Heavy Metal и “Love, Death + Robots” ч.1

Mar 21, 2019 07:47





Предупреждение о контенте: в статье обсуждается много неприятных тем, вроде сексуального насилия.

Как говорил Ник Фьюри: Была идея.

Идея довольно простая: что, если бы было какое-то особое место, платформа или пространство, где художники и творцы всех мастей могли бы творить что их душе, было бы угодно. Там, где их ничто бы не сковывало и не ограничивало. Где не было бы цензуры, возрастных ограничений, правил, табу. Где они могли бы создать что-то по-настоящему свое, что-то странное, прямиком из своего ИД.

Идея появлялась в самых разных временах, странах и формах искусства. Но мы сосредоточимся пока на мире комиксов. В нем идея обрела свою форму в виде журнала “Metal Hurlant”, который позже частично породил журнал “Heavy Metal”.



“Heavy Metal” это своего рода легенда в мире комиксов и визуального искусства. Возможно, ему далеко до популярности каких-нибудь Марвел, DC, или даже Dark Horse и Image comics. Но у него есть своя аудитория, которая делала журнал успешным начиная с 77-го года по наши дни. Практически каждый мало-мальски популярный и важный художник жанров фантастики или фэнтези рано, или поздно засветился как-то на страницах “Heavy Metal”. Среди них были такие мастера как Мёбиус, Гигер, Луис Ройо, Борис Вальехо, Энки Билал и многие другие. Когда-то в нем так же публиковались выпуски «Валериана и Лорелин» которые теперь могут быть вам знакомы по недавнему фильму Бессона. В этом журнале появлялась Барбарелла. Там в свое время публиковалась комиксовая версия «Чужого» Ридли Скотта.

И в свое время я был огромным фанатом этого комикса. Я качал все номера, что мог достать в интернете (на постсоветских территориях журнал нигде не продается). Я смотрел поганый мультик 1981-го года. Даже играл в хреновую видеоигру по одному из комиксов из журнала. И я далеко не один такой фанат. Пускай «Heavy Metal” это вещь нишевая, его влияние на индустрию довольно велико. Среди его фанатов есть Зак Снайдер, Девид Финчер, Гильермо Дель Торо. По словам самого же Финчера, номера журнала валяются в практически каждой студии по спецэффектам как источник вдохновения.

После столь добрых речей, вас возможно удивит, что я скажу, что «Heavy Metal” на самом деле очень плохой журнал. Ну, или точнее, комиксы из “Heavy Metal” в большинстве своем - плохие. Даже когда я был как-бы ярым фанатом, мне трудно было читать его. Я думал, что это потому, что я чего-то там не понимал по-английски или еще где. На самом деле все дело было в том, что комиксы просто не были хорошими. “Heavy Metal” преимущественно занимается просто скупкой и публикацией разного рода европейских комиксов. То есть, они просто покупают в больших количествах, комиксы, которые уже сделаны. Только спустя какое-то время они начали их так же делать сами, с нуля. И мне кажется, “Heavy Metal” не имеет особых требований к авторам. Главное, чтобы комикс был красиво нарисован, и чтобы он был «для взрослых» (то есть чтобы там был секас, кровь и кишки).

В результате, по закону Старджона, 90% всех тамошних комиксов - херня. Красиво нарисованная, но все равно херня. Большинство комиксов это трешняк с очень слабым сюжетом, отсутствием какого-либо смысла и иногда оно все даже перетекает в откровенную порнографию. Картинки нарисованы красиво, но порой это даже не спасает. Не всю художники знают, как грамотно организовать панели для удобства читателя. Картинки плохо переходят одна в другую, и многие комиксы не знают чувства меры, и бомбардируют вас на каждой панели миллионом деталей и цвета. От этого очень быстро устают глаза. К тому же, как будто бы не осознавая своих сильных сторон, художники все равно заполняют страницы комиксов словесным поносом, от которого еще труднее читать.
Иногда попадаются шедевры, но они в меньшинстве. На каждого Мёбиуса находится десяток Саймонов Бислеев. На каждый стоящий комикс вроде «Метабаронов» находится херня от какого-нибудь Майло Манары.
И это, не говоря уже о вопросах репрезентации. Разумеется, у «Heavy Metal” с этим страшная беда. Комиксы журнала почти все как один пиздец как мизогинны, объективируют женщин еще с обложек, Если поискать, то в них легко можно найти и примеры трансфобии, гомофобии, ксенофобии, расизма и т.д.
Я даже не начал говорить еще про особенно плохие случаи. Один из самых популярных комиксов в истории журнала это «Друуна» Паоло Серпиери. Это порнографический комикс про нимфоманку Друуну, которую по ходу комикса всякими человеческими и нечеловеческими способами насилуют. Серпиери говорил, что создавал комикс в протест Иудеохристианским нормам. Женщин он, видимо, решил использовать в роли наковальни для этой цели.
Еще один популярный комикс журнала это РанКсерокс. Он каким-то образом даже хуже Друуны. Потому что это комикс про такого вот футуристического робота РанКсерокса и его девушку Лубну. Вот что самое тут худшее: Лубна абсолютно четко прописана в комиксе как несовершеннолетняя. И они с РанКсероксом часто занимаются всякими сексуальными штучками, и комикс никак собственно вроде бы их не осуждает. Так что да, это реальная романтизация педофилии.

“Heavy Metal” был создан в конце 70-ых, и во многом соответствовал своему названию. Это был не просто журнал с комиксами, а такой вот акт протеста. Попытка создать что-то против моральных норм, нарушая табу и запреты. Авторы этих комиксов считали себя такими вот крутыми панк-рокерами, нарушающими закон.
Беда в том, что на самом деле эти ребята ничего особо оригинального не делали и никто их на самом деле не сдерживал особо. Почти все они были белыми гетеросексуальными мужиками. У этого класса людей никогда не было особых проблем создавать любую херню и выдавать ее за искусство. Никто из этих ребят не делал ничего в самом деле революционного. Они создавали просто порнуху про секс и насилие для таких же озабоченных идиотов, как и они сами. Им бы многое из этого всего не удалось сделать, будь они другой расы или другого пола.
Кстати тут я хочу сказать, что хотя я прочитал довольно много Heavy Metal и вроде как знаю самые популярные серии оттуда, я серьезно не могу вспомнить ни одной истории написанной или нарисованной женщиной. Я признаю, что могу ошибаться. У меня нет времени перечитывать все номера, вышедшие за последние 40 лет чтобы перепроверить сию инфу. Но я буду рад если кто в комментариях докажет мою неправоту в этом вопросе.

Идея «Heavy Metal” находила свое проявление и в других местах. В 90-ых начал выходить журнал “Penthouse comix”, который содержал порнографические комиксы (некоторые из которых даже были продолжениями серий начатых в Heavy Metal). В это, возможно, будет трудно поверить, но еще хуже «Heavy Metal”. В Канаде журнал даже запретили из-за изображений изнасилования. Причем сама редакция Пентхауса об этом написала в журнале как об объекте гордости. Такое вот «Хаха, триггернули снежинок» версии 90-ых.
Я ненавижу «Penthouse comix”, но я чуточку уважаю хотя бы его честность. По крайней мере там никто не претворялся, что создает порнографию, в то время как в “Heavy Metal” выдает свою порнографию за высокое искусство.
Penthouse comix довольно недолго прожил, и закрылся после 4-ех лет публикации и 32 выпусков. Собственно, даже сам прародитель всей идеи - журнал Metal Hurlant, в свое время не был достаточно успешен, чтобы продолжать свое существование. Он помер в 87-ом году. В 2002-ом году издательство Humanoids Publishing попыталось его воскресить. Попытка прожила всего какие-то жалкие два года.

Я так же в ходе рисерча узнал, что в свое время был подобного рода журнал на феминисткую тему от феминисток и назывался он Ah!Nana. По описаниям, он звучит куда многообещающее всех остальных журналов, потому что у каждого номера была какая-то центральная тема, на которую художницы пытались сделать произведения. Увы, Ah!Nana тоже прожила всего-то два года с 76-го по 78-й. И помимо пары статей об этом журнале, и нескольких паршивеньких сканов обложек, у меня нет никаких доказательств что журнал вообще существовал.

Но “Heavy Metal” каким-то образом нашел свою аудиторию на западе и был довольно престижен. Настолько, что в 1981-ом году по нему сделали мультфильм. Мультфильм был очень паршивый. Когда я был фанатом журнала, я думал, что авторы фильма просто все запороли. Сейчас оглядываясь на все это, я понимаю, что на самом деле авторы мультфильма сделали все что могли в попытках облагородить столь паршивый исходный материал.

Хотя я уже как-то перерос «Heavy Metal”, я все равно отчасти понимаю его прелесть, понимаю, чем он может нравится своим людям. Даже в свои худшие моменты он абсолютно безумен и сюрреалистичен как произведение искусства. Это комиксный эквивалент брейнсторма. Выброс всех самых безумных идей на бумагу с надеждой что одна из них прилипнет. И я думаю поэтому многие художники хранят номера журнала для вдохновения. Это не очень хорошая литература, но это отличный сборник безумных идей, которые можно взять и превратить во что-то по-настоящему стоящее. Собственно, такое реально было в мире кино уже. «Пятый Элемент» Бессона это наглейшая калька с одной из историй из мультика «Heavy Metal”, с «Валериана и Лорелин» и «Инкала» Мёбиуса (этого он даже нанял для арта к фильму). Ридли Скотт списал визуальный стиль будущего в «Бегущем по Лезвию» прямиком с комиксов Энки Билала про Никопола. И наверняка найдутся и другие примеры, если поднапрячь память, но у нас мало времени.

Если помните, я когда-то написал про всякие прикольные несбывшиеся фильмы, среди которых в частности рассказывал про новую экранизацию «Heavy Metal” которую хотел сделать Девид Финчер. Несмотря на невероятный список желающих подключится к проекту режиссеров, проект почему-то не взлетел. Но, как оказалось, Финчер не отчаивался. Вместе с главой студии Blur и режиссером первого «Дедпула» Тимом Миллером, они все пытались оживить проект, пускай и под другим именем. Для Тима Миллера это, по его собственным словам, был проект мечты.
И у них наконец-то получилось. Они создали «Любовь, Смерть + Роботы». И лучше бы у них не получалось, если честно.

A little less conversation, a little more action, baby



Я хочу для начала сказать, что я страх как ждал «Любовь, смерть + Роботы». Как я уже говорил, мне очень нравится, что Нетфликс стал таким-вот новым пристанищем для анимации самых разных стилей и направлений. Анимированная антология для взрослых, в которой будут мультфильмы от самых разных студий со всего мира? Да, пожалуйста, и побольше.
Меня только настораживали трейлеры. Потому что они все как один не пытались как-то завлечь атмосферой, историей или персонажами. Вместо этого они скорее были нарезаны так, чтобы вызвать у зрителя эпилептический припадок. Я очень боялся, что такой вот тупой, шоковый подход будет заметен и в самой антологии. И я боялся, что вместо чего-то необычного и умного я получу кучу трешняка для озабоченных 13-тилених пацанов.
И к моему огромному сожалению, именно эти оно и оказалось.
Мне нужно немного рассказать про бэкграунд этого проекта. Большая часть короткометражек создана студией Blur. Знатоки видеоигр наверняка узнают эту студию. Но для тех, кто не в курсе, Blur - это студия, специализирующаяся на создании визуальных эффектов. Они создавали невероятно реалистичные и хорошо-режиссированные CGI трейлеры для Star Wars: The Old Republic, серию игр про Бэтмена и Акрхем. Они так же ответственны за крышесносное интро к «Девушке с тату дракона» Финчера, и они делали часть эффектов для «Аватара» Кэмерона. В общем, вы можете не знать эту студию по имени, но вы практически наверняка в том или ином виде сталкивались с их работой.
Другие студии, работавшие над «Любовью, смертью + роботами» зачастую тоже, либо студии, создающие анимацию, либо спецэффекты. И зачастую они как раз делают такую вот работу по заказам, а не свои произведения. В общем, это все студии, которые были ответственны за всякие неописуемые красоты, которые мы видели в блокбастерах последних лет. Это команды невероятно талантливых художников, инженеров и аниматоров. И в «Любви, смерти + роботах» всем этим людям дали наконец-то сделать что-то свое, рассказать свои истории. Вроде бы это звучит прекрасно.
Беда в том, что эти люди не умеют рассказывать истории. Они как раз хороши тем, что их талантам находят применение люди с каким-то четким виденьем сюжета. Они крутые мастера своего дела, но они подобны красивому клинку. Они хороши только в руках умелого мастера. Сами по себе они ничего не могут.
Хотя даже визуальная сторона не всегда хороша. В «Love Death + Robots” есть несколько короткометражек, которые зачем-то пытаются создать фотореалистычных людей. Выглядит довольно паршиво, особенно с учетом того, что они все еще не решили проблему этих жутких пустых безжизненных глаз. Да, я уверен, на эти все модельки и анимацию ушло море усилий, я уверен. Я уверен, что все старались как могли. Все равно вышло плохо. Такая вот «Последняя фантазия 2.0». Нам все еще плохо удаются фотореалистичные люди в CG. Именно поэтому все другие студии пытаются либо уйти в стилизацию, либо использовать графику исключительно для вещей, которые глазу будет труднее распознать как ненастоящие. В итоге эти короткометражки выглядят как заставки из видеоигр, проваливающиеся в зловещую долину. Да, технологически это впечатляюще. «Последняя Фантазия» тоже была в свое время прорывным моментом в 3Д анимации. С тех пор она безбожно устарела и выглядит откровенно паршиво сейчас. Половина короткометражек в «Любви, смерти + роботах» тоже очень скоро будут выглядеть устаревшими и неестественными. Да, это неплохой шоурил для всех этих студий. Но в графе «Жанр» на сайте Нетфликса написано, что это «анимированные фильмы» а не «шоурилы». А потому уж извините, мы будем оценивать их именно как анимированные фильмы.
Собственно, я даже не особо пойму, почему они вообще сделаны в формате анимированных фильмов. В этих короткометражках в основном фигурируют люди в более-менее правдоподобных ситуациях. Не так уж часто там есть нечто такое, что возможно было бы реализовать лишь при помощи анимации. Можно было бы использовать реальных актеров, оставляя для компьютерной анимации лишь фантастические элементы. Так что да, даже в плане проект-менеджмента и затраты ресурсов эта антология сосет.

Все короткометражки просто невероятно паршиво написаны. Что не удивительно, потому что писал их почти все один человек. Согласно интервью с Тимом Миллером, люди из студий приходили к ним с общей идеей для своей короткометражки, после чего они уже писали сценарий. И почти все их написал Филип Геллат, друг Тима Миллера. Окей, если судить по короткометражкам, он паршивый сценарист и у него до смешных позорных диалогов, но мне честно говоря трудно представить, что кто-либо был бы вообще в состоянии написать 18 совершенно разных сценариев, при этом не скатившись в говно. На сюжетной части они явно сэкономили, потому что на таких проектах всегда должна как правило работать команда сценаристов и редакторов.
При том, что антология вроде как обещает показать что-то фантастическое, невообразимое и оригинальное, большинство местных историй это унылые до слез мачо-фантазии с идеализацией военных, насилия, токсичной маскулинности и т.д. В историях до хера обнаженных женщин, снятых почти порнографически, есть несколько убогих секс-сцен, которые будто бы вылезли прямиком из Mass Effect: Andromeda. И тут до хера сексуального насилия.
Я пройдусь по отдельным короткометражкам целиком, описывая со спойлерами весь их сюжет, чтобы как можно лучше объяснить всю ситуацию.
Но перед этим я должен заметить, что несмотря на то, что на экране в «Любви, смерти + роботах» до фига обнаженных женщин, за кулисами женщин катастрофически мало. Из 18 короткометражек ни одна не была срежессирована женщиной. Только одна из 18 вроде как была написана женщиной-сценаристом, и то, по рассказу мужика. И я специально даже смотрел в титры каждой из короткометражек, пытаясь узнать сколько же женщин участвовали в создании картины. И их там тоже было катастрофически мало. На 50 мужиков в лучшем случае находится одна женщина. И зачастую она в позиции либо одного из продюсеров короткометражки (одна из четерых продюсеров) либо они отвечали за кастинг. Короче говоря, в почти всех случаях в этих командах не было женщины, которая могла как-либо повлиять на финальный продукт, на сюжет картины или на то, как они показывают героев.
И простите меня за мой французский, но что это за пиздец? Женщины вроде как у нас половина населения, и в США они, на минуточку, составляют 60% людей, учащихся в узах анимации. Так каким, блять, лешим, можно сделать антологию из 18 фильмов и не дать ни одной женщине позицию руководителя проектом? Как можно иметь огромную компанию из художников и аниматоров, где представителей половины населения как будто бы не существует?
И пожалуйста, не надо мне рассказывать, что в анимации просто больше мужчин чем женщин, и женщин спецов трудно найти. Херня это все собачья. Я был в прошлом году на фестивале анимации в Познани. Там были анимированные фильмы со всего мира. Большая их часть была сделана женщинами. И, собственно, женщины и отхватили почти все самые главные награды на фестивале. На твиттере каждый год происходит флешмоб #visiblewomen, где женщины из индустрии делаться своими данными и работами. Если захотеть, можно очень легко найти женщин-аниматоров и режиссеров для своего проекта хоть сегодня.

Дэвид Финчер, #visiblewomen, netflix, дедпул, анимация

Previous post Next post
Up