Quickening: “Повар, вор, его жена и ее любовник” и “Отсчет утопленников”

Oct 22, 2015 19:47



Как вы находите фильмы? Я кучей самых разных способов. В основном я узнаю о них от критиков и из разных чартов, на рейтингах сайта RottenTomatoes и т.д. Но иногда случаются особенные истории, где я нахожу фильм весьма экстраординарным способом. В данной ситуации, я слушал музыку одного из моих самых любимых кино-композиторов Майкла Наймана, и в какой-то момент наткнулся на заглавную тему “Повар, вор, его жена и ее любовник”. И она меня покорила почти моментально своим жутким настроением. И мне сразу же стало интересно, о чем, собственно, сам фильм. Затем я узнал, что он снят режиссером Питерем Гринуеем, которому почти к каждому фильму Найман писал музыку. И я понял, что наше знакомство с мистером Гринуеем затянется.
„Повар, вор, его жена и ее любовник” - это первый его фильм, который я посмотрел, в частности вроде бы его самый коммерчески-успешный. И вместе с тем это мой номинант на самое лучшое название фильма в истории всего. Серьезно, сами подумайте, это идеальное название! Мы сразу знаем по сути завязку фильма, сразу представляем, о чем он, в нем уже есть конфликт и интрига и мы сразу можем сделать вывод о том, хочется нам его посмотреть или нет.
Как сказал сам Питер Гринуей, этот фильм посвящается людям, которых он ненавидит. И это заметно, черт возьми. “Повар, вор, его жена и ее любовник” - это один из самых отвратительных фильмов, которые вам доведется увидеть. В данном случае- это комплимент. Действие всего фильма происходит в большом ресторане, где постоянно ужинает местный гангстер Альберт Шпика. Он регулярно на экране кого-то либо бьет, режет, убивает. В остальных сценах он ест. Причем ест чертовски изысканную еду, от одного вида которой у вас наверняка потекут слюни. В это время его жена занимается сексом на кухне с первым попавшимся ей посетителем ресторана, с молчаливого согласия повара. И вот эта комбинация мерзкого насилия, грязи, секса и изысканной еды с красивыми декорациями и делает весь фильм. Этот невероятный контраст создает очень напряженную, порой даже страшную атмосферу фильма. По сути мы даже не видим большей части всех ужасов, что происходят в фильме, многое остается за кадром. Но намеки и самое представление уже ужасает. К тому же, сюжет картины построен в традициях так называемой “Яковианской трагедии о возмездии”, к которой принадлежат так же “Гамлет” и “Тит Андроник” Шекспира. А это значит, что финал обещает вам эпическую расправу над главным злодеем. И поверьте на слово, она не разочаровывает.
Но говоря о фильмах Питера Гринуея, нельзя не поговорить о том, как они сняты. Чертовски круто, вот как. Гринуей очень любит всякие голландские картины, вроде Рембрандта. Во всех своих фильмах он старается воссоздать эстетику этих картин. И черт возьми, до чего же хорошо выходит у него. Фильм выглядит просто шикарно, с яркими костюмами и красками, вниманием к деталям, и просто с его плавными движениями камеры, которые дают это самое картинное чувство. Правда, Гринуей в один момент решил забить на тонкость вопроса, и повесил на стену в ресторане старую картину, которая, собственно, и была главным вдохновением визуальной составляющей фильма.
Ну и надо отдать должное исполнителю роли Альберта Шпики- Майкл Гембон. Да-да, Альбус Дамблдор играет главную злодейскую роль в фильме, и играет шикарно. Альберта Шпику хочется ударить по роже, нет…задушить в колыбели. Это самая мерзкая тварь которую я видел на экране со времен Кенди из “Джанго освобожденный”.
При всем при этом, фильм, увы, вроде бы не несет какого-либо интересного центрального помысла или идеи. Наверное, мораль всей истории в том, чтобы не быть лицемерной сволочью. Но вряд ли это очень прорывная, глубокая мораль. Это скорее кино эмоций, а не мыслей.
Но в общем и целом рекомендую всем любителям нестандартного кино.

image Click to view



Отсчет утопленников (Drowning by numbers)


Второй фильм Гринуейа, мною просмотренный, оказался даже красивее первого. “Отсчет утопленников” выглядит как самая настоящая картина эпохи Барокко. Невероятная работа с освещением, декорациями, деталями. Некоторые кадры можно было бы вешать на стены и продавать отдельно, как фотографии. Где еще, спрашивается, вы увидите бабочку, сидящую спокойно на мыле?
В остальном… пускай фильм мне понравился даже больше предыдущего, я осмелюсь заметить, что он очень странный и непонятный. Он рассказывает про трех женщин- мать и ее двух дочерей, которых всех зовут Касси. Все трое по ходу фильма решают, что им надоели их изменяющие, ленивые и просто глупые мужья, и решают всех троих утопить. И чтобы их никто не заподозрил, он договариваются со своим знакомым Мэджеттом(которого играет Бернард Хилл, он же ТЕОДЕН РОХАНСКИЙ), местным коронером, что он во всех случаях прикроет их и напишет в документах естественную причину смерти. Разумеется, кто-то все же начинает заподазривать, а девушки все продолжают обещать Мэджетту свои…кхэм, “услуги”, которые все никак не исполнятся.
В фильме очень много странных стилистических находок и задумок режиссера. По ходу картины тут и там появляются цифры, ведущие отсчет от 1, в начале, до 100, в финале. Один из персонажей фильма, аутист-сын Мэджетта, которого почему-то все зовут Сажей, ведет отсчет умирающих в округе животных, а потом и людей, каждый раз отмечая место смерти краской в виде цифры и запуском фейерверков. Видимо, это и есть тот самый “отсчет утопленников”, хотя некоторые номера появляются просто так, без чьей-либо смерти.
К тому же, по ходу фильма то и дело Сажа описывает правила разных игр и считалок, которые кое-как связаны с сюжетом, но в целом мало что значат.
И наконец… ну, все в фильме ведут себя довольно странно. Все три убийства лишены какой-либо ненависти и особой агрессии. Все трое женщин не любят уже давно своих мужей, но не до степени той же Эмили Данн. Просто они застают мужей в ситуации, где те могут легко умереть, и убивают их из разряда “а почему-бы и нет?”. И в целом в фильме все ведут себя очень странно. Даже нельзя толком сказать где и когда дело происходит. Фильм имеет какую-то атмосферу странной сказки, существующей за гранью знакомого нам мира. Возможно, поэтому все ведут себя так странно.


В целом, это словно фильм Уэса Андерсона, который Уэс никогда не снимал. Удивительно, но Уэс никогда не называл Гринуейа своим стилистическим вдохновителем.
В целом это классный фильм. Рекомендую.
О, и музыка Наймана в обоих фильмах, конечно же, божественна.

image Click to view

Повар, Питер Гринуей, его жена и ее лб, peter greenaway, вор, michael nyman, Майкл Найман

Previous post Next post
Up