Почему я не хочу смотреть “Дюнкерк”

Jul 29, 2017 01:51



“Дюнкерк” это новый фильм Кристофера Нолана, который сейчас покоряет сердца критиков, собирает самую большую кассу, и вроде как выглядит как первый большой претендент на Оскар этого года.Несмотря на все это, я на самом деле не собираюсь его смотреть в ближайшее время в кинотеатрах. И я даже не уверен, что захочу его смотреть в конце года в своем типичном просмотре всего пропущенного за год.
На самом деле, название врет, и этот пост не про Дюнкерк толком. Я просто использую его как мешок для битья для одной проблемы, которую давно пора было бы обсудить.
Если кратко вы хотите услышать мои причины для отказа смотреть сей фильм, то они довольно банальны. Мне просто в самом деле не интересен ни сам фильм, и мне уже очень изрядно надоел сам Кристофер Нолан. Это отличный пример режиссера, который просто очень быстро надоедает нежеланием покинуть свою зону комфорта.
Но, как уже было сказано, пост не совсем про это. На самом деле я хочу поговорить про то, как медия систематически стирает из истории влияние женщин и людей цвета. Да, это еще один мой SJW пост. Пожалуй, этой мой самый SJW пост. И я хочу начать его с парочки анекдотических примеров:
Сейчас в разработке находится новая часть игровой серии Call of Duty, которая, в угоду веяния трендов, возвращается к своим истокам в прошлое- в сеттинг Второй Мировой. И несколько месяцев назад было анонсировано, что в мультиплеерном режиме игры будет возможность играть за женщин-солдат. Что вызвало бурю негодований от определнных людей в соцсетях, в особнности в твиттере. Это “не реалистично” и “не соответствует истории” кричали они. Разумеется, более вменяемые люди быстро объяснили им, что женщины воевали во Второй Мировой. И в Первой тоже. И заранее скажу, что они были активными участниками во многих крупных войнах, потому что война такая штука, от которой трудно держаться в стороне. И вообще, женщины-войны это практически никогда не было чем-то совершенно новым.
Второе событие случилось относительно недавно. Один консервативный ютьюбер написал твит о новом образовательном ролике BBC, который, мол, в угоду политкорректности показал на экране чернокожего римского легионера. На что профессор-историк с опытом сразу же ответил в серии твитов о том, что вообще-то Римская Империя охватывала множество территорий, и брала в армию не только белых мужиков. К тому же, рабам нередко давалась свобода и статус гражданина, и есть захоронения, свидетельствующие о том, что небелые легионеры в самом деле были.
Как правило, когда этих людей ловят на их тупизне и незнании, они сразу сменяют свой аргумент на “но это же не большинство было, а значит не считается”. И что с того? Никто не говорил о количестве. Эти люди существовали, а, следовательно, имеют полное право присутствовать в этих играх и этих роликах. Меня так же шокирует лицемерие этого ожидания, что женщины и цветные люди не имели даже половины прав, которые были у белых мужчин, и при этом они каким-то образом видимо должны были все равно составить половину или даже большинство армий. То есть, внезапно, если вы ущемляете какую-то часть населения в правах, то им будет сложнее куда-либо продвинутся в обществе. Поэтому они и называются “меньшинствами”.
Но на самом деле это довольно предсказуемая реакция. У людей случается разрыв шаблона, потому что что-то, что они считали правдой всю жизнь, внезапно изменилось. И, как показывает наука, людям куда проще начать искать способы отрицать правдивость новой информации, чем отбросить что-то, что они считали ранее правдой. Но с такой же проблемой встречался и я, когда, скажем, мне надо было назвать известных женщин-художниц. Или известных женщин-ученых. Может, парочка имен всплывет, но в памяти они куда блеклее чем миллион мужчин.
И вот в чем фигня: несмотря на дискриминацию и ограничения, все равно были крутые женщины-художницы и женщины-ученые. И если покопаться в гугле, их можно найти. В частности, я давно уже с удовольствием читаю сайт RejectedPrincess, который постит истории о важных женщинах из разных периодов истории со всего мира, пускай и сильно романтизируя их в процессе. Всем очень рекомендую.
То есть, эти люди есть и возникает вопрос: почему-же мы так мало слышим о них? Почему их не преподают в школе? Почему о них не снимают кино?
Потому что, увы, историю пишут победители. И победителями большую часть истории были белые люди. Годы колониализма оказали неоценимое влияние на наш мир. Влияние, которое возможно никогда нельзя будет полностью убрать. И огромная часть этого влияния - это история, которую нам преподавали, из которой столетиями убирали всех, кто не был белым мужиком, настолько, насколько это возможно.
И да, я от этим жутко расстроен. Я знал, что история, которую учил я в школе- та еще херня, хотя бы потому, что уже там я видел, как старательно влияние России и Украины пытались сделать более значимым и стоящим внимания.  Но теперь я вижу, что нам по сути нужно прям глобальная ревизия истории. Нам нужна какая-то новая ее ветвь. Нам нужно больше вещей, вроде Black History Month. Нам нужно снимать об этих людях кино, сериалы, делать игры, писать книжки. Нам нужно все это делать сейчас, иначе все эти истории и все эти деятели могут быть потеряны для нас навсегда. И мы будем и дальше жить в мире, где только белые мужчины делали что-либо важное.
И вот теперь мы возвращаемся к “Дюнкерку”. Этот фильм был мне заранее не интересен, потому что Нолан вдруг решил, что миру нужен еще один фильм про Вторую Мировую, фокусирующийся исключительно на белых мужиках. Фильмы про Вторую Мировую это один из самых избитых жанров на свете, и они почти всегда были только про эту конкретную группу людей. Почти всегда.
Кристофер Нолан сейчас- один из самых успешных и влиятельных режиссеров в Голливуде. Он сейчас может написать и снять абсолютно любой фильм, на любую тематику. И из этого обилия возможностей он выбрал фильм про Вторую Мировую, про довольно известную операцию, о которой многие знают. Все предыдущие фильмы Нолана были исключительно про белых гетеросексуальных мужиков, и, подозрительно, самая большая женская роль в почти всех них- это роль мертвой жены, которая как-то мотивирует нашего белого протагониста делать то, что он делает. И, из того, что я знаю о “Дюнкерке”, судя по всему, единственные женские роли там это медсестер в парочке кадров где-то там на фоне. Если откинуть мою SJW сторону, то я просто разочарован Ноланом, как творцом. Я не пойму, как ему самому еще не надоело снимать кино про одно и то же. Квентин Тарантино на его месте уже снял криминальную драму про чернокожую женщину и фильм, где Ума Турман рубит плохишей в Японии.
На всякий случай скажу, что нет, разумеется я не думаю, что Нолан снял этот фильм из каких-то плохих побуждений, и что он намерено сделал такой фильм мне назло. Я уверен, что он снял именно тот фильм, который хотел снять, и для него это была важная картина.
Но меня расстраивает что в современном политическом климате мы все еще делаем картины, которые создают картину мира, где единственные люди, чьи истории - важны- это белые гетеросексуальные мужчины.

Дюнкерк, Нолан

Previous post Next post
Up