. Миллионы или сотни миллионов людей скованы принятыми условностями. Они порождают лидеров, которые не стали бы лидерами, веди они себя иррационально. Подниматься на вершину горы из миллионов людей - это не то занятие, которому часто предаются глупцы. Лидеры заранее рассчитывают свои последующие ходы и совершают их если не безупречно, то, по крайней мере, весьма неплохо. И несмотря на то что время от времени кто-либо из экспертов может предложить (и предлагает!) абсолютно неожиданный и успешный ход, все же процесс управления в большей степени означает просто выполнение необходимого и логичного следующего шага. Когда политические лидеры руководят международной политикой страны, они действуют так же. Если лидер сходит со сцены и его заменяют, то довольно быстро появляется другой, который, как правило, продолжает то, что делал предыдущий.
Я не пытаюсь доказать вам, что политические лидеры - это гении, ученые или даже просто джентльмены и леди. Но они знают, как быть лидерами, иначе бы они ими не стали. В любом обществе обожают принижать своих политические лидеров, которые, безусловно, совершают ошибки. Но, при ближайшем рассмотрении, эти ошибки редко бывают глупыми. Гораздо чаще ошибки совершаются под давлением обстоятельств. Нам всем хотелось бы верить, что мы (или наш любимый кандидат) никогда бы не повели себя так глупо. Но это редко соответствует действительности. Поэтому геополитика не слишком серьезно воспринимает отдельно взятого лидера, равно как и экономика без излишнего трепета относится к определенному бизнесмену, ибо оба являются игроками, которые знают, как руководить процессом, но не могут нарушать крайне жесткие правила, установленные в их профессиях".