Я знаю, что посты про видеоигры на моем блоге почти не пользуются никаким спросом, но я все же не могу молчать по поводу сегодняшней темы.
Как всегда, в Лос-Анджелесе случилась традиционная главная игровая выставка всей планеты - Е3. И, так как я с трепетом слежу за новостями про Beyond Good and Evil 2, я решил ее посмотреть, так как знал, что про игру что-нибудь да скажут. В итоге, я себе только испортил настроение, потому что вся выставка мне напомнила о том, до чего же дела плохи в игровой индустрии, и до чего же я устал от этой культуры.
Главная проблема в том, что увы, видеоигры по сей день - это слишком коммерческий продукт. И все вокруг них делается именно как бизнес, а не как искусство. Возможно, это не совсем корректное сравнение, но мне кажется, что Е3 это такой вот игровой аналог Каннского фестиваля. Только вот в чем неприятная разница: на Каннском фестивале (который мне, кстати, тоже не очень-то и нравится) хотя бы показывают кино и сериалы публике впервые, за закрытыми дверьми, в ранних версиях монтажа, задолго до их релиза на больших экранах. Там в самом деле люди смотрят и наслаждаются кино, и к тому же кино там награждают, и в качестве жури сидят разные известные кинодеятели. Плюс, на Каннском фестивале показывают зачастую фильмы очень немассовые, нишевые, про которые без Каннского фестиваля никто бы ничего не услышал. Иначе говоря, хотя кино - это тоже бизнес коммерческий, Каннский фестиваль все-равно выглядит как мероприятие людей, которым важно продвижение кино как искусства.
А что у нас на Е3? Е3 - это кучка конференций только от крупных издателей, которые показывают свои крупнейшие игры публике в специально-подготовленных роликах, которые редко соответствуют итоговому продукту. Многие из этих игр выглядят обалденно, но мне трудно от этого радоваться, потому что после игр вроде Watch Dogs мы все знаем, что демонстрации игр на Е3 всегда лживы, и по сути ничто не запрещает издателям делать фальшивую рекламу своим играм.
Ну да ладно, поговорим о хорошем какое-то время.
Хорошее
Самым большим сюрпризом выставки стала репрезентация женщин. Я совершенно не ожидал этого в таких количествах, но серьезно, почти каждый крупный франчайз в этом году имеет женщину-протагонистку. Это в особенности смешно с учетом того, что идиоты интернета совсем недавно устроили вопли про то, как это «нереалистишно» что на обложке Battlefield V виднеется женщина. Мне теперь трудно представить, какой сердечный приступ у всех этих ребят был, когда они увидели сколько было женщин на экранах Е3 2018.
Я перечислю только тех, которых я щас могу вспомнить:
1) Battlefield V- с целой отдельной норвежской компанией про женщин-партизанок, судя по всему.
2) Gears 5 - женщина-протагонист да еще и латино-американка, при том что Маркус Феникс все еще в игре.
3) Wolfenstein: Young Blood- Блажковича заменяют его две дочки-близняшки
4) Shadow of Tomb Raider - у Лары Крофт даже появились мускулы заметные.
5) Beyond Good and Evil 2- в игре вроде-бы кастомный персонаж, но в трейлере была чернокожая-женщина капитан и появилась Джейд.
6) For Honor - в большом постановочном ролике в главной роли была женщина, плюс они добавили китайских воительниц
7) Last of Us part 2- в главной роли взрослая Элли, да еще и презентация Сони началась с того, что Элли поцеловала женщину в губы. И давайте все ликовать, дамы и господа: графика дошла уже до того, что компьютерные персонажи научились правдоподобно целоваться!
8) Assassin’s Creed: Odyssey - в игре можно играть либо за мужчину либо за женщину, но презентация вся была показана от лица женщины- Кассандры, и к тому же она может флиртовать с женщинами.
И это только те, что я могу вспомнить. Да, я малость в шоке. Это довольно здорово. У нас куча женщин-протагонисток, они не сексуализированы, одеты в нормальную одежду и играют активные роли в своих сюжетах.
Я думаю, нам нужно всем сказать огромное спасибо Аните Саркисян, Зои Куинн и другим женщинам, которые боролись за репрезентацию в видеоиграх годами, и наконец-то их эффект на индустрию становится виден.
Увы, за кадром с репрезентацией чуточку хуже. Большую часть этих игр выходили представлять все еще мужчины, хотя приятные исключения были.
Click to view
Самым приятным исключением была Корнелия Геперт со своей игрой Sea of Solitude. Эта женщина вышла на презентации Е3 со своей необычный арт-игрой, и, явно нервничая, произнесла очень проникновенную речь про свою игру и чего она пытается добиться ею. Эта речь была просто невероятно красивой и трогательной, и особенно странно что это было на конференции ЕА- самой грязной и помешанной на деньгах студии-издателе. Ей богу, Корнелия могла даже не показывать игру после такой речи. Но она показала, и игра выглядит очень необычно. Честно, именно такой вот бы была Е3 моей мечты. Где необычные авторы с виденьем должны показывать и рассказывать про свои творения, а не просто рекламировать их перед публикой.
Из других приятных моментов: Бесезда очень ярко сделали упор на месседже «На*уй нациков», что изрядно порадовало.
И мне кажется, Ubisoft наконец-то поняли, что делать с Assassin’s Creed. Потому что новая игра называется “Odyssey”, и это судя по всему уже почти полноценная экшен-рпг с диалогами. И за весь ролик ни разу ничего не сказали ни про ассассинов ни про тамплиеров. Это здорово, потому что это серьезно была самая скучная сторона серии. Студия на самом деле проводила невероятные исследования истории для каждой из своих игр. В каждом AC есть прямо маленькие библиотеки реальных фактов, про историческую эпоху которой посвящена каждая из игр. Но все это всегда становилось лишь фоном для очередной унылой борьбы ассассинов и тамплиеров. Теперь, кажется, Убики наконец-то поняли, что надо сосредоточится на истории, и это радует.
Серьезно, я жду с нетерпением нового АС.
Еще, судя по всему всем понравилась эта мода Bethesda с Фоллаутом 4, когда игра выходит не так уж много времени спустя анонса, поэтому многие игры, которые были на выставке, выйдут либо в этом году, либо в начале следующего.
Кодзима наконец-то показал гемплей Death Stranding, и выглядит на удивление сдержано все для него. В целом, очень интригующая вещь, буду ждать.
CD Projekt показали наконец-то Cyberpunk 2077, и выглядит это довольно свежо, не похоже на все остальные киберпанки нашего времени. Если можно создавать своего персонажа - буду ждать с нетерпением.
Ну, а теперь…
Все плохо
Для начала, индивидуальные придирки.
Меня сразу разочаровал Resident Evil 2, который да, назвали именно так. После шикарной, лучшей игры в серии Resident Evil VII, которая была чем-то вроде перезапуска, они решили…просто делать римейк второй части. Это самое унылое, что можно было сделать после такого хорошего старта, на мой взгляд. А, и судя по всему они решили прокидать то невероятно эффективный вид от первого лица и вернутся к унылому виду от плеча в третьем лице.
Fallout 76 звучит как самое худшее, что Бесезда могла вообще сделать с этим сериалом. Я вот считал, что Фоллауты хороши своими сюжетами, необычными персонажами, проработанным миром, атмосферой и т.д. Но Бесезда решила сделать это веселой мультиплеерной штукой, где кучка игроков строят себе домики, убивают монстров, подрывают друг друга на ядерных бомбах. На протяжении всей презентации нам показывали только пострелушки и мультиплеерную чепуху, и ничего не было про сюжет и историю. И я просто не пойму, зачем это делать с Фоллаутом? Есть уже куча других игр про все это. Неужели кому-то хотелось, чтобы в Фоллауте было именно это все?
Ну, видимо да, потому что публика просто сходила с ума во время презентации.
Меня так же удивляет то, как Тодд Ховард и Бесезда подходят к мифологии Фоллаута. В первых частях и Нью Вегасе был явный подекст, что разрушенный мир прошлого был хреновым, и от него нужно уйти как можно подальше. Но в Фоллаутах Бесезды все наоборот: вся эта ностальгия по этому миру кажется ключевой для игр серии, и как бы центральной идеей. В это части, к примеру, вы играете за выходцев из Убежища 76, которые по плану должны были выйти после Ядерной Войны и начать колонизировать мир заново. То есть, вся основа игры уже про то, что вы делаете то, чего от вас хотели создатели Убежищ. Хотя в остальных играх явно видно, что создатели этих Убежищ- страшные садисты с кошмарными идеями. Окей.
Игра про Человека-паука, по-моему, все еще выглядит плохо. Она настолько быстрая и хаотичная, что я серьезно не могу понять, как в это возможно играть, если это в самом деле геймплей, а не интерактивная заставка. Редизайны всех злодеев очень паршивые. Будто-бы кто-то подумал, что Amazing Spider-man 2 был хорошей реализацией персонажей.
В целом, моя главная проблема была в том, что все игры были страшно похожи одна на другую. И они были похожи все, потому что большинство видеоигр все еще про насилие. Я сейчас буду рассуждать даже не с моральных позиций, хотя да, это довольно нехороший факт, и меня пугает, что каждый раз когда кому-то в играх на Е3 отрывают голову, публика радостно ликует.
Но нет, я говорю просто о том, что весь этот фокус на насилии, увы, делает игры одинаковыми. К сожалению, в мире есть довольно ограниченное количество способов того, как можно кого-то застрелить, зарезать, порвать на куски и т.д. И поэтому все игры просто превращаются в одну большую, неразличимую кашу из рубилова.
Собственно, моя любимая презентация снова была у Сони, потому что только там мне казалось, что не все их игры тупо про насилие. А даже когда они были про насилие, там все было иначе. В Last of Us 2 его много, но оно там хотя бы страшное, и от него приходится бежать, прятаться.
А так, увы, большинство игр это симуляторы стрельбы из разного рода пушек.
На презентации было слишком много Kingdom Hearts 3. Я так думаю по нескольким причинам:
Во-первых, мне это было неприятно просто потому, что у меня был очень неприятный недавно опыт на твиттере, когда меня фанаты КН захерассили разного рода матерщиной, когда я осмелился сказать что не хочу играть все 8 игр в сериале чтобы понять сюжет новой части.
Во-вторых, игра была реально на каждой презентации (почти) и это был убогий ролик, где не закончены звуковые эффекты. То есть, на героев там падают обломки зданий без звука, но зато мы слышим их стоны и рычания.
В-третьих, они добавили в игру Frozen и Пиратов Карибского Моря 3. Вы знаете, что я ненавижу Frozen, и мне этот ход казался отчаянной попыткой заработать бабла на самом популярном мультике на свете.
Пираты не порадовали, потому что там Джонни Депп и Воробей даже говорит голосом, который очень похож на Деппа. Блин, я очень не хочу, чтобы Депп теперь был еще и в видеоиграх.
Меня так же позабавило, что большой темой во многих игр в этом году стала пост-апокалиптическая Америка. Как кто-то классно сказал на Твиттее:
«Уважаемые разработчики со всего мира! Если вам так хочется увидеть разрушенную Америку, то пожалуйста, просто подождите годика четыре, и вы сами все увидите!».
Собственно, почти все игры с закадровыми голосами нам твердили одну и ту же завязку: Мир в жопе, но теперь появился ты, и ты можешь все исправить!
Серьезно, разного рода вариация этого предложения была в почти каждом трейлере на этой Е3.
Но мы заболтались. Пора поговорить про главное блюдо:
Beyond Good and Evil 2
Мне к счастью не пришлось долго ждать. Презентация Убисофт началась буквально с этой игры. Началось все с очередного CGI ролика.
Не буду врать, ролик божественный. Это красивее «Валериана» будет. Я был бы не против, если бы этой студии и Мишелю Анселю кто-то дал 200 лямов, чтобы они сделали просто полнометражный мультик про этих героев. Настолько все красиво и стильно.
Затем вышли два разработчика игры, включая главную сценаристку игры, которая страшна похожа на моего профессора Еву Саталецкую. Они показали нам где-то секунд 40 геймплея, и рассказали все то, что мы знали до этого по сути про игру. И мне этого мало.
Я в шоке, но после того как я посмотрел несколько минут раннего прототипа игры, посмотрел 3 часа стримов о разработке, и посмотрел эту презентеацию, мне с каждым разом кажется, что я все меньше понимаю, что это будет за игра. Они показали драки, полеты, но я все еще не пойму, как это все будет работать вместе. И этот факт меня дико бесит.
Я так же теперь сбит с толку о хронологии игры, потому что они до этого все время говорили, что это приквел к первой части, но в новом CG ролике были Пейдж и Джейд, вроде примерно того же возраста что они были в первой игре. Так, когда, блин, происходят события игры тогда, а?! И почему эти ролики так сильно завязаны на этих персонажах, если нам обещают, что у нас будет кастомный персонаж со своей историей?!
А затем…на сцену вышел Джозеф Гордон-Левитт. Да, я сам не думал что напишу это предложение про видеоигровую выставку.
Короче, у Левитта есть такой сайт HitRecord, на котором по идее люди могут создавать свои творческие проекты и делится ими для создания чего-то большего. И они анонсировали сотрудничество с разработчиками Beyond Good And Evil 2, и сказали, что с помощью их сайта фанаты могут поучаствовать в создании игры и всячески помочь разработке.
Как всегда с этой игрой, анонс был настолько быстрый, сумбурный и непонятный, что по итогу у меня было слишком много вопросов и я был совсем без понятия, как это происходит.
Но не бойтесь, ради вас и ради себя любимого, я прошуршал в интернете и узнал, как оно примерно происходит.
В общем, я зарегестрировался на их сайте, и суть такова что время от времени они будут анонсировать новый челлендж какой-то, в котором можно будет почувствовать. Сейчас, к примеру, можно попытаться придумать пропагандисткие символы для вселенной.
Большим вопросом с самого начала была, собственно, компенсация труда, и Джозефф позже в твиттере обьяснил что да, за те работы, которые окажутся в игре, авторам будут платить деньги. К сожалению, это, судя по всему, не очень большая сумма денег. Согласно интернету, они выделили всего 50 тысяч долларов на награды за участие в проекте. Учитывая то, что скорее всего, участников будут сотни, а то и тысячи, достанутся им, скорее всего, сущие гроши. Плюс, сайт довольно плохо объясняет, как собственно будет определятся сумма вознаграждения, но судя всему финальное слово снова-таки будет за разработчиками.
И все это звучит довольно паршиво. То есть, да, на первый взгляд это выглядит как классный проект, где фанаты смогут участвовать в разработке. В реальности, это значит, что Ubisoft предлагает художникам, дизайнерам и музыкантам со всего мира делать для них работу за бесплатно. Даже если труд в самом деле оплачивается, это не очень хорошо, потому что это все равно подразумевает, что множество людей будут стараться ради ничего. Спросите любого программиста или художника из индустрии, и они вам скажут, что, если бы им платили только за работу, попавшую в финальный продукт, они бы давно все померли с голоду.
И вот это «если оно попадет в игру» тоже очень настораживает, потому что у нас все еще мало гарантий что игра когда-либо выйдет. Они все еще не анонсировали ни ориентировочную дату выхода, ни платформы, на которых игра выйдет. Последнее мега-хреново именно для меня, потому что я откладываю покупку какой-нибудь ПС4 просто потому, что я хочу, чтобы мне железно сказали, что я смогу на ней однажды поиграть в Beyond Good And Evil 2. Серьезно, это моя самая ожидаемая игра на свете, и пусть уже ее либо сделают, либо отменят с концами.
И вот этот весь анонс меня не порадовал, как фаната. Я был скептичен с самого начала про проект и его амбиции, но я хотел верить. Я хотел отдаться хайпу, верить в лучшее. Верить в Мишеля Анселя. И теперь я как-то не хочу. Все это убило мой азарт. У меня появилось чувство, что они хотят, чтобы мы игру сделали за них. И это привело меня к грустному осознанию:
Е3 существует не для потребителей. Оно существует для компаний
Как я уже сказал, это большая коммерческая вечеринка, цель которой продать побольше копий игр или консолей. Цель - не показать нам игры, какими они есть. Цель- показать нам фальшивые, наигранные версии будущих продуктов, чтобы начать цикл хайпа пораньше.
Е3 это просто реклама. Сколько бы раз на сцену не выходил очередной продюсер с рассказами о том, что видеоигры сейчас лучше, чем когда-либо, они не верят в это. Они рассказывают это каждый год, а потом нам приходится обламываться с поломанными играми и очень стремными бизнес-решениями.
При том, что мы всегда радуемся Е3 и не можем заткнуться о любимых играх, оно все делается не для нашей пользы.
И это должно измениться. Рано или поздно.