Рецензия на “Inside Out” (aka “Головоломка”, “Думками навивоворіт”) или как не поддаться хайпу

Jul 24, 2015 23:26



Если вы провели несколько последних месяцев в пещере и только что вылезли: “Inside Out”- это новый мультфильм студии Pixar, который уже собрал лестных отзывов по всему миру. Его называют возвращением старого “крутого” Pixar, невероятно оригинальным мультфильмом который полон хороших моралей, переворачивает сознание и т.д.
И что о нем подумал я? Eh…its good, I guess.

Если хотите краткую версию рецензии: да, это было мило, было смешно, была отличная отсылка к “Чайнатауну”, вы вполне можете сходить с детьми и так далее. Но ничего запредельно крутого в мультфильме не было
И я слегка расстроен. Я расстроен, что мы так сильно занизили требовния для мультфильмов, или как минимум для тех, которые сделала Pixar.
А потому, я решил сделать не столько рецензию в этот раз, сколько инструкцию на тему того, как не дать ностальгии и эмоциям затмить здравый рассудок, и помешать тем самым критически оценить “Inside Out”.

Но для начала, синопсис:
“Inside out” рассказывает про девочку Райли, а точнее про внутренний мир ее головы. Ее (да и всех других персонажей) головы представляют собой эдакий капитанский мостик, где пять основных эмоций: Радость, Гнев, Страх, Грусть и Отвращение, управляют всеми ее действиями. Конфликт начинается в тот момент, когда Райли с семьей вынуждены переехать в новый дом, где Райли без своих друзей, хобби и родительского внимания начинает грустить, вместе с чем Радость и Грусть по-случайности попадают в ее подсознание и теперь должны найти дорогу обратно.
А теперь к инструкции

1. Будьте критичны
Пускай в мультфильме есть много приятных моментов, не давайте им помешать вам заметить минусы и просто слабые моменты сценария.


Пускай все самое важное происходит в голове Райли, это не значит что происходящее за ее пределами должно оставаться непроработанным. Вся сюжетная линия мультфильма, которая крутится вокруг людей ужасно скучна и предсказуема. Сама Райли вообще никакущий персонаж. У нее нет никаких собственных черт характера. Мы просто все время видим как ею контролируют пять других персонажей из ее головы, отчего Райли порой слишком быстро меняет настроение. Серьезно, порой кажется что у девочки биполярное расстройство. К тому же, мне интересно чтобы она делала если бы ее эмоции решили отдохнуть или проспали рабочий день. Что, она бы сидела на месте и таращилась на стену, как жертва лоботомии?

Родители Райли мало чем лучше, хотя у них хотя бы есть какие-то характерные черты. Скажем, отец Райли помешан на роботе и не уделяет дочке достаточно внимания. О боже, как оригинально! Оскар им, ОСКАР!
А мать Райли, видимо, вышла из школы матерей “С широко закрытыми глазами”, где их учат фантазировать о других мужчинах как только имеющийся муж делает что-либо не так. Yikes, Pixar! А вы могли это как-нибудь не вставлять в мультфильм для детей? Вы учите маленьких придурков плохим моралям.
К слову о родителях, в голове матери все эмоции женского пола, а в голове отца все эмоции пола мужского. В то время как у Райли есть две эмоции мужского пола в голове, и три женского. Значит ли это что что Райли-трансгендер?
Окей, перейдем к менее провокационным темам. На кой фиг в голове Райли этот огромный контрольный пульт? Я думал, что с его помощью другие эмоции смогут если что контролировать Райли в нужно направлении. Но каждый раз нажимая что-то та или иная эмоция делает только что-то в своем стиле. То есть что бы отвращение не нажало на пульте, это всегда лишь заставит Райли провяить каким-то образом свое отвращение. Так нафиг нужен этот пульт? Почему не заменить его просто кнопкой которая будет менять функции в зависимости от того, кто из пятерки на нее нажимает.

Кстати знаете из-за чего случается весь конфликт? Из-за того, что Грусть касается своими руками воспоминаний Райли и делает их грустными. И она делает это без какой-либо причины. Серьезно, нам никогда не объясняют зачем Грусть это делает. Ей говорят один раз “Перестань!”, а она “Окей…” и потом все равно это делает. Что это значит? Что на самом деле эмоции не контролируют Райли, как нам было показано, а лишь делают то, что Райли должна чувствовать? Тогда зачем они вообще нужны и весь этот капитанский мостик? Нет, нет, это нужно оставить для позднего пункта…

2. Обратите внимание на “оригинальность”.


Одна из самых распространенных вещей, которые можно услышать про Inside Out, это то, что это один из самых оригинальных мультфильмов Pixar и вообще очень оригинальная идея. Но на самом деле это не фига не так. Идея показать внутренний мир человека, как такое же общество как наше, со своими городами, работой и персонажами выполняющими роль тех или иных внутренних процессов, не так уж оригинальна. Она была сделана раньше в мультфильме “Осмосис Джонс”, с которым у Inside Out как-то подозрительно много общего. В частности в обоих мультфильмах сны играют роль кино, которое показывают спящему человеку.
Но тот мультфильм был гораздо хуже Inside Out, не стану спорить. Суть в том, что идея показать внутренний мир человека как такое же урбанистическое общество, как наше не так уж оригинальная и нова. По сути каждый второй фильм Девида Линча про это и несколько аниме. И Inside Out делает не то, чтобы особо много нового в этом направлении.
Скажем, если этот капитанский мостик еще сделан довольно интересно, то когда герои попадают в воображение Райли, вся оригинальность смывается в унитаз. Окей, не стану спорить что сны в целом очень нелегко описывать и показывать в мультфильмах, но серьезно Pixar, вы могли бы постараться и получше. Город из облачков? Серьезно? СЕРЬЕЗНО? Город сладостей и фаст-фуда? Страшный клоун в виде главного потаенного кошмара? Вашу мать, это самое переполненное клише подсознание ever.

3. Предсказуемость


Вместе с клише всегда приходит предсказуемость сюжета, а у Inside Out тут особенно большие проблемы.
Почти с самого начала сюжет очень легко предсказать. Это очень стандартная “fish out of water” история, про героев попадающих в непривычную для них среду обитания, и по ходу учащихся силе дружбы.
Тут сценаристы, конечно, сами себя загнали в угол, сделав своими героями эмоциий Райли. Ведь как только мы увидели всех их, мы прекрасно знаем что каждый из них будет делать. Гнев будет злится, Отвращение будет стервой, Страх будет паниковать, Радость будет все время оптимистична и полна надежд, Грусть будет грустить. Никакого роста и неожиданных изменений в их характерах не может быть.
К слову, сейчас мне начинает казаться что из них всех Гнев- самая бесполезная эмоция. Просто серьезно, зачем он нужен? Радость создает счастливые воспоминания, Грусть предотвращает совершение ошибок (это как-бы спойлер, но не страшный), Отвращение возможно предотвратит им парочку отвралений, Страх спасает от опасностей… А что делает Гнев? Он только ссорит Райли с другими персонажами и в целом он едва не губит ее и все остальные эмоции.

4. Реализм
Очень многое можно простить мультфильму и фильму если он заранее создает для себя особую, собственную вселенную со своими правилами. Но если все происходит в как-бы нашем мире, как в Inside Out, то я могу покритиковать мультфильм за несоответствие реальности.


Фильм начинается с рождения Райли, и нам показывают как по очереди появляются разные эмоции в зависимости от того, что Райли чувствует. И вот скажите мне, какого хрена первой появляется Удовольствие, а? Насколько я помню, все дети когда рождаются плачут. Их вытаскивают из очень приятной, теплой старой среды обитания в новый, холодный мир где им с ходу нужно учится дышать. Первыми явно должны появится либо Страх, либо Грусть. Никаким боком не Радость!
И сейчас мы, скорее всего, подойдем к главной моей проблеме с мультфильмом, причем не только этим но и многими другими. Главный конфликт Райли. Я не очень люблю выражения “Проблемы первого мира” или “Проблемы белых людей”, так как считаю что почти все проблемы имеют значение. Но в данном случае я не могу сказать иначе: проблемы Райли- это очень слабые, надуманные проблемы на которые сама девочка реагирует слишком агрессивно. Всмысле окей, я знаю что переезжать из места на место, заводить новых друзей и адаптироваться это довольно сложно. Но это не НАСТОЛЬКО сложно. Райли проводит несколько дней в новом городе. У нее есть любящие родители и довольно большой дом и свой ноутбук. Она не пытается все это время завести друзей, начать изучать свой новый район или что-либо в таком духе. Она просто грустит и все тут. И погрустив где-то неделю она решает СБЕЖАТЬ ИЗ ДОМА! Биполярное расстойство, I’m calling it!
Будем честны: Райли очень скучный персонаж. У нее нет характера и нет особых конфликтов. Она не персонаж, она инструмент сценария. Фильм был бы в миллион раз интереснее если бы Райли проходила через что-то более сложное. Например смерть родственника, первую любовь и расставание, переходный возраст и сексуальное созревание, если бы она была социальным изгоем. А еще лучше если бы она вообще была другим персонажем: художником, страдающим от перфекционизма, сходящим с ума Ригганом Томсоном, отцом-одиночкой, жертвой сексуального домогательства.
Вы наверное сейчас все скажите: это же детский мультфильм, они не могут тут затрагивать такие темы. Но я вам плюну в лицо, и напомню что в свои лучшие годы Pixar не стеснялся даже самых страшных и взрослых тем. “Суперсемейка” рассказывала про отвергнутых обществом супергероях, которые переживали кризис среднего возраста и боролись со своими дисфункциональными семьями. “Вверх” начинался с того, что мы видели как два человека вместе росли и строили свои планы на будущее, после чего эти планы рушились у нас на глазах (потом мультфмиль, правда, был скучноват, но не в этом суть). “История игрушек” вообще рассказывала про игрушку, которая думала что она- настоящий персонаж, и должна была пережить шокирующее открытие что она- нереальна! Это была жестокая история о старении и невостребованности, и даже жестоких взаимоотношениях с богом. Ну, и как не забыть “Рататуй”

Но что меня выбесило особенно сильно, так это роль Грусти. Самым большим конфликтом мультфильма по сути было то, что Радость считала Грусть ненужной эмоцией, которая все портит. И разумеется, только в финале этот гадкий утенок показал что на самом деле он не менее важный чем остальные четыре эмоции. Каким образом? Ну, Грусть сделала счастливые воспоминания Райли грустными, тем самым заставив ее изменить свое решение и вернутся домой. Она узнала, что все лучшие моменты в жизни Райли, когда родители показывали ей свою любовь и друзья с ней дружили были в тот момент, когда Райли было грустно.
FUCK YOU!
Я должен отдать должное, очень необычно для западного мультфильма показать что важно порой не все время быть на позитиве, а иногда надо и погрустить. Но вот конкретно саму функцию грусти они изобразили максимально неправильно. Это, мать его, мерзко, что Грусть в представлении авторов нужна только для привлечения внимания. Это идеально иллюстрирует все, что столь неправильно в современном обществе по отношению к людям депрессивным и меланхоличным. Что им просто нужно внимание, мать твою…
НЕТ. Грусть- это в первую очередь нормальная ответная реакция. Грусть нужна для того, чтобы осознавать ошибки и беды, стараясь их в дальнейшем избежать. Это нормальный ответ на беды и невзгоды. Вообще я даже не пойму, почему именно роль Грусти мы должны поддавать сомнению на протяжении фильма, а не Радости? Почему Радость главная и ее радостные воспоминания? Радость непродуктивна! У довольного, удовлетворенного радостного человека меньше причин что-либо менять, нет мотивации для роста.

5. Метафизический пиздец.


Хотя я уже критиковал персонажей за предсказуемость их действий, все же должен заметить что по шаблону они действуют не 100% времени. На примере Радости и Грусти мы видим, что порой Радости бывает грустновато, а Грусть порой способна улыбаться. И я хочу спросить… КАК ЭТО ВОЗМОЖНО?
То есть что, если Радость может испытывать другие эмоции, то у нее в голове тоже есть свой пульт управления и свои пять маленьких человечков-эмоций? А что с ними, у них тоже есть свои? У тех есть свои, а их человечков есть еще человечки и где это вообще заканчивается?!
Если же нет, то тогда возникает логичный вопрос: нафига Райли вообще нужны эти человечки в ее голове? Она явно может обойтись и без них. И почему в конце мультфильма, когда она решает уехать, ее контрольный пункт начинает “умирать”? Что, уйдя от семьи она получила рак мозга? А Грусть ее вылечила?

Заключение.
В общем моя проблема с мультфильмом в том, что я не увидел ничего совершенно нового. Да, идея более-менее нестандартная для Pixar, но сюжет это самая стандартная fish our of water история, которую мы видели уже миллион раз.
На мой взгляд, современные 3Д мультфильмы загнали себя в тупик и им нужно в дальнейшем делать одно из двух: 1) Брать знакомые архетипы и истории, но по ходу фильма полностью рушить их, создавая что-то совершенно новое с неожиданными моралями. Как к примеру Лего-фильм, который использовал самую стандартную на свете историю основаную на Мономифе, но затем делал очень неожиданный элегантный твист в конце, объясняющий всю неоригинальность истории.
2) Делать просто очень-очень укуренные мультфильмы, не стараясь приподать морали или чему-то научить зрителя, фокусируясь чисто на визуальной составляющей и просто на диком полете фантазии (пример: Ранго, Губка Боб: Фильм).
Извини Pixar, но ты должна либо развлекать зрителя, либо бросать ему вызов. Ты не можешь делать и то и другое одинаково хорошо.

pixar, Пиксар, inside out, Головоломка, Рататуй, toy story

Previous post Next post
Up