Несмотря на то, что я был геймером почти всю свою жизнь и считаю что имею в своей голове достаточно информации, чтобы написать по играм неплохую такую энциклопедию, я всегда был, так сказать, “поздним геймером”. Это значит, что я всегда немного опаздывал со всем новинками и трендами. У меня не было в далеком детстве PlayStation, хотя я часто бегал играть на Dreamcast в ближайшем клубе. Мой компьютер тогда тянул только Golden Axe и Fallout 2 и это были прекрасные времена. Мне купили Playstation 2 в году эдак 2004-2005ом, когда консоль уже доживала последние дни. Единственный раз, когда я был на одной волне с игровой “модой”, это когда в те же деньки мой компьютер с адским скрежетом и тормозами едва тянул новенькую Half-life 2. А вот потом я всегда отставал. У меня не было PS3, не было Xbox360 и Wii. Я пропускал почти все выходящие тогда игры, ограничиваясь эмуляторами и играми старыми. И только в году 2011-ом я наконец-то заполучил PlayStation 3, которая до сих пор лежит на полке и которую я регулярно запускаю.
И знаете что? Ничего страшного от того, что я был “отстающим” не случилось. Uncharted 2 был такой же охуенной игрой, какой он был в момент выхода, God of War 3 все равно был очень веселый, Infamous был и остается лучшей игрой про супергероя, LittleBigPlanet 2 был самой веселой игрой на 2 игроков в моей жизни (и у меня даже имеются совместные с другом летсплеи на youtube, которыми я стыжусь…). Да, мне все проспойлерили финальный твист Heavy Rain, но он был недостаточно крут сам по себе да и вообще плох тот сюжет, который портится если ты знаешь его твист. Да, я не поиграл в мультиплеер некоторых игр, пока в них играли все. Но ВСЕГДА находится в онлайне много людей которые играют в эти игры до сих пор.
В общем к чему я все это? В нашей культуре сегодня очень распространен так называемый FOMO (fear of missing out)- страх пропустить что-либо. Это как сидеть дома в жаркий летний день и завидовать друзьям на пляже. Это чувство, что где-то там происходит нечто важное и веселое а вы это пропускаете. И вот вам так может тоже казаться: вы любите играть, но все горячие новинки, которые обсуждают сейчас, выходят на PS4 или Xbone, а у вас нет ни того ни другого и ваш компьютер слишком слаб чтобы тянуть современные игры. И вы боитесь что пропустите этот потрясающий момент и какой-нибудь новый мега-шедевр.
И на это я вам скажу просто: НЕ ПАРЬТЕСЬ.
Поверьте, ситуация далеко не такая классная, какой кажется. Я даже скажу что она пропорционально обратная: это поколение консолей пока что является одним из самых ленивых и скучных. И я расскажу, почему так случилось.
В прошлом году я написал свои игровые итоги, с позиции человека ни во что новое не игравшего с выхода Last of Us. И тогда я уже пожаловался, что на новых консолях все еще нету игр, ради которых я все брошу и куплю эти чертовы куски пластика. И сейчас, чуть более полугода спустя я торжественно объявляю что ситуация… ни хера не изменилась.
Да, на PS4 вышел Bloodborne. Но это был особый вид подлости. Да, я люблю эксклюзивы Sony, я из-за них купил PS3. Но мне нравятся эксклюзивы, которые делаются внутренними студиями Sony, за ее деньги; игры, которых бы не было без Sony. Bloodborne, наверняка, разрабатывался (как и другие игры студии FS) и для Xbox и для ПК. И эксклюзивной игрой он стал, только потому, что Sony хорошо заплатила From Software, чтобы те держали эту игру подальше от всех этих плебеев с их грязными консолями и компьютерами.
Дальше: Ведьмак 3. Все уже говорят что это лучшая игра на свете, или как-минимум этом поколении. Но посмотрев десятки видео и текстовых рецензий, в которых игре ставили 10/10, я так до сих пор не захотел поиграть в него. Я не понял, что в этой игре такого особенного. Я просто постоянно слышал: большой открытый мир, хороший сюжет и интересные квесты. И простите уж меня за скептицизм, но разве это все не должно быть в почти каждой РПГ? Окей, у нас по-настоящему хорошей РПГ не было со времен Mass Effect 2(могу ошибаться, поправьте если что), но это не далает Ведьмака 3 вторым пришествием игрового Христа. Хороший сюжет и крутые квесты были и в Planescape:Torment. Только последняя вышла году в 1999-ом и не требует для своего запуска супер-машину с Тессерактом внутри. Вообще, какой бы Ведьмак 3 не был офигенный, что-то я сомневаюсь что он в половину так хорошо написан как Planescape torment (вообще мало что написано так же хорошо как P:T).
В общем к чему я это? Я часто в прошлом слышал, что консоли тормозят технологический прогресс. Но по иронии, произошло нечто совершенно обратное. Технологический прогресс начал тормозить игровую индустрию! Поясняю: каждый раз, когда выходят новые консоли, первые игры на них являются простыми демонстрациями новых технологий и только под закат новых консолей всегда выходит что-то действительно прорывное, когда разработчики уже достаточно освоили эти самые технологии. Взгляните на тот же 2013-ый: Last of Us, GTA 5, Bioshock Infinite, Uncharted 3 и т.д.
Сейчас ситуация повторяется, только вот масштабы несколько не те. Все-таки скачок между PS и PS2 был гигантский: мало того, что графика значительно улучшилась, так еще и игры вроде GTA 3 стали впервые возможны. Скачок между PS2 и PS3 был чуть менее заметен, но все же значителен. А какой скачок между PS3 и PS4. Кроме графического, пока что, никакого. Мы ничего не приобрели. Даже наоборот- мы многое потеряли.
Разве Assassins Creed: Unity был такой уж офигенной игрой со своей живой мимикой и многотысячной толпой людей? Нет, она была кошмарно оптимизирована и во всем намного хуже офигенной 4-ой части, что вышла на закате поколения. Был ли Batman: Arkham Knight лучшей в серии? Нет, он был однозначно слабее несмотря на все свои навороты. В конце-концов посмотрите какие игры сейчас получают особенно высокие оценки и внимание публики: переиздания игр старых, вроде Last of Us и GTA 5 (and there’s way more, where that came from)!
Случилось вот что: новые консоли должны обновлять старые, но вместо этого они их заменяют. В идеале, на мой взгляд, нужно было продолжать поддержку старых консолей еще пару лет, пока наконец не станет ясно, что они уже точно не тянут современные игры. Все бы спокойно могли играть на своих старых PS3, а тем кому хочется более шикарной графики и больших фишек купили бы PS4. Но вместо этого компании решают забить на них, выпуская все игры на консолях новых, тем самых не оставляя нам выбора, заставляя нас купить их продукт и не пропускать новинок.
И это меня раздражает. Меня не покидает чувство, что меня просто лишают игр, которые я мог бы спокойно играть, не приди новое поколение консолей.
Infamous: Second Son выглядит как предыдущие две части серии, без значительных изменений. Понизить графику и можно спокойно выпускать на PS3. Arkham Knight очень красивый и в нем большой открытый мир… но в нем ничего катострофически нового в сравнении с предыдущей игрой нету. Там тоже был открытый мир и игра была красивая и все шло даже на моем слабеньком компьютере. Bloodborne это просто ускоренная версия Dark Souls, тоже самое: понизить графику (все равно в сериале главное сам дизайн, а не графика) и можно было бы выпускать на старом поколении. И так почти везде. Battlefield 4 это просто более красивый Battlefield 3. Да, там небоскреб падает, в 3-й части тоже башня на одной карте падала, не удивили.
Везде улучшилась только графика, повысив требования к железу, не изменив принципиально ничего важного в самом геймплее. Все новые игры- разного рода вариации старых.
И это, блин, плохо. Ведь сама графика ничего собой не несет. Зато она много чего отбирает. Она отбирает время на разработку игры, заставляет большую часть команды фокусироваться на технологиях, вместо геймплея. Не говоря уже о том, что из-за нее тупо растут бюджеты игр, достигая уже катастрофических высот.
И вообще, с чего это все взяли что хорошая графика- это крутые технологии? Она куда сложнее, чем простые возможности движков. Это в первую очередь хорошая работа арт-дизайнеров. Посмотрите на большую часть шутеров, которые вам несколько лет назад казались графически-продвинутыми. Они все серые, коричнивые, визуально унылые. И взгляните на что-то вроде Final Fantasy IX с PlayStation. Да, персонажи ужасно корявые. Зато какие красивые локации, сколько в них цветов, сказочности и внимания к деталям!
Ну, и наконец-то E3 в этом году. Все говорят о том, какая она была потрясающая. И да, они правы. Взгляните, сколько всего анонсировано, сколько всего того, что мы так долго ждали, о чем спекулировали! Fallout 4, Doom 4, Uncharted 4, Dark Souls 3. Не говоря уже о том, что анонсировали игры, которые уже многие похоронили: Shenmue 3, Last Guardian и римейк Final fantasy VII!
Но вы не замечаете какой-то закономерности во всех этих анонсах? Что-то слишком много хорошего, а? Что-то слишком много исполнений всех заветных желаний геймеров, не находите? Мне кажется, корпорации начали малость паниковать и пытаться убедить нас, что нам таки нужны эти новые консоли и компьютеры! И каким образом они нас убеждают: анонсируя кучу игр-продолжений уже существующих сериалов. Вернув нас в эту зону комфорта, в которой мы когда-то были.
Увы, я не думаю что ситуация улучшится. PS4 продается уже давно гораздо лучше своего конкурента, а следовательно никакой внятной конкуренции нет и компания будет дальше сидеть расслабившись. На Microsoft и их конкурентоспособность надежды нету, они пока повторяют все старые ошибки. Как и Nintendo, черт, да у этой компании девиз повторять только СТАРЫЕ ошибки, не дай бог что-то новое сделают.
Надеетесь на все эти новые игры, анонсированные на Е3? Зря, большая часть этого добра раньше следующего года не выйдет.
Напоследок, несколько слов отдельным компаниям:
Bethesda: молодцы, продолжайте в том же духе, рад за вас с вашей первой конференцией. Но все же хорош делать Doom и вообще увольте Кармака нафиг.
Sony: тоже хорошо, хотя за то, что Last Guardian перенесли с PS3 на PS4, я бы убил кого то. Вот вам отличный пример ранее мною сказанного.
Microsoft: если вы собираетесь хоть когда-нибудь поспеть за Sony, прекратите делать чертовы шутеры и бросьте Кинект.
Square Enix: мудаки. Просто мудаки, убить всех нафиг. Нету в индустрии студии сейчас более мне ненавистной. Помните я про Finaf Fantasy XV писал? О том, как я ее жду? Ну, она ведь раньше была Versus XIII! И ее делают уже хрен знает сколько лет, и выйти она тоже на PS3 еще должна была. Я даже сомневаюсь что ее, как обещали, на PS4 выпустят. Может подождут PS5, и сразу же решат назвать XVI, сказав: ну она такая огромная вышла…
Capcom: вторые главные для меня мудаки. Тупые импотенты, которые просирают свои сериалы один за другим. Я не пойму, на кой фиг они Street Fighter V делают если он точно один в один как 4-я часть выглядит. С другой стороны был, конечно, Dragon’s Dogma, которую ужасно все недооценили… но в это виноват твой херовый маркетинг, Капком.
И в завершение вечное: что делать? Что делать всем нам, не собирающимся на новые консоли и новые компьютеры переходить? Расслабиться, вот что.
Поверьте на слово: почти все лучшие игры уже вышли давным-давно и сейчас как раз прекрасный момент открыть для себя много шедевров. Вон, посмотрите на меня: я в этом году открыл для себя Deus Ex и No One Lives Forever. Это две обалденнейшие игры и я готов поспорить что в одну из них вы не играли.
Я сейчас прохожу купленный мною около двух лет назад Dark Souls и я никогда еще так ей не наслаждался. Это потрясающая вещь.
Так что не стоит боятся пропустить новое, давайте играть в старое.
Всем спасибо, и Praise The SUN!