Оригинал взят у
zis_man в
Усипуси Настоящее название этого города мы были не в состоянии выговорить в силу своего не финско-угорского происхождения. А он был одной из наших главных целей. Поэтому называть его приходилось часто. Вот мы и называли его как могли - Усипуси.
На самом деле он называется Уусикаупунки. По Новому Валаму мы уже знали, что слово uusi означает "новый", а чуть позже выяснили, что kaupunki в переводе - "город". То есть, в переводе на более человекообразный шведский - Ништадт.
А это название вы знаете по Ништадтскому мирному договору 1721 года, подписанному по результатам Северной войны - в школе проходили. По крайней мере, должны были.
Переводя на знакомый нам всем язык - Новгород.
Лирическое отступление. Национальная топонимика.
"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенье, нах".
Тут наблюдаются некоторые проблемы аналогичного типа. Например, в прошлом году хозяйка апартаментов в Швеции поинтересовалась у нас, из какого города Финляндии мы приплыли в Стокгольм - из Хельсинки или из Эбу? Вообще, надо заметить, что шведы считают, что их страна отгорожена от Восточного материка Балтийским океаном и других способов попасть к ним страну не существует. Мы-то это Балтийское море вместе с Ботническим заливом тупо объехали на машине.
Но дело не в этом, а в том, что я знал, что город, который шведы называют Åbo, в Финляндии и России знают как Turku.
Довольно распространённое явление. Любой израильтянин справедливо возмутится, если Эйлатский залив кто-нибудь назовёт Акабским, а англичанин - если назвать Фолкленды Мальвинскими островами. У японцев с китайцами тоже какие-то топонимические разборки происходят.
Это у современников. А ещё бывают последовательные перемены. Вроде СПб - Петрограда - Ленинграда - СПб. Могу себе представить, как финны затрахались таблички у себя на дорогах менять, когда Ленинград переименовали обратно. Кстати, можно им устроить в качестве ассимметричных санкций - взять, да и поменять названия всех приграничных населённых пунктов в России - они на одних указателях разорятся.
Широко известна ещё одна такая же пафосно-идиотская затея с переименованием - это переименование Иерусалима в Элию Капитолину в 135 году. Кстати, название продержалось дольше - почти двести лет.
Или Кенигсберг в Калининград, а Кранц в Зеленоградск - пока семьдесят лет. Хотя в наши дни всё так динамично меняется...
Вообще-то, своя логика в этом есть, и она отражена в одном из рассказов О.Генри про очередную банановую республику, в которой ротация высшего руководства в результате государственных переворотов происходила с такой частотой, что оказалось проще делать сменную голову к памятнику лидера страны, чем менять весь памятник. (По-моему, О.Генри, хотя я и не уверен).
Следуя в русле этой идеи, я бы предложил конституционно закрепить в названии столицы имя действующего лидера. И менять его по мере необходимости. Тем более, что успешные попытки уже были.
А теперь - о главном.
Промышленная империя Пера Бонка и его музей в Уусикаупунки.
"Я хотел бы делать машины, которые сделают человечество счастливее" - сказал Пер Бонк в своей речи на торжественном открытии своего первого завода "Bonk Vertical Reality assembly plant" в 1893 году.
Бонк родился в простой рыбацкой семье с островов Гельголанд недалеко от Уусикаупунки. Рыбаки ловили анчоусов и изготавливали из них гарум, который теперь компания Bonk Business Inc. продаёт по всему миру.
Пер Бонк тогда, в конце XIX века усовершенствовал технологические процессы, закупил Гигантских Перуанских анчоусов и попутно разработал технологию добычи с их помощью электричества.
Это тачка для перевозки электричества.
Перемещение Гигантского Перуанского анчоуса от минуса к плюсу за счёт изменения электромагнитного поля позволяло вырабатывать электроэнергию и к 1909 году позволило обеспечить электричеством открытый к этому времени музей Бонка.
"Для здорового роста Перуанских анчоусов их выкармливали питательной смесью из криля, лавы и морских огурцов. Кормление проводилось круглосуточно с интервалом в четыре часа. Рыбы были приучены к приёму пищи по звону колокола. Кормление различных бассейнов было организовано попеременно, и таким образом обеспечивалась бесперебойная выработка электроэнергии".
(Из сопроводительной записки)
Для защиты поголовья рыбы в 1885 году в мастерских Бонка был создан Отпугиватель птиц - паровая сирена алеаторического типа.
"Кроме неприятностей от браконьерства, на побережье обрушилась новая напасть - нашествие птиц семейства гагачьих. С помощью отпугивателя разгоняли огромные гагачьи стаи, которые воровали анчоусов из сетей. Эти злобные ныряющие утки способны атаковать рыб на глубине вплоть до 5 саженей. Использование отпугивателей, однако, привело к тому, что сборщики гагачьего пуха организовали беспорядки в 1883 и 1892 гг. Ожесточённых стычек всё же удалось избежать, так как единственным оружием сборщиков были пуховые подушки".
(Из сопроводительной записки)
В то же время интенсивно развивалась технология производства гарума. Были созданы первые модели Гарум-дистиллятора
Другим направлением фабрик Бонка было изготовление рыбьего жира.
Механический раздатчик гарума
Представитель Пера Бонка Бьёрн Аминофф в 1910 году встречался в Выборге с иерархами РПЦ, вырабатывая общую концепцию о возможности замещения вина во время причастия гарумом,
однако, случившаяся через несколько лет революция, прервала переговоры.
Вскоре после революции Ленин получил в подарок 18 Гарум-дистилляторов для производства гарума для нужд революционного народа.
К сожалению, после его смерти производство гарума в России было свёрнуто.
Немного о гаруме
Есть у меня некоторое подозрение, что не все знают, что такое гарум. Я, во всяком случае, не знал. Поэтому предлагаю вашему вниманию краткую справку.
Гарум (также
лат. liquamen) -
рыбный соус в
древнеримской кухне, популярный среди всех сословий Рима. Согласно поваренной книге
Апиция I века н. э., гарум входил в состав большинства
рецептов (Апиций употребляет второе название соуса - liquamen, которое означает «жидкость»).
Соус приготавливался методом
ферментации мелкой рыбы, которую иначе приходилось бы выбрасывать. Чаще всего использовались
анчоусы (хамса),
тунец,
скумбрия, иногда
моллюски в сочетании с ароматическими травами. Ферментация проводилась в больших каменных ваннах под действием солнца в течение 2-3 месяцев. В соус также добавлялись
уксус,
соль и
оливковое масло,
перец или
вино, и употреблялся он как приправа к различным блюдам. Гарум также считался лекарственным средством и применялся при укусах собак, нарывах, поносе.
Из-за сильного специфического запаха приготовление гарума в
городах было запрещено. Готовый соус запечатывался в маленькие глиняные сосуды и в таком виде поставлялся в римские провинции. В некоторых регионах гарум полностью заменял поварам
соль.
Часть вторая
Параллельно изготовлению гарума, Бонк работал над технологиями, находящимися на острие науки.
Так, в 1928 году был изготовлен Электромагнитный воздушный шар,
использующий энергию восходящих линий напряжённости в поясах Ван-Гога электромагнитных полей Земли.
В 40-х годах был изготовлен Космогаз
Мировой известностью пользуется паранормальная гаубица Бонка
Гнагг-ускоритель
Фирма Бонка и позже создавала изделия более или менее непонятного назначения.
Такие, например, как Pulsar Q22
Но наиболее полезным, пожалуй, оказался прибор самого широкого применения - Raba Hiff Maxi Fart i
К сожалению, я не оценил значимость этого изделия в музее, поэтому фотография заимствована с сайта Bonk Business Inc.
Часть третья
Конечно же, промышленная империя Бонка существует более 150 лет, и за эти годы сменилось не одно поколение Бонков.
Когда я, уже вконец ошалевший, вышел из музея, то метрах в двадцати, в том же здании, увидел маленькую неприметную дверку. Я заглянул в неё.
Надпись внутри гласила, что я попал в мавзолей Пёра Бонка.
И я склонился над скромным памятником великому изобретателю.
P.S.
Весь этот музей, Bonk Business Inc., приборы, предметы, изобретения и даже детскую мастерскую, в которой можно попытаться создать небольшую Машину времени или Машину для исполнения желаний, придумал финский художник и скульптор Алвар Гулличсен.
До этого музея он был мне знаком по монументу, установленному на въезде в Турку, который называется Свиноутка.