Странные дни (Strange days, 1995)

Aug 26, 2015 00:33



Что-то я подзатянул с этим…

“Странные Дни”- это фильм1995-го года очень известной нынче американской режиссёрски Кэтрин Бигелоу по сценарию ее тогдашнего мужа, мастера сиквелов Джеймса Кэмерона. У меня весьма сложные отношения с фильмами Бигелоу после “Голубой стали” и “На гребне волны”, то бишь мне ее фильмы не очень нравятся. Но я решил занести все же данный фильм в мой список для просмотра, так как одна знакомая сказала что этот фильм по атмосфере напоминает Blade Runner и я нем есть сильный женский персонаж.
И вот вам новость, мальчики и девочки: ничто меня не возбуждает сильнее, чем словосочетания Blade Runner и strong female character.

“Странные дни” и вправду можно по сути назвать “нео-нуаром” и “киберпанком”. И в основе любого хорошего киберпанка, на мой взгляд, лежит идея страха перед каким-то элементом будущего, как развитие искусственного интеллекта (тот же “Терминатор” Кэмерона) или слишком крутые видео-игровые системы (“Экзистенция” Кроненберга). И вот если говорить о выбранной теме, “Странные дни” в этом моменте просто гениально сделаны. Почему? Потому что во-многом фильм основан на том, что я называю “паранойей 90-ых”. Позвольте мне обьяснить, что я имею ввиду.


Видите ли, 20-е столетие было бурным временем. Очень много чего случилось и почти каждое десятилетие было своей отдельной эпохой со своим настроем. 20-е годы были вечеринкой, 30-е были депрессией, 40-е были войной, 50-е были пост-военным спокойствием в перемешку с паранойей, 60-е были революцией, 70-е были большой вечеринкой в честь этой революции, 80-е были про материализм и комфортный стиль жизни 50-ых и т.д. А что 90-е? Какая их большая тема? 90-е были относительно спокойным временем с большим экономическим бумом и технологическим прогрессом, но культурно у них не было какой-либо центральной идеи. Посмотрите на кино: Тарантино стал сверх-популярен, хотя его фильмы копируют эстетику и трюки кино прошлого. Сверх-популярные и успешные фильмы Кевина Смита были про гиков постоянно обсуждающих фильмы прошлого. Ну и Форрест Гамп…

Музыка тоже была в пролете. Рок доживал свою последнюю хорошую эпоху и если вы тогда не сделали рок-группу, то боюсь ваш шанс прославится в этом жанре уже утерян. И все равно рок по сути не стал супер-прогрессивным и все свелось к появлению поджанров(кхе-кхе, fucking grunge, Кобейн, ты все испортил, говнюк, кхе-кхе), которые никуда не ушли в итоге. В поп-музыке я не шарю, а потому за нее говорить не стану. И по сути только у хип-хопа и рэпа было большое восхождение на пьедестал славы. Политический ученый Френсис Фукуяма написал в 1992 году написал книжку под названием “End of history and the last man”, в которой высказал свою теорию о том, что из-за того что война коммунизма с капитализмом закончилась и никаких новых угроз на горизонте не было видно, история какой мы ее знаем, то есть столкновение идеологий и кланов в борьбе ведущей к прогрессу, подошла к концу. А потому все просто встало на месте, в мире возникло спокойствие на какое-то время.


Разумеется, вся эта идея ужасно крутится вокруг США, которые как-то забыли что остальной мир существует и в 90-ых происходили невероятные вещи в те времена. Я уже сразу могу сказать вам, что как минимум СССР разавалился и мы все проснулись в другой стране. И Германия, какой мы ее знаем сегодня, только в 90-ых стала государством. Подумайте об этом, ведь это было сравнительно не так уж давно, а где они теперь? Где мы теперь? Боже… я чувствую себя старым… а мне всего 20!

Но в любом случае я говорю именно о том, что крутилось в голове у людей, делавших этот фильм. Небольшая паника в голове каждого человека, вызванная спокойствием после стольких лет бури. Да и к тому же наступало целое новое тысячелетие и приближались даты исполнения всяких древних пророчеств и конце света. В самом деле, некоторым людям казалось что это конец света. Как минимум, каким мы его помним.
И вот “Странные дни” каким-то образом просто идеально ловят все это. Это фильм от которого просто за милю пахнет 90-ыми. Да, в нем есть что-то от Blade Runner, но в то же время в нем есть кусочки Терминатора, “Чайнатауна” и старых нуар-книжек, и даже кусочки книжек Филипа К. Дика и Берроуза (того, который “Обед нагишом”). Это удивительный мэш-ап, и стилистически это чертовски интригует большую часть фильма. Вселенная действительно интересная и многое есть от эпохи: популярность лазерных носителей привела к тому, что на них записывают даже воспоминания, по телеку рассказывают про убитого негра-реппера, поющего про социальное неравенство (Тупак, ты?), а бывшие рокеры теперь отсиживаются в клубах в компании бывших футболистов, проституток и транссескуалок.

Но самой крутой темой фильма является новый супер-наркотик в виде человеческих воспоминаний, записанных на диски. Это целый бизнес, которым собственно и занимается наш главный герой Лео- бывший коп, и теперь торговец этими воспоминаниями. За кругленькую суму он может продать вам чужие воспоминания. Они проигрываются в мозгу в реальном времени, отчего можно почувствовать все, что чувствовал человек в тот момент и побыть в его шкуре. Это даже круче чем воспоминания, это почти своя виртуальная реальность. Можно побыть в течении получаса девушкой, принимающей душ, грабителем магазинов в перестрелке, лесбиянкой занимающейся сексом с партнершей (boy, do I need one of those) и так далее. Такая вот мини-версия “Вспомнить все” в вашем кармане. И я действительно без ума от этой идеи. Я хотел бы, чтобы нечто подобное появилось в реальности.


Именно этот сюжетный элемент и дает старт нашей истории. Лео получает воспоминание, в которой работающую на него девушку насилуют и убивают. Вместе со своей боевой подругой Мейс и другом-детективом Максом он должен теперь выяснить кто же убил девушку и зачем. По ходу все это закручивается по самое не балуйся, и Лео еще приходится иметь дело с местным рокером, который спит с его бывшей девушкой Фейт (от которой Лео все еще без ума), грязными полицейскими, интригой вокруг смерти реппера и все, казалось бы в финале свяжется воедино…

Вы знаете какого это, быть на обалденном свидании с парнем, который по пути к вам домой долго рассказывает как он возбужден и как он сейчас вас здорово оттрахает, и вы вот все ждете-недождетесь, и в итоге когда вы приступаете к делу, он кончает через несколько секунд после начала и весь этот билд-ап был не к чему? Я вот не знаю, но мне кажется что “Странные дни” чем-то похожи по ощущениям.

Это ужасно обидно, но увы “Странные дни” очень разочаровывают в финале. И частично они сами в этом виноваты, так как весь фильм действительно кажется что вот-вот все сойдется и герои раскроют огромный тайный заговор, но этого не происходит.
Первое, что расстраивает, так это то, что вся фишка с воспоминаниями-наркотиками никуда не приводит. Это инструмент сюжета, который увы мог бы сам по себе быть центром сюжета. У меня уже куча идей появляется насчет этого. Что, если бы воспоминания-наркотики начали вытеснять настоящие воспоминания людей? Может, даже целые личности? Может люди начали забывать кто они и даже какого они пола? Может это начал кто-то использовать? Может кто-то решил милитаризировать эту фишку с воспоминаниями и использовать ее для создания солдат? Может главный герой даже не является тем, кем он считает, и его личность и воспоминания- не его! Да, сегодня уже сюжеты про воспоминания, как основную вещь формирующую наши личность (как “Призрак в доспехе” и “Вечное сияние чистого разума”) были раскручены и использованы. Но тогда, в 1995-ом это было все еще свежо.
Но увы, эти наркотики-воспоминания существуют в сюжете исключительно для того, чтобы подсунуть главному герою запись о убийстве его знакомой. И собственно, почему тогда они нужны? Почему это не могла быть просто видео-запись? Это вполне можно было бы объяснить путем видео-камер.
Кстати, вы наверное замечали тут и там что я довольно негативно отношусь к слабым женским персонажам и изнасилованиям на экране. И в этом фильме есть целых два весьма графичных изнасилования от первого лица. Но этот фильм написан Кэмероном и снят женщиной! Так что видимо, я не прогрессивный феминист а просто очень нежная сюся.
А и еще, несколько персонажей смотрят это воспоминание про убийство и изнасилование знакомой Лео и я знаю что это жуткая сцена… но все о чем я в этот момент мог думать это о том, что Лео и другим людям смотрящим запись нужно сменить штаны.


Увы, дальше, чтобы объяснить мои претензии, увы, мне нужно пойти в спойлеры и рассказать про финал.
Итак, увы все заканчивается довольно разочаровывающе. Anti-climactic, как сказали бы американцы. Никакого вселенского заговора не случается. То, что казалось очень сложной запутанной историей, в итоге оказывается чередой случайностей, которые связывают воедино несколько линий. По сути целая линия с убитым реппером и неравенством черных и белых даже не нужна сюжету. Весь сюжет на самом деле про Лео и его подружку Фейт, они являются его центром. И Лео даже не парит на секунду их проблемы. Он бежит спасать Фейт. И в итоге в финале две почти не связанные развязки двух историй: Лео с Фейт, и Мейс с копами-расистами. И даже развязки сами по себе довольно дурацкие. Детективная интрига в истории Лео оборачивается простой историей про femme-fatale. А копы-расисты оказываются просто парочкой идиотов, которые просто так вот взяли да убили реппера, без какого-либо там грандиозного плана или мотива. Они просто расисты… и идиоты.
И в каком-то смысле в этом финале есть нечто гениальное. Как я уже сказал, изза того что действие фильма происходит на кануне Нового Года в 1999-ом, у фильма есть отличное чувство той самой “американской паранойи” 90-ых. И по-своему гениально показать что подобная паранойя весьма иллюзорна, и то, что нам кажется вселенским заговором и концом света- всего лишь неприятная череда маленьких напастей и в финале все будет хорошо (ну, до 11-го сентября то есть). Это по-своему крутой месседж. Но он слишком тонкий, и его трудно правильно преподнести. И увы, тонкость подхода это не то, в чем Кэмерон с Бигелоу сильны.

Тем не менее, фильм мне все же понравился и я могу назвать его хорошим. Для своих 2-ух с чем-то часов он был на удивление динамичный и не затянутый. И пожалуй в первые мне понравилась режиссура Бигелоу. Отличное освещение, пейсинг, синематография и работа со звуком. Ральф Файнс всегда шикарно играет, но тут у него на удивление нестандартная роль с которой он хорошо справился. Но больше всех шоу ворует Анжела Бэссет в роли той самой Мейс. Да, если что-то и указывало на присутствие Кэмерона в создании сценария, то это точно был его любимый архетип badass-mom. Мейс- офигенный персонаж. Редкий случай, когда женский персонаж спасает постоянно мужского, и при этом обладает офигенным атлетичным телосложением и все равно авторы фильма не стесняются в финале нарядить его в секси-платье. Увы, многое в картине портит очередная ненужная любовная линия, которая увы слишком сильно делает женского персонажа зависимым от мужского, то бишь Лео. Так что как персонаж, крутая мамаша Мейс все же уступает другим мамашам Рипли и Саре Коннор. Но она все равно прелесть.

В целом это хороший фильм. Я бы даже сказал, недооценённый. Из всего, что вышло в 1995-ом году это явно заслуживало внимания больше, чем некоторые другие, более успешные картины (я смотрю на тебя, “Храброе сердце”).
А теперь время сказать ужасную вещь, от которой у многих из вас уши повянут. Сегодня выходит невероятно много римейков, ребутов и продолжений. И из всего, что получает римейки сегодня, действительно был бы смысл попытаться римейкнуть то, что с самого начала не было очень удачно. И на мой взгляд “Странные дни”- на удивление отличный кандидат. Как я уже сказал, одна только идея с воспоминаниями-накротиками уже много чего стоит. А потому я действительно думаю что какой-нибудь артовый римейк, в стиле “Scanner Darkly” был бы очень уместен.

P.s. кстати, фанатам оригинального Deus Ex, по атмосфере “Странные дни”- это наверное, самое близкое, что мы получим к крутой экранизации любимой игры. Так что вам фильм обязателен.
P.p.s. А еще у фильма просто бомбезнейший трейлер. Один из лучших, что я видел. Зацените, я оставлю его ниже.

image Click to view

Кэмерон, Джеймс, blade runner

Previous post Next post
Up