![](http://ic.pics.livejournal.com/madmundt/61253376/105953/105953_600.gif)
![](http://ic.pics.livejournal.com/madmundt/61253376/106113/106113_600.gif)
Ну вот, я посмотрел еще один документальный фильм про одного из своих идолов. Если есть какой-то урок из двух просмотренных документалок, то он звучит так: “Never meet your heroes”. Посмотрев фильм про создание “Бегущего по Лезвию” я узнал, что один из моих любимых фильмов сделали ничего не понимающие бездари. После документального фильма “Царство грез и безумия” про студию Ghibli я, кажется, немного умер внутри и окончательно стал полным циником.
Я вроде бы никогда еще особо не говорил про Хаяо Миядзаки, что на самом деле удивительно. Ибо Хаяо Миядзаки это, без сомнений, мой самый любимый режиссер всех времен и народов. Нет, это даже преуменьшение… Я реально считаю, что Хаяо Миядзаки- это какой-то бог, снизошедший к нам, простым смертным. Начиная с детства, и уходя в юность, я был в восторге от всех его работ. Хаяо Миядзаки сделал за свою жизнь множество мультфильмов. Ни один из них не является плохим, или даже просто “хорошим”. Они все, без исключения, невероятно круты и опупенны, и являются революционными работами мира анимации и кинематографа. И я не знаю ни одного другого режиссера, который стабильно всю свою жизнь выдавал исключительно шедевры с большой буквы.
В добавок к этому, Миядзаки всегда был ужасно прогрессивен. Он известен своими сильными женскими персонажами, а также пацифисткими месседжами. Его работы отличаются как сильными историями с интересными мыслями, так и потрясающей визуальной составляющей. В общем, я без ума от Миядзаки. В мире вряд ли есть другой человек, который так сильно повлиял на меня как он, и который определил кем я хочу быть.
…И именно поэтому документальный фильм про него и студию Ghibli был как удар серпом по яйцам.
Но для начала небольшое предисловие. Этот документальный фильм на самом деле небольшое событие. Несмотря на свой культовый статус, про Ghibli на самом беле не так уж много известно. Миядзаки и его работники известны довольно закрытым процессом работы. Их нету на твиттере или других соцсетях. Про их мультфильмы мы узнаем только на специальных интервью и пресс-релизах. Миядзаки и ко это довольно большая загадка для всех нас. И этот документальный фильм, в каком-то смысле, первый большой, и теперь уже возможно единственный полноценный взгляд за занавес. Если вы его посмотрите, то заметите что ОЧЕНЬ МНОГО цитат, которые Миядзаки-сану приписывают всякие Adme.ru произошли именно отсюда.
Сама по себе документалка очень хорошая. Снята мило, неплохо смонтирована. Она в основном фокусируется на работе студии над “Ветер Крепчает” и “Принцессе Кагуйе”. Увы, никаких особых технических подробностей про анимацию или создание мультфильма в целом тут нет. В основном рассказывают про самого Миядзаки, его жизнь, жизнь продюссера студии Тошио Судзуки и Исао Такахаты. В этом плане фильм довольно подробный. Мы видим не только происходящее в студии, но и бываем у Миядзаки дома, ездим с Судзукой по Японии и т.д.
Это все не так плохо. Что плохо, так это как оно все происходит.
В документалке я выяснил, что Хаяо Миядзаки- это жуткий циничный ворчун, который своим отношением убивает во мне все надежды на будущее. Миядзаки не пишет сценариев принципиально, и сам говорит, что не знает, как именно закончатся его мультики и почему. Он рисует клавный сториборд, и пока он его не закончит, работа над мультфильмом не начнется. “Ветер Крепчает” Мия-сан вообще не хотел делать, и он всегда хочет уйти на пенсию после каждого своего мультфильма. Но Судзуки-сан его уговорил, и Миядзаки ворча делает мультфильм.
Забавный факт, я начал смотреть фильм еще где-то в конце этой весны. Мне было очень плохо, вроде бы тогда случилась стрельба в Орландо. Я решил поднять настроение себе этим фильмом. И вот, смотрю первые минут 10. Миядзаки сидит, рисует и говорит: “Мне уже 70 лет, почему я все еще должен сам рисовать?”.
В этот момент я выключил мультфильм, потому что этот момент меня вообще добил. Как оказалось, дальше было хуже.
Миядзаки весь фильм ворчит. Он жалуется на отаку-культуру и какая она ужасная (мем “Anime was a mistake” произошел именно отсюда). В какой-то момент он адски гонит на Такахату с его проектом. Говорит, что у Такахаты нету идей, что он специально тянет с мультфильмом и не хочет его выпускать. Все это время его слушает ассистентка. Миядзаки вроде как признает, что говорит кошмарные вещи, но не перестает их говорить. Мне кажется, ассистентке даже чуточку страшно находится в его присутствии.
В другие моменты, Миядзаки говорит, что делать мультфильмы невероятно тяжело для него, и он не получает от процесса удовольствие. У него какой-то что ли советский подход к вопросу: мол это работа и ее нужно делать.
Больше всего жаль в этом всем фильме продюсера Судзуки-сана. В то время как Миядзаки с Такахатой что-то там рисуют в студиях, Судзуки сану приходится одному решать все вопросы финансирования и рекламы.
Самым большим отморозком на свете показался Горо Миядзаки, сын Хаяо. В фильме с ним всего одна сцена, но в ней Горо ведет себя как большой капризный ребенок, который хочет делать свой мультфильм и ему плевать что там думают продюсеры.
Меня это все невероятно расстроило. Я всегда знал, что создание кино- дело сложное. Но до чего же жутко увидеть своего идола и заметить, что ему кажется самому не нравится все, что он делает.
Вот самый показательный момент. На входе в студию висит приклеенный к двери листочек, на котором написано:
![](http://ic.pics.livejournal.com/madmundt/61253376/105487/105487_600.png)
Пожалуйста, увольтесь если:
1. У вас нету идей
2. У вас нету сил или энтузиазма
3. Вы постоянно жалуетесь
4. Вы не можете взять ответственность в свои руки
5. Постоянно рассчитываете на окружающих
6. Постоянно опаздываете, часто берете отпуск
Разве это не кошмарно? Да, я понимаю: анимация тоже бизнес, и нужно успевать к срокам и т.д. Но это же ужас! Кино и анимация- это труд не одного человека, а множества талантливых людей. Хорошая команда- это как семья, где все друг другу помогают и дают советы. Во всяком случае, мне так кажется. Мне хочется в это верить.
А это что? Разве это похоже на мантру студии, в которой вам захочется работать? В которой вам будет приятно и интересно? На мой взгляд- нет. Это звучит как мантра студии, которая требует от вас полной отдачи и взамен не дает ничего. Которая пьет из вас последние соки ради чьего-то мультфильма.
Однажды, если у меня все получится, мне тоже придется стать во главе какой-то команды, будь то команда для создания фильма или игры. Мне точно придется пересилить свою тревожность и застенчивость, и я очень надеюсь, что к тому времени я найду или меня найдут нужные люди, с которыми приятно работать. Я всегда думал, что хочу быть как Миядзаки. Но теперь я этого не хочу. Я не хочу, чтобы мои сотрудники работали по такой же мантре. Я не хочу выгонять их, если им трудно или у них упадок сил, нету энтузиазма. Я хочу им попытаться помочь, попытаться найти новые силы. Как бы сильно мне не хотелось снять своих “Рыцарей зловещей долины” или экранизировать “Гиперион”, я не верю, что произведение искусства важнее чьих-то нервов или психического состояния.
В общем, такой вот у меня был просмотр фильма про Ghibli. Фильм очень хороший, но честно говоря я никому не советую его смотреть, если вы, как и я, имели в голове какую-то другую, более сказочную картинку о жизни студии.