Илья Муромец

Jan 20, 2018 17:12



Начиная с этого поста, блог входит в нечто вроде новой фазы, которая давно планировалась. Теперь я посвящаю себя просмотру разных старых советских фильмов и обозреванию их с современной точки зрения. Это не значит, что остальные типы постов пропадут, просто так как я давно уже в творческом тупике и редко пишу, я решил сделать такую вот попытку систематизации своего блога. Стандартные статьи по фильмам Марвел, или другим крупным премьерам все еще будут в силе. И у меня давно уже в голове лежит материал для нового марафона.
Но пока что мы поговорим про “Илью Муромца”, советский фильм 1956-го года Александра Птушко. Вас это может удивить, но я в детстве смотрел этот фильм неприличное количество раз. Детство для меня было периодом которое можно поделить на фэндомы, к которым я примыкал. Я как-правило мог сходить с ума долгое время только вокруг одного конкретного франчайза, фильма или темы. И одним из таких периодов был период, когда я был просто без ума от старых славянских мифов и былин про богатырей. Кто-то мне тогда подарил видеокассету с этим фильмом, так что начать можно именно с него.
Техническая сторона
Главным образом он меня привлек тем, что это пипец какой эпичный фильм. Здесь есть практически все, чего можно пожелать от фентези: крутые герои, гигантские армии, массовые баталии, дворцы, драконы и т.д. И все это сделано на довольно впечатляющем техническом уровне, особенно для своего времени.
В СССР не было нехватки людей, а потому здесь просто огромные массовки, включая армию татар, которая до сих пор взрывает мне мозг. Это масштаб, не уступающий западным пеплумам.
Здесь также имеются очень красивые пейзажи, декорации, матовые рисунки. И огромный аниматронический Змей Горыныч, который выглядит как что-то прямиком из кайдзю-фильмов Японии того времени.


Отчего мне становится особенно грустно, что, как и почти любой фильм советского времени, он доступен только в низком качестве достойном видео-кассет. Увы, почему-то в России нету своей киноакадемии, занимающейся сохранением наследия кино.
На западе есть известная студия Criterion Collection, которая занимается выпуском всяких важных фильмов мирового кинематографа на Blu-ray. Они часто достают фильмы, которые считались потерянными, и находят недостающие сцены из фильмов, которые сократили для проката. Так что, когда они выпускают фильм, можно не сомневаться, что это будет самое высокое качество и самый полный возможный монтаж фильма. И вот, было бы здорово если бы они достали пленку с “Ильей Муромцем” и выпустили более красивую версию. Если фильмы Русса Мейера для них годятся, то почему не Птушко?


Мифологический аспект
С сюжетом тут, впрочем, не все так хорошо. Здесь происходит довольно много интересного, в плане использованья мифов и архетипов. В основе лежат практически все былины про Илью Муромца, начиная с его ориджина, и заканчивая его главными достижениями. Но многое было изменено и добавлено.
Начинается оно, к примеру, с того, что калики перехожие встречаются со Святогором и тот передает им меч для нового богатыря, после чего умирает. Святогор в самом деле был в мифах про Илью Муромца, но в отличии от мифов, тут он умирает до того, как Илья стал богатырем.  В то время как в мифах они столкнулись уже во время странствий Ильи, и Святогор умер на его глазах довольно глупой смертью.



Далее, к былине про Илью добавили такой вот Конанщины, в моменте, когда на деревню, где живет Муромец, нападают тугары, убивают почти всех, и забирают будущий любовный интерес Ильи- Василису. Почему-то Илью они не трогают, и в дом его не заходят, хотя он все еще прикованный к печи паралитик (и он сидит на печи в позе, в которой человек с его состоянием не может сидеть). Он все это время смотрит как убивают людей его деревни, насилуют женщин, и говорит пафосно “Эх, что же мои ноги и руки не работают…”. А я сижу такой, думаю: yeah, dude, you are all out of fucks to give.
Здесь же, к слову, случается, пожалуй, самый дурацкий сюжетный ход фильма. Тугары грабят, ловят боярина Мишатычку, и в обмен на его жизнь получают клятву от него, что он будет тайно служить их Калину-царю. И по сути Мишатычка, а не Калин, будет нашим главным злодеем на большую часть фильма. Он будет таким вот Гримой Змееустом этой вселенной, и создавать больше всего проблем. И я не пойму зачем. На кой фиг он в самом деле служит Калину? Какой ему смысл - это делать, после того, как его уже отпустили, если он может далее быть под защитой Киева? Я понимаю, что кровная клятва - это большое дело для тех времен, но я думаю, что измена князю Руси это куда более суровое преступление.
После этого, до деревни добираются калики перехожие, и находят Илью. Они рассказывают ему, как тугаре нападают на землю русскую, на что Илья молвит “Эх, мне бы силушку, чтоб защитить Русь”. И калики переглядываются, будто бы говоря: “Ну, мы искали уже целых десять минут. Этот подойдет.”. И дают ему испить волшебной травы, которая лечит его немощность, и делает из него богатыря. Ну, и меч ему дают.
И в этот момент я закричал: Погодите-ка! Это же ориджин стори Капитана Америки!
Да, как и Стив Роджерс, Илья Муромец начинает немощным человеком, которого мудрецы превращают в супергероя, потому что у него хорошее сердце.
И дальше я начал ловить и другие параллели с супергеройскими архетипами. Хотя ориджи-стори тут Кэпа, в плане своей роли, Илья скорее Супермен. Особенно в этом фильме. Как и Супермену, ему дарована сила в виде меча Святогора от авторитета, который мертв на момент начала основного сюжета. Как и Супермен, Илья у нас сын фермеров, и первым делом со своей силой помогает им по хозяйству. Ну, и, как и Супа, у Ильи огромный стояк на свою родину и всякие ценности с ней связанные.
У него даже есть своя Лига Справедливости в виде Трех Богатырей. Алеша Попович даже играет роль Флеша, как comic relief.
У него также есть своя Лоис Лейн в виде Василисы Прекрасной. И она бесполезна примерно настолько же, насколько бесполезна Лоис в фильмах про Супа. Она существует для того, чтобы ее дважды за фильм похитили, она родила сына Ильи, которого Калин воспитывает в своего лучшего воина. Это все особенно грустно, если вспомнить, что в былинах тетка, родившая этого сына, была тоже богатыркой, даже более сильной чем Илья. Настолько, что по сути она его изнасиловала, и этот сын был результатом этого.
И я добираюсь до главной сюжетной проблемы фильма- его структуры. Потому что тут до меня дошло следующее: что это очень похоже на “Человека из Стали”. Как и Зак Снайдер, Птушко пытается уместить в одну историю и ориджин героя, и его становление, и его главный подвиг, все в одном, и оно просто не работает. Они даже дают Илье подвиги других богатырей. Он убивает посла тугар Идолище Поганое, что в былинах делал Алеша Попович. Змея Горыныча так же переписали из архи-злодея Добрыни в монстра на побегушках у Калина, и убивают его все герои вместе (интеллект Горыныча в фильм не попал).
Я понимаю, что Птушко и сценаристы тут пытались делать. Русские мифы, в своем роди, были такой вот фентези-вселенной, и они довольно умно пытаются связать их все воедино. Но без существенных изменений исходного материала (которых тут нету) начинаются проблемы.

Для начала, проблема в самом Илье. Как персонаж, он не растет после своего ориджина. Только там случаются какие-либо изменения в его характере, какая-либо значительная трансформация. С этого момента Илья у нас идеальный уберменш: умный, сильный, и ничто ему не грозит. Мало того, что он вершит всякие подвиги постоянно, и даже ворует подвиги других богатырей, остальные персонажи тоже не могут заткнутся о том, какой Илья классный (что попахивает неуверенностью сценаристов). Ему ничто не угрожает, отчего я даже не пойму, зачем им там другие богатыри и солдаты. Почему Илья не может просто сам пойти сквозь вражескую армию и убить Калина?

Другая проблема- это время в этой вселенной. Они решили совместить былину о том, как Владимир посадил Илью в тюрьму, и миф о том, как Илье пришлось неосознанно сражаться со своим сыном Сокольничком. И получается такая вот фигня: Илья чем-то расстраивает Владимира, его сажают в тюрьму, в то время как Василиса находится в заложниках у Калина, и тот растит Сокольничка. И Илью выпускают, чтобы тот разобрался с тугарами, уже когда его сын вырос. Что значит, Илья должен был быть в заточении лет 20.
Я плохо помню былины, но я точно уверен, что Илья в заточении был ни разу не столько времени, а всего несколько дней, и весь эпизод с Сокольничком произошел в совершенно другом временном периоде. Но в фильме это, получается, 20 лет. Причем, это волшебные 20 лет. Никто из персонажей не постарел ни на день внешне, и сюжет стоял все это время на паузе.
Далее, это выставляет адским мудаком Владимира. И прежде чем вы мне скажете, что именно таким он и был в былинах, знайте, что фильм показывает князя мудрым и добрым царем, которого иногда не в ту сторону направляют поганые бояре. Этот идиот посадил в заточение своего лучшего воина, и ни разу за 20 лет не проверил как тот поживает, жив ли он вообще. И Илья после заточения еще спасать эту падлу от Калина идет.
Тоже самое касается и Добрыни с Алешой. То есть эти двое просто позволили своего лучшего друга в темнице держать? Ни разу не попытались его оправдать? Вызволить?
Кстати, обстоятельства, при которых Илья попадает в темницу тоже идиотские. Владимир злой на него за то, что тугаре ограбили его корабль где-то в дали Руси, и Илья, видимо, должен был это как-то предотвратить…что? Откуда Илье было вообще о том знать? Он что, везде должен быть, все успеть?
Ну и да, главное, что Илье удается на протяжении всего одного диалога убедить Сокольничка что он его отец, и обернуть его против Калина.
Первую половину фильм немного скучен местами, так как это просто серия подвигов Ильи без особого единого сюжета. С середины, когда начинается вся пляска с Калином, становится гораздо интереснее, как и в “Человеке из Стали” сюжет появлялся только когда Зод прибывал на Землю.
Я бы прости фильму это все, и наслаждался просмотром, несмотря на эти все моменты, местами излишне театральную игру и т.д. Но был еще один момент, который мне изрядно испортил этот весь пересмотр.
“Илья Муромец”- это мерзкая, расистская пропаганда. И у нас теперь есть повод поговорить о том, что же значит слово “пропаганда”.
В своем оригинальном смысле, это слово значит открытое распространение идеологических взглядов, с целью обратить всех слушающих/смотрящих в свою идеологию. Технически, под такое определение попадает практически любой фильм. Любой фильм, пускай даже не намеренно, в том и ли ином виде распространяет те или иные взгляды. Даже те, которые не пытаются. Простой пример: никогда не думали, почему во всех фантастических фильмах пришельцы нападают первым делом на Америку?
Лично для меня, “пропаганда” начинается с вопроса о том, насколько открыт фильм в своей идеологии. Если дело касается псевдоисторического контекста, какие аспекты истории автор пытается показать, а какие- умолчать?
И вот тут-то и мы и упираемся в то, что “Илья Муромец” это наглая пропаганда. Практически все взятое из мифов было изменено с простой целью: показать жителей Руси хорошими, умными, героичными, дружными, а тугар- как можно более монструозными и отвратными.
Тугаре все как один, показаны злыми, грязными, глупыми, жадными монстрами. Ни у кого из них нет даже кусочка человечности. В какой-то момент нам показывают Идолище Поганое, их посла, и это огромная гротескная кукла на манер Джаббы Хатта. Их посол показан буквально монстром. И это все так абсурдно, что я даже не пойму, как Калин вообще собрал эту свою армию, и как добился от них послушания, если они все показаны такими злыми идиотами?


Я рад, что хотя бы все тугар играют люди соответствующих национальностей, а не brown-face. Здесь даже написана отдельная роль танцовщицы из одной сцены, своим отдельным титром, что хорошо.
Для контраста, люди на Руси показаны почти все дружными, приятными, изобретательными, веселыми. Кроме бояр. Бояре почти все показаны козлами и жадными гадами, и не понятно, чего их вообще Владимир держит при себе.
И наконец-то, мы дошли до Владимира. Владимир Красное Солнышко, что в истории, что в былинах, был довольно большой сволочью, с кучей паршивых привычек. Но в фильме он показан чудесным, мудрым, справедливым правителем, которому лишь мешают эти надоедливые бояре. Это совершенно не то, каким он был в былинах, и самый очевидный пропагандистский элемент. Ведь фильм-то сделан был в СССР, и явно сделан с целью отражать все тогдашние политические взгляды. Народ показан хорошо, иностранцы показаны монстрами. Богачи показаны сволочами, зато наш верховный лидер показан идеальной фигурой.
На этом у меня все. Хороший фильм, но с проблемами. В следующий раз поговорим о, надеюсь, чем-то менее мерзком.

Птушко, Советское кино, супергерои, мифология, Илья Муромец

Previous post Next post
Up