Я должен с легким прискорбием сообщить, что мой план смотреть кучу сериалов летом пока не очень удается. Сложно сказать почему, но я просто как-то потерял энтузиазм касательно медии в последнее время. Отчасти потому, что тут невыносимая жара, отчасти потому что у меня сбился режим дня, и отчасти потому что кое-что на меня навалилось.
В общем, давайте поговорим о том, что я смог досмотреть. Джессику Джонс.
Короткая версия: мне очень понравилось
Сериал не то, чтобы превзошел мои ожидания, как это было с Нетфликсофским “Сорвиголовой”. Но сериал оказался несколько иным от того, что я от него ожидал. Отчасти я ожидал другого потому, что я в свое время уже читал комикс “Alias”, на котором и основан сериал.
Чего я совершенно не ожидал, так это того, что в сериале будет столь очаровательная нуар-стилистика, с закадровыми монологами, джаз-музыкой, тенями и т.д. Я был влюблен в стилистику с оупенинга, когда миленький джаз-мотив перерастал в техно с крутым гитарным рифом. Это, в купе с визуалом, дало мне понять, что сериал будет довольно мрачным и серьезным, но в то же время в достаточной степени кэмповым и самоироничным.
С ходу я также отметил великолепную режиссуру, которая в целом уже свойственна Нетфликсу с их сериалами. Но это реально потрясающе: “Джессика Джонс” выглядит лучше почти всех больших Марвеловских фильмов, несмотря на меньший бюджет на каждую серию. В первом же эпизоде был прекрасный момент, когда сцену разговора между протагонисткой и двумя людьми оживили, заставив одного из этих людей на фоне пытаться починить дверь. Это не только сделало сцену визуально насыщеннее, но и дало фоновому персонажу характеризацию. И в сериале довольно много таких приятных мелочей.
Кристен Риттер шикарной Джессикой Джонс. Хотя мне немного обидно, что они сделали героиню чуточку более традиционно-красивой по нашим стандартам, когда в комиксе ей было явно за 30, и она выглядела примерно как полненькая Яра Грейджой. Тем не менее, она супер. Мне приятно видеть женщину в традиционно-мужской роли побитого жизнью нуар-детектива, а-ля Эдди Вэлиант. И понравилось, что она в настоящем ходит с явно неряшливыми волосами, что добавляет имиджа.
И все остальные герои тоже ужасно понравились. В “Джессике Джонс” очень их много, и практически все меняются по ходу сериала. Здесь практически нету плоских персонажей. У каждого находится какая-то изюминка или второе дно. И кстати, до чего же давно я не видел Кэри Энн Мосс в кино! Страшно рад, суперская актриса.
Неожиданным моментом кастинга оказался Дэвид Теннант. Теннант- это редкий актер, которого я совершенно не мог представить в роли злодея, но он неслабо удивил. Килгрейв в его исполнении получился чертовски жутким и угрожающим парнем.
А еще здесь есть Люк Кейдж, и он…да.
Люк Кейдж - это “да”.
Но мне пора поговорить про смысл сериала, а потому всем не смотревшим предупреждение о спойлерах тут, я предупредил.
Я часто слышал до просмотра сериала, что он супер-феминистский, но все же считал это лишь элементом зрительской интерпретации. К моему удивлению, это не просто интерпретации. “Джессика Джонс” легко пополняет мою коллекцию фильмов, объясняющих феминизм. Если “Дорога Ярости” объясняла патриархию, “Идеальная синева” объясняла объективацию и male gaze, то “Джессика Джонс” объясняет культуру изнасилования.
Автор сюжета сериала вроде как отрицала, что прям пыталась добавить какой-то месседж, но, что называется, поперло подсознательное. По сути, в сериале есть свое ходячее олицетворение изнасилования в виде главного злодея Килгрейва. У Килгрейва суперсила- он может приказать любому человеку сделать что угодно, и тот без всяких вопросов послушается. Разумеется, с такой силой он натворил много ужасных вещей чужими руками. И реакция на это у людей такая же как у жертв изнасилования: они чувствуют, что виноваты в том, что с ними произошло, и общество тоже винит их в содеянном. Им трудно говорить о случившемся, трудно признать его, принять и т.д. У них даже группы поддержки есть, что, наверное, уже окончательно вбивает эту метафору в камень.
У персонажей довольно разные реакции на встречу с Килгрейвом, и они довольно хорошо отражают впечатления реальных жертв изнасилования. Джессика не может себе признаться в произошедшем по началу, Триш проходит боевую подготовку, чтобы с ней подобного не случилось. Самая лучшая реакция у полицейского Уилла Симпсона, который проходит типичный процесс чувства потери мужества, и постоянно старается компенсировать, и горит желанием отомстить тому, кто это мужество у него отнял.
Что прикольно, Килгрейв, как типичная часть культуры, не видит ничего такого в своих действиях, и даже считает, что окружающие с ним несправедливы. Он даже говорит типичное “а че такова, она же жила со мной в шикарном отеле, одевала дорогую одежду и обедала в пятизвёздочных ресторанах.”
Самое жуткое вот что: ближе к финалу, Джессика, по сути, проигрывает! Она все равно убивает Килгрейва, но абсолютно все в ее жизни идет коту под хвост. Люди, которых она пытается спасти, умирают. Друзья и знакомые ненавидят ее и бросают. Джессика всеми силами пытается спасти всех и каждого, до такой степени что она надеется все же засудить Килгрейва. И от этого умирает много людей. Она учится тому, чему в свое время научился Вэш Ураган- если хочешь спасать хороши людей, тебе рано или поздно придется убивать мерзавцев.
И это довольно хорошо, но в то же время жутко характеризует мэсседж сериала. Джессика не может договорится с Килгрейвом, она не может договорится с культурой изнасилования. Она может делать вид, что она не существует, или же собраться с силами и уничтожить ее.
И это жутко. Это грустно. Это то, что на самом деле пытался показать “Бетмен против Супермена” с моральным абсолютизмом Бетмена, но вышло просто кошмарно.
Вердикт
В общем, супер! Всем смотреть Джессику. Даже лучше первого сезона “Сорвиголовы”. Очередной must-see сериал от Нетфликса.