Сериалы: Фарго, сезон 2.

Aug 16, 2016 12:54




Ну, ребята, кажется лучший сериал прошлого года уже найден. Может, даже лучший сериал из всех, которые находятся на моем списке. Честно говоря, мне трудно представить, что что-либо переплюнет ЭТО.
Если вы хоть чуточку следите за моим блогом, то наверняка уже в курсе что я дико тащусь от братьев Коэн и почти всех фильмов. И мне страшно понравился сериал по их второму самому успешному фильму “Фарго”. Он мне даже понравился больше оригинального фильма. Он был прям преступно хорош, отчего я боялся, что второй сезон не достигнет тех же высот, и повторит судьбу другого сериала-антологии- “Настоящий детектив”.
Но обошлось. Второй сезон “Фарго”, пожалуй, даже чуточку лучше первого. Стоит, правда, повторить старый сентимент: сериал уже довольно мало общего имеет с фильмом Фарго. Первый сезон больше походил на “Старикам тут не место” большую часть времени, чем на оригинальный “Фарго”. Второй сезон ушел еще дальше, можно сказать, максимально далеко. Теперь в нем есть исторический сеттинг, а общая сюжетная канва больше напоминает “Перекресток Миллера” и “Человека, которого не было”. Но у меня с этим нет вообще никаких проблем. Братья Коэны настолько идеальные режиссеры, что я в принципе хотел бы увидеть от них абсолютно любой фильм. Если завтра скажут, что римейк “Призрака в Доспехе” снимают Коэны, я прощу этому фильму паршивое отбеливание каста.
И вот “Фарго” по сути превратился в многосерийный омаж братьям Коэн от людей, которые явно очень любят и хорошо понимают их фильмы. Нет, серьезно, если вы такой же фанат Коэнов, как я, то вы будете ловить разные отсылки и аллюзии к другой работе братьев почти каждую минуту. И мне это все пипец, как нравится. Я жду не дождусь, когда сериал станет омажем “Бартону Финку” или “Серьезному человеку”.
В плане режиссуры и операторской работы, “Фарго” снят лучше всех фильмов, которые я видел в этом году. Идеальный монтаж, отличное использование слоу-мо, освещения, визуальных переходов. У сцен есть темп, море стиля. Местами даже все становится прям по-Скорцезовски круто. Музыка подобрана тоже идеально. Куча забытых песен эпохи, которые при этом еще и что-то значат в каждой сцене, в которой играют. После “Отряда Самоубийц” столь грамотное использование саундтрека воспринимается как некое чудо.
Сценарий, персонажи, диалоги, все это просто идеально. Что неожиданно, оно гораздо смешнее первого сезона.
Если бы я мог к чему придраться, то скажу, что в сериале нету своих Мартина Фримана и Боба Тортона первого сезона. Тот сезон можно было смотреть только ради их двоих. Во втором сезоне как-то однозначных воров шоу нету. Но с другой стороны, все персонажи в целом получились более симпатичными и интересными, и мне не показалось что кто-либо из них был лишним в сериале.
Если вам нужен какой-то вердикт без спойлеров, то вот он: немедленно посмотрите второй сезон Фарго (и первый тоже, хотя это не обязательно для понимания второго). Это 10 часов чистейшей охренительности. 10 часов обалденного кино, каждая серия которого лучше всех фильмов что сейчас идут в кинотеатре.
А теперь, если вы не против, я собираюсь надеть хипстерские очки, и поговорить о глубоких смыслах сериала. Разумеется, тут будут довольно суровые спойлеры.
Во втором сезоне Фарго есть пришельцы. То есть настоящие, пришельцы из других планет. Инопланетяне на летающих тарелках. Посреди этого довольно реалистичного криминального боевика. Это полнейший разрыв шаблона и разрушение всех традиционных представлений о тоне в сторителлинге. Это ни коим образом не должно работать, и когда я впервые это увидел в сериале, то решил, что авторы просто таким образом троллят зрителя. Но как только я начал думать, то с шоком обнаружил что пришельцы на самом деле там не просто так…И да, думаю мне стоит объяснится.
Я часто полушутливо говорю, что Коэны- нигилисты и фильмы их про ничто. Это звучит как странное утверждение, которое, казалось бы, не должно быть комплиментов в адрес фильма. Но на самом деле Коэны просто умеют это делать правильно. Они мастера анти-сюжета. Их истории начинаются и развиваются как довольно типичные, но братья намеренно лишают их какого-либо внятного или удовлетворительного конца. Таким образом, они показывают зрителю что жизнь в их кино, как и в реальном мире, порой неудовлетворительна, лишена четких причин, смыслов и логики, и иногда в ней просто случается плохое.
Во втором сезоне Фарго есть две довольно важные литературные отсылки. В середине сериала, девушка, работающая в мясной лавке, читает Камю, и рассказывает другому персонажу про абсурдизм. Про то, что с учетом существования смерти, любая жизнь является бессмысленной, и любая жизнь потому всего лишь шутка. И в тот момент кажется, что автор сценария только что устами своего героя высказал свою творческую философию и ультимативную мораль сериала, но все не так просто.
Ближе к финалу, одна из главных героинь, которая весь сериал была чем-то вроде голоса разума, открыто осуждает общую мысль Камю, и говорит, что она выдумана глупым человеком, который ничего не понимает.
В самом финале, другой персонаж рассказывает свою философскую идею про конфликты, которая очень похожа на философские мысли Людвига Витгенштейна. Общая мысль такова, что все конфликты и ужасные вещи на свете происходят из-за недоразумений, а те в свою очередь, образуются из нашей неспособности понимать друг друга. А потому нам нужно серьезно пересмотреть язык и лингвистику, и придумать новый язык, который позволит нам всем понимать друг друга.
Здесь, в этот момент, на мой взгляд, “Фарго” представляет нам свою ключевую философскую мысль: все беды мира начинаются с нашего непонимания друг друга. С недоразумений.
Почти все конфликты в сериале, в типичной манере Коэнов, происходят по-случанойсти и скорее из-за маленьких глупостей, чем из-за чьей-то злой воли. Но, они все постепенно разрастаются и превращаются в более большие проблемы. Почти все это из-за недоразумений.
Больше всего это проиллюстрировано социальным подтекстом. К слову, “Фарго” это очередной сериал, захваченный чертовыми феминистками и другими борцами за толерантность. Здесь довольно много всего есть про расизм и дискриминацию женщин в обществе. И все из-за недоразумений.
Сериал начинается с, казалось бы, комедийной сцены со сьемок фильма, которая, тем не менее, демонстрирует важную тему до самого конца сезона- культурный разрыв между белыми людьми и представителями меньшинств. Единственные два значительных не белых персонажа, Ханци и Майк Миллиган, испытывают на себе результаты систематического расизма. На них по-другому смотрят, и они часто слышат расистские комментарии в свой адрес. Их это задевает, и они порой даже об этом говорят. Но у белых реакция, ожидаемо, в духе “А че такого?”.
С другой стороны есть дискриминация женщин. В сериале довольно много сексизма, но он потрясающе использован. Редкий пример сериала, которому удается показать сексистский мир, без создания сексисткого нарратива. Она даже заметнее в сериале, чем расизм. Есть один ужасно мерзкий персонаж, который по сути является ходячей токсичной маскулинностью и мерзким мачизмом. Иронично, его несколько раз уделывают в сериале женщины, но он такой не один. Он самый явный сексист, но отдаленно подобные привычки и тенднеции демонстрируют и другие персонажи в адрес женщин. Почти все браки в сериале, даже самые счастливые, существуют в условиях огромного недопонимания между мужем и женой. Женщины показаны, зачатую, более умными и взвешенными людьми, но их мало кто слушает, пока не становится поздно. Их мало кто даже видит за людей. Одна из ключевых героинь, по сути, живет настолько долго одной лишь мечтой ее патриархального мужа о идеальной ядерной семье, что забывает, чем хочет быть сама и зачем ей вообще самой все это надо. Когда протагонист сериала спрашивает ее, чего она хочет и зачем все делает, она отвечает, что тот не поймет, потому что он мужчина. У персонажей с иным цветом кожи нет похожей сцены, но скорее всего, наш протагонист их тоже не смог бы понять.
Сериал отлично демонстрирует, как маленькие недоразумения и недопонимания могут привести к катастрофическим последствиям. Это демонстрируется при помощи гениального использования флешбеков и сеттинга. Действия сериала происходят во время рассвета политической карьеры Рейгана (которого сыграл великолепно кастанутый Брюс Кэмпбелл). И когда персонажи сериала вспоминают свою юность или детства, зачастую на фоне где-то мелькают фильмы, в которых Рейган играл еще когда был актером. Это нам демонстрация того, как много вещей меняются за годы, и как порой маленькие события из прошлого, как например, систематический расизм, могут жестоко аукнутся нам в будущем.
А затем в сериале появляются пришельцы. Появляются в самом финале, в 9-й серии, во время, по сути, самой важной перестрелки за весь сериал. И что это за перестрелка? Банда Гархардов штурмует мотель, в котором засели полицейские штата. Они штурмуют их, по сути, по ошибке, даже не зная кого убивают, и делая это с ошибочными намерениями. Потому что их обманули, подставили, подставил индеец Ханци, который за весь сериал по-тихоньку понимал что эти люди никогда не поймут и не примут его. И посреди этой сцены полной насилия, где, по сути, незнакомцы убивают друг друга без какой-либо цели, появляются пришельцы на летающей тарелке.
В английском языке, слово пришельцы “alien” означает одновременно и зеленых человечков, и просто что-то чужое, неясное, непонятное. И вот поэтому их появления так тематически важно в сюжете. Этот deus ex machine является одной большой метафорой. Все эти люди вполне могли бы избежать резни, найти мирное решение своих проблем, но как всегда, недоразумения. В этот момент, в этой кровавой бойне, они все друг друга не понимают и не знают. Они настолько же чужды друг другу, сколько людям чужды эти пришельцы на летающей тарелке с другой планеты.
И да, я от всего этого в шоке. Это какое-то просто невероятное использование подтекста в сюжете. Я много чего хорошего могу сказать про Коэнов, но даже для них столь интересный философско-социальный посыл довольно большая редкость. Так что…вау…Браво. Снимаю шляпу, авторы сериала. Вы гении.

Фарго, сериалы, Коэны, Братья Коэн

Previous post Next post
Up