Парфюмер

Jun 22, 2011 19:39

Мир запахов.Летучий, ускользающий. Наверное,каждый из нас когда-нибудь испытывал состояние "вне запахов"-когда простужался или болел гайморитом. И каждый чувствовал себя отрезанным,отсечённым от реальности. Мы зачастую не понимаем,какую важную роль играют в нашей жизни ароматы. Помню,в детстве отец специально учил меня "делить запахи"-надевал на глаза плотную повязку, заставляя определять источник аромата (или зловония,как повезёт), направление и прочие "полезные" подробности. Может,поэтому в школе по химии у меня стояла твёрдая "2"-за все годы обучения я так и не научилась выводить формулы из формул и перекраивать составы на бумаге... С практической точки зрения всё было иначе. Мой нос активно реагировал на составы (особенно активно на запахи горелого пороха и динамита), и, к сожалению, на человеческие запахи от тоже реагировал. И весьма однозначно-то есть, с отвращением. Безумное время. Шарахаться от людей, ходить пешком до дома из любой точки города-и только ради того,чтобы не садиться в автобус, не чувствовать приторно-болезненный запах человеческого тела. спасала только зима. Она вымораживала,выбивала и выталкивала ненавистный запах с улиц и даже из автобусов... Впрочем, приятных запахов тоже хватало. Запах мороза, запах травы и сирени, запах ели и мандаринов... Но больше всего потряс и навсегда впечатался в памяти запах ребёнка. Молочный и чистый, вместе с тем родниковый... Кто хоть раз слышал, как пахнет чистый родник и парное молоко, тот меня поймёт. Тогда впервые в жизни захотелось вот такой вот комочек счастья прижать к себе, и чтобы он называл меня "мама"...
Но,я отвлеклась,кажется...
Итак, мир запахов. Мир Жан-Батиста Гренуя-отвратительнейшего существа,которого, по словам автора, можно смело ставить в один ряд с величайшими злодеями-от графа Бювуа до Наолеона Бонапарта, был миром ароматов.По сути, он был единственным человеком, видевшим  окружающее без прикрас, воспринимая его самым неподкупным чувством-обонянием. Он,как зверь, делил мир напополам: на чёрное и белое, на аромат и вонь. При этом, не отличая добра от зла, Жан-Батист стремится к тому,чтобы выразить себя вовне-он создаёт идеальный аромат,стоивший жизней нескольких невинных девушек, которых Гренуй в своём стремлении сохранить и выпить до капли запах чистоты, убивал и делал пахучую эссенцию из их жира и волос. Несомненно, Жан-Батист был Гением. Гением парфюмерии, существом, способным запоминать и извлекать ароматы из собственной памяти, но увы, этим его потенциал как творца, ограничивался. Далее - лишь жуткая симфония разрушения, которая лейтмотивом  звучит с самых первых страниц романа. Зюскинд подробно описывает внутреннюю трансформацию Гренуя, от состояния "клеща" - состояния выжидания, до состояния бога внутри маленького человека, творца собственной реальности, и вместе с тем-бездушного чудовища,отнимающего жизни ради одной цели,достигнув которой, герой погибает, растерзанный толпой.
В романе Зюскинда имеет место классическая тема "маленького человека", однако, со свойственным для конца первой половины 20го века драматизмом, она превращается в тему дуальности событий. По большому счёту, весь роман можно условно разбить на 2 части: Гренуй-чудовище, своеобразное отражение своего времени и Гренуй как противопоставление: грязи и ужаса средневековья, которые олицетворяет Гренуй как личность и красота и гармония, которой является образ девушки и созданный Жан-Батистом аромат.
Последняя сцена, где одухотворённая толпа под воздействием божественного аромата съедает Гренуя,  является стилистической и метафорической кульминацией- единением противопоставленных друг другу частей одного целого.

Аминь

Previous post Next post
Up