Ну наконец-то, дамы и господа. Шпионский месяц закончен! Вы больше не должны слушать мое нытье, о том, как бы страшно я хотел быть злодеем из фильмов про Джеймса Бонда. Может быть, я еще напишу небольшую рецензию на “Шаровую молнию”, но формально он закончен. Больше никаких шпионских фильмов до самого конца года, а может и дольше. Давайте же поговорим о нем.
У меня невероятно смешанные чувства, можно сказать практически внутренний конфликт. Я явно должен ликовать, потому что такое ощущение словно кто-то еще после выхода “Скайфолла” прислушался ко всем моим претензиям и внес массу поправок в сценарий следующего фильма. А это значит, дамы и господа, что Джеймс Бонд вернулся. Во всей своей красе.
“Квант Милосердия” и “Скайфолл” стали эдаким необходимым злом, через которое сериалу нужно было пройти. Это была большая такая origin-стори, новый старт для Бонда, чтобы выдать ему новых М, Кью, Манипенни, новых злодеев и новую предысторию. Сделать из него нового Бонда. Это все было началом, теперь наконец-то он готов пустится в свое первое настоящее приключение, и этим приключением стал “Спектр”.
Фильм начинается с просто охренительнейшей сцены в Мексике. Первые несколько минут сняты в моем любимом стиле. Вы уже знаете, о чем я. Длинный непрерывный дубль по улицам, в лифте, над крышами и так далее. После этого офигительная драка на вертолете, а затем титры…
И сейчас, как бы это не прозвучало, я хочу, чтобы вы отбросили весь скептицизм (о, ирония) и поверили мне на слово. Вы должны сходить на “Спектр” хотя бы ради вступительных титров. Я даже не советую ждать, пока они выйдут в сеть. Это нужно почувствовать с хорошей акустикой, громовым звуком и на большом экране. Дэниел Клайнман, режиссер вступительных титров к Бондиане начиная с “Золотого глаза” всегда делал эти титры незабываемыми. Но клип “Writings on the wall” из “Спектра”, это его шедевр, его magnum opus, его Сикстинская капелла, его лучшее детище. Это самое красивое, что я видел весь год на большом экране.
И песня Сэма Смитта не подкачала. В купе с роликом мне уже казалось, что это лучшая Бонд-песня. Послушав же ее отдельно от фильма, я все же так не считаю. Но она все равно очень красивая. В ней есть какая-то прекрасная, пафосная трагичность и меланхолия Бонда, и невероятное давление, чувство того что твоя судьба не принадлежит тебе, а всем контролирует этот осьминог Спектр. И выкусите, гомофобы, потому что эту офигенную песню написал гей!
Click to view
Странно что вот уже второй раз подряд песня к Бондиане очень какая-то грустная и меланхоличная. Жаль, что остальной фильм этому настроению не соответствует. Если бы весь фильм был таким же грустным и пафосным, возможно, это был бы лучший Бонд-фильм ever.
Но увы, все же дальше идет совершенно другой фильм. Не поймите неправильно, я все равно рад. “Спектр” не похож на предыдущие Крейговские фильмы, и он даже не похож на все фильмы с Броснаном и Далтоном. Он невероятно близок по духу и настроению к позднему Коннери, Лезенби и лучшим фильмам с Муром.
Почти все вернулось. В фильме ОЧЕНЬ много юмора, тут и там очаровательные подмигивания, и отсылки публике. Манипени мило подкалывает Бонда, Бонд постоянно трется с Кью, и даже у М есть свои комедийные моменты. Также в фильме снова две Бонд-девушки.
Моника Белуччи шикарна. Это невероятно красивая женщина, наверное, одна из самых красивых женщин современности (больше нее мне нравится только Фамка Янсенн). И то, что она наконец-то появилась в Бонидане (кстати, самая пожилая бонд-герл в истории сериала) это для меня прям исполнение потаенных желаний. И у нее с Бондом, пожалуй, самая горячая секс-сцена со времен “Золотого Глаза”. Но если вы хотите пойти на фильм ради Моники Белуччи, спешу разочаровать. Ее тут всего-то две минуты. Это очень хорошо использованные две минуты, но факта не отменяет. Ее мало и в сюжете роли она не играет особо никакой.
Другая Бонд-герл, которой на много больше, это Лея Седу в роли Маделин Суонн. С ней у меня проблемы. Да, я влюбился в Лею Седу еще, когда она играла голубоволосую лесбиянку в “Синий- самый теплый свет” и был рад, когда узнал, что она будет в “Спектре”. Но ее персонаж как-то совершенно не торкнул меня. Она вроде неплохо прописана и даже хорошо помогает Бонду, но как-то в ней нет совершенно ничего особенного и примечательного. О, Лея хорошо играет, тут спору нет. Однако нам фильм пытается продать идею что Бонд как-бы в нее влюблен, или как-минимум она ему очень дорога. До этого Бонд по-настоящему влюблялся лишь дважды, в “На Секретной Службе ее Величества” и в “Казино Рояль”. Госпожа Сиду проигрывает с позором в харизме и очаровании Диане Ригг, и Еве Грин.
Но вот где промаха нет почти, так это в злодейском отделении. Кристоф Вальц был рожден для роли Бондовского злодея и его Уберхаузер (охерительное имя, кстати) не разочаровывает. Его показывают в чертовски красиво снятой и полной саспенса сцене заседания Спектра. Вальца, увы, тоже довольно мало. Больше, чем Моники, но мало. Но это меня расстраивает не так уж сильно, потому что каждое его появление воспринимается от этого лучше. Хорошего понемногу, как говорится.
Другим приятным событием стал новый подручный главного злодея, здоровенный Хинкс в исполнении рестлера Дейва Батисты. Наконец-то, черт возьми. У нас не было нормального подручного со времен “Завтра никогда не умрет”. И персонаж Батисты возвращается к старому доброму типажу “здорового молчаливого ублюдка”, на манер Одджоба, Челюстей и Мэйдэй. Он очень эффектен в каждой сцене и у них с Бондом просто потрясающая драка на поезде.
И фильм и дальше в целом следует прекрасной формуле старых фильмов. Бонд гонится за злодеем, которого не знает пока, раскрывает глобальную загадку этого злодея, спит с красавицами, бьет здоровяка Хинкса, пользуется самыми разными видами транспорта. В дело также вернулись гаджеты, включая на этот раз полноценный полный примочек Астон Мартин ДБ5. Даже вернулась та сцена в финале, когда Бонд пойман злодеем и тот его пытает каким-то экстравагантным способом.
В общем вроде бы все шикарно! Бонд снова вернулся к своим истокам, к crazy-awesome боевикам, с кучей бессмыслиц. И хотя в “Спектре” до фига дырок и нелогичностей, я прощаю ему почти всех их, потому что теперь это тот самый Бонд, а не серьезный псевдо-философский Скайфолл.
Но так почему мне тогда так сложно ликовать?
Ну, на то есть много причин. Увы, большую часть из них я не могу объяснить не проспойлерив самые важные куски сюжета картины. А потому ждите “Большого спойлера” на фильм.
Для начала сценарист Джон Логан, ну вот что у тебя не так с третьими актами? Да, дамы и господа, это та же самая проблема что была у Скайфолла. Почему-то Джон Логан взяв отличный старт и набирая обороты весь фильм, как-то давит на тормоза в финальном акте и выдает что-то в прямом смысле слова anti-climactic. Только в случае с “Спектром” все даже чуточку хуже. Если в Скайфолле не было какой-то crazy-awesome локации, где можно было устроить огромную последнюю драку с Сильвой, то в “Спектре” есть офигенная финальная локация, которую они в итоге взрывают…после чего зачем-то фильм добавляет еще одну сцену в Лондоне, которая страшно уступает по масштабам предыдущей.
Но главной, самой большой проблемой фильма является все еще режиссер Сэм Мендес. О, он отличный режиссер, потрясающий постановщик и он явно просто обожает фильмы про Бонда, это видно в каждом кадре. Но он все же режиссер высокохудожественный, обласканный критиками. И вот он уже во второй раз делает слишком заумный фильм. Он, что называется, over-thinks всю идею Бонда. Второй раз он пытается сделать фильм, который делает вид что он гораздо больше, чем он есть на самом деле. Мендес пытается приписать своим персонажам глубокую драму и сложные внутренние конфликты. И это все меня привело к мысли что на самом деле одна из главных прелестей всей Бондианы в том, что им это никогда не было нужно.
То, что Бонд был шпионом в этих фильмах на службе Британии всегда развязывало руки всем сценаристам. Им не нужно было придумывать сложные причины для того, чтобы Бонд поехал туда-сюда, переспал с женщиной, убил этого парня и т.д. Это просто его работа! Ему не нужна глубокая личная причина чтобы убить злодея, это просто его обязанность. И все в этих фильмах происходит не потому, что на это есть какая-то умная причина, а просто потому, что авторы придумали что-то офигенное и решили впихнуть это в фильм. И этого Мендес, почему-то все еще не понимает. Он подошел ужасно близко к этой прекрасной черте, и повторил каждый плавный маневр своих предшественников, но в итоге все равно наступил на мину и подорвался. Я очень рад, что он уже не будет снимать эти фильмы, потому что Бондиане позарез нужна новая кровь.
Как уже было сказано, я доволен. “Спектр” был очень веселым приятным фильмом, который я хотел бы все же полюбить сильнее чем могу. Это второй лучший фильм в Крейговской эре, и возможно даже последний. Если вас убедили мои слова в начале, я рекомендую снять наши маски скептицизма и пессимизма, расслабится и насладится одним из самых веселых и дурацких боевиков этого года. Не все разделяют мой энтузиазм насчет фильма, его рейтинги стремительно падают вниз, но что тут сказать…
It’s all a matter of perspective.