Культура против общества потребления

Oct 08, 2015 12:38

В разные периоды истории перед народами стоят разные вызовы, на которые необходимо давать соответствующие времени ответы. В российской истории таких вызовов было множество. Среди них и татаро-монгольское иго, когда требовалось умение грамотно вести внутреннюю и внешнюю политику, сохраняя свою идентичность и постепенно накапливая силы для сброса татарских оков, и вызов Смуты, когда требовалось объединить народ, потерявшийся в пучине безвластия, вызов революции и Гражданской войны, когда требовалась вера в новое, лучшее будущее и готовность его строить, и, конечно, вызов Великой Отечественной войны, когда потребовался небывалый доселе подъём духа, колоссальное напряжение сил, найденных в самых потаённых уголках и глубинах русского народа и братских народов России.



С этими вызовами мы справились, но после Победы последовал новый вызов, кардинально отличающийся ото всех прежних, с которым мы не справились, но который пока не уничтожил нас полностью, и сохраняется надежда на новую победу и выживание. Это вызов общества потребления.

По мере остывания Красного огня в свои права вступало общество потребления, постепенно омертвляющее всё, к чему прикасалось. Именно общество потребления, это новое мещанство вызвало к жизни проект вхождения России в Запад, именно общество потребления уничтожило Советский Союз, и именно оно виновно в сегодняшнем плачевном состоянии нашей страны. Мы сами виноваты в том, что продали своё первородство.

Но надежда сохраняется, человеку потребляющему можно (и нужно!) противопоставить только человека-творца. Но чтобы воспитать человека-творца, его нужно приобщать к культуре, воодушевлять на свершения, на преодоление своего рабского существования. Именно в культуре, в духовном наследии человечества можно черпать силы для преодоления новых вызовов и угроз.

Одной из самых ярких культурных форм, вдохновляющих и мобилизующих человека на преодоление себя, является поэзия - стихи и песни. Во времена тяжких бед и горестей в народе всегда поют песни, раскрывающие внутренние силы для борьбы. Во время революции и Гражданской войны было много таких песен, главной из которых был Интернационал. Во время индустриализации и подготовки к нашествию немецких орд была песня «Если завтра война», во время самой войны была уже «Священная война». Сейчас нам также необходимы стихи и песни, отражающие наш сегодняшний, ни на что не похожий вызов расчеловечивающего потребления.

Недавно, наводя порядок в своём компьютере, я нашёл среди понравившихся мне когда-то стихов, найденных в разное время на просторах интернета, одно стихотворение, очень точно, на мой взгляд, отражающее именно этот сегодняшний вызов, и вместе с тем дающее надежду. Радуясь этой неожиданной находке, спешу поделиться ею со всеми.


1.
Да, наших уст не касалась улыбка.
Стала земля под подошвами зыбкой.
Стал уж не люб нам любой, не встречаем
Близких и ближних за чашечкой чая.
Наша страна утонула во мраке.
Гложут на кладбище злые собаки
Остов когда-то могучей державы.
Правые наги, бесчестные правы.
Люди в безумьи топтали иконы,
Вместе с иконами пали законы.
Брат ополчился на старшего брата.
В чём же, товарищи, мы виноваты?
Ныне всё хуже, чем в оные годы:
Пали под натиском чёрным народы.
Враг собирает в суму - не алмазы -
Души - не порознь - по нескольку сразу.
Смыслы уснули в сознании смутном.
Гонится алчность за сиюминутным.
Вера, заплакав, в поля убежала,
Даже святая Любовь задрожала.
Только Надежда, согнувшись под бурей,
Взгляд свой божественный цвета лазури
Спрятав под грязной хламидой, а кудри
Перевязав тёмным поясом мудро,
Всё-таки держится, всё-таки хочет
Выбраться из нескончаемой ночи.
Грузом на плечи раздумья ложатся…
Только бы ей до конца продержаться.

2.
Впрочем, на что нам? Угробим надежду.
Хватит беспечно косить под невежду!
Знаем прекрасно, что невозвратимо
То, что ушло, пусть оно и любимо.
Что нам борьба? Помахать кулаками?
Братцы, что недруги сделают с нами!
Кто же по танку палит из двустволки?
Наши усилия, словно осколки,
Будут рассыпаны по полу, или
Кто-нибудь скажет: «Вот жили да были…
Зря барабанили, тщетно трудились,
Бац! - и, как хрупкая ваза, разбились».
Грустно и тяжко катиться под горку.
Лучше оконце завесим мы шторкой,
Чтобы не видеть, не слышать, не ведать -
Ужинать, завтракать, в полдень обедать.
Лучше бы нам поберечь свои силы,
Двери сказать: «Ты меня не пустила?
И хорошо! Посижу на кровати».
Можно и спятить. А можно не спятить.
Только бы нас не трясли, словно грушу,
Только бы дали нам музыку слушать.
Мы б уходили в свой мир потаённый,
Сосуществуя в нём мирно и сонно.

3.
Но для чего же восходы, закаты?
Правда, ведь правда, нет, правда, ребята?
Только узревший красоты России
Труд, и лишенья, и иго осилит.
Духом святым пренаполнится тело,
Пульс станет ровным, а взгляд станет смелым.
Не убоится в ночи половецкой
Русский исконный и русский советский.
Идолы лыбиться будут лукаво,
Но осознаем мы: правые правы.
Выкуем меч ради правого дела,
Чтоб темнота приближаться не смела.
Вера вернётся, как воин одета,
Выйдет Любовь в облачении света,
Рухнет хламида, поднимутся вежды
На ноги вставшей прекрасной Надежды.
Мы отметём все сомнения сразу.
Совесть прикажет - покорны приказу.
Мы облюбуем небесные дали,
Только б нас ангелы белые ждали.

Инга Борецкая, 2011 год

общество потребления, культура

Previous post
Up