Кажется, у меня входит в привычку собираться написать что-то одно, и в итоге писать про нечто совершенно другое.
В общем, буквально вчера вышла парочка новых трейлеров грядущего “Человека-паука: возвращения домой” и вместе с ними постер, который вроде как грозится стать главным постером к фильму, который мы и будем видеть во всех кинотеатрах. И практически все в интернете сошлись во мнении, что это ужасный постер, выглядящий откровенно непрофессионально. Я видел фанатские фотошопные постеры получше этого.
И это при том, что мне не нравятся многие современные постеры, и этот конкретный пример на самом деле пытается делать что-то что мне очень по душе: классический постер в духе Дрю Стрюзана, о котором я уже писал как-то раз.
Это особенно обидно в контрасте с тем, что предыдущие, куда более минималистичные постеры фильма были просто чудесными.
В общем, я решил, что этот постер заслуживает полной аутопсии, и я воспользуюсь случаем, чтобы дать всем вам такой вот небольшой урок постер-дизайна и композиции.
1. Источники вдохновения
Чтобы понять, чего этот постер добивается, нам стоит взглянуть на постеры, которые он пытается скопировать.
В плане динамики, мне кажется, что они пытаются сделать что-то вроде постера студии Mondo, с кучей лиц, создающих какую-то общую динамику. Но по количеству элементов и общей структуре финальный вариант ближе к постерам Дрю Стрюзана. В общем, они пытаются сделать нечто среднее между двумя этими вариантами, и мы будем использовать эти несколько постеров в качестве примеров того, как оно должно было быть в идеале.
Ключевая составляющая каждого постера это общая геометрия всей композиции. Она создается всеми элементами, будь то направление куда смотрят персонажи, как они расположены, их позы, линия горизонта и так далее. Грамотно сделанная геометрия должна вести глаз наблюдателя в нужном направлении. На что он первым обратит внимание? Что бросится ему в глаза? Поймет ли он кто в картине будет самым важным персонажем?
Постеры Стрюзана как правило имеют такую вот круговую композицию, с главным героем где-то в центре, и остальными героями, расположенными вокруг. Они не все смотрят в одну какую-то точку, но общее направление их взглядов примерно одно и то же и направляет нас к центру. И в центре композиции у нас есть какой-то экшен, а также линия горизонта. Стрюзан так же хорошо использует контрастные краски, и яркие краски первыми бросаются в глаза. Линии от световых мечей затем сразу же устремляют глаз к лицам Энакина и Падме. Сначала к главному герою, чье лицо самое большое, потом к второстепенным и так далее. Это отличные постеры.
Постеры Мондо, в свою очередь, куда более насыщенные. Скажу сразу, что я не самый большой фанат этих больщих постеров Мондо, и мне куда больше по душе их минималистские роботы. Мне не нравится, что там сто миллионов героев, и порой одни и те же лица повторяются по нескольку раз, как мне и не нравится этот серый цвет, который они используют для всех их. Но у них все равно есть грамотная композиция, как правило построенная вокруг какой-то геометрической фигуры, которая тоже сразу выделяет для нас самый важный элемент. Как, к примеру, круг на этом постере Железного Человека 2. И у них целью больше стоит рассказать историю фильмы при помощи постера, пытаясь запечатлеть как можно больше крутых моментов из фильма. Это плохой подход для промо-постера, так как его цель привлечь зрителя, который еще ничего не знает о фильме. Но это хороший подход для коллекционеров, которые фильм уже видели, и вроде как Мондо ориентируется именно на них.
Наконец-то, теперь мы можем поговорить про постер Человека-паука.
2. Общее кошмарное техническое исполнение
Для начала, самый банальный и очевидный пункт. Даже если забыть ненадолго о композиции постера, его техническое исполнение просто плохое. Почти все выглядит как очень странный фотошоп. На первый взгляд кажется, что это все фотографии, но затем замечаешь, что они как-то очень искусственно выглядят, будто бы кто-то сделал плохую цифровую перерисовку. Они вроде пытаются сделать что-то вроде вот этого постера к Железному Человеку, но не выходит.
Посмотрите на тени. Тень на Пеппер, Тони и Роуди находится слева, и свет падает на них справа, создавая такую вот общую цельность в освещении. Взрыв внизу расположен так, что он словно бы освещает лица Пепер и Тони справа (почему-то не освещает Роуди, но это мелкая проблема в общем масштабе). И Железный Человек на фоне очень хорошо выпрямляет общую композицию картины, создавая некий баланс для всех элементов перед ним.
Для этого постера наверняка делали специальную фотосессию с актерами, чтобы сделать правильно все освещение.
И это нас возможно приводит к первой проблеме с постером Человека-паука. У меня такое ощущение, что там такой фотосессии не было, и это просто взятые из фильма или промо-материалов несвязанные кадры с актерами.
Больше всего на это указывает освещение. Роберт Дауни Младший освещен светом откуда-то справа, но прямо рядом с ним Том Холланд освещен светом слева, и тень на нем падает на правую щеку. У всех остальных освещение вроде как расположено где-то справа, но оно явно исходит не из одного единого источника. На некоторых свет создает мощную тень, на некоторых он создает такой вот силуэт, на некоторых он очень слабый, и никакой логики в этом нет.
Вдобавок, вокруг всех героев есть такой легкий едва заметный ореол света, который еще больше создает ощущение что это все плохо вырезанные при помощи лассо кадры из фильма.
Все герои выглядят просто оторванными от чего-то, и почти нет попыток как-то грамотно спрятать края их картинок. Они просто обрываются. У Стрюзана как правило будет какой-то общий цвет, в котором герои будут исчезать, типа черного. На постерах Мондо лица и фигуры грамотно обрезаны другими лицами, фигурами или просто элементами типографии постера. Здесь они просто все исчезают, как призраки…
В добавок ко всему этому, здесь просто море мусора. Поверх постера зачем-то разместили эти отвратительного вида искры, которые видимо должны создать иллюзию какой-то динамики, но вместо этого создают ощущение что мы смотрим на постер где-то на стройке, и на нас только что начали падать искры.
Самый худший элемент- это мужик справа от лица Китона, который стреляет невероятно ярким потоком энергии во что-то. Сам поток выглядит настолько ярким, что полностью перекрывает собою даже само оружие, из которого исходит. Да и из самого потока не ясно что это выстрел. Его форма почти не указывает на какую-либо динамику или направление, в котором он выпущен. Это просто отвратительный элемент, и при этом из-за того, что он настолько яркий и находится на краю картины, он отвлекает нас от центральной композиции, где по идее происходит все самое важное.
А еще там они зачем-то вставили монумент Вашингтона. Я без понятия, зачем. Панорама города смотрится более-менее уместно, так как она создает для нас линию горизонта от которой будет отталкиваться все остальное. Но затем она зачем-то оборвана, для того чтобы дать нам кусочек монумента Вашингтона. Неужели кто-то из дизайнеров подумал, что важно дать всем зрителям знать, что в фильме будет эта достопримечательность? Неужели монумент Вашингтона соберет не меньше зрителей в кинозале, чем Мариса Томей?
3. Все ужасы композиции
Представьте себе, что вы ничего не знаете о нашей современной культуре, что вы не в курсе кто такой Человек-паук, что вы не знаете про киновселенную Марвел. Если бы этот постер был вашим первым контактом с этим фильмом, то кого бы вы приняли за главного героя картины?
Тони Старка. Тони Старк бы всем показался главным героем картины по этому постеру. Потому что почти все в композиции заставляет его выглядеть главным.
Для начала, его лицо самое большое и яркое из всех на картинке. И он смотрит почти вам в глаза, что сразу привлекает внимание. В добавок к этому, под ним находится яркий взрыв, и прямо за ним находятся еще более яркие языки пламени, контрастирующие с его лицом и темным костюмом. Он очень сильно выделяется. Попробуйте посмотреть внимательно на постер какое-то время, и смотреть не на лицо Тони Старка. Правда ведь сложно? Глаза так и прыгают к нему, потому что практически все, от композиции, до цветовых решений указывает на то что он тут главный.
Вы можете возразить, что Человек-Паук по другую сторону постера гораздо больше его. Но там две проблемы. Во-первых, человек-паук в маске, и мы не видим его лица, а наш мозг запрограммирован на то, чтобы в первую очередь замечать лица, и он просто дисассоиирован с Человеком-пауком. Во-вторых, поза Человека-Паука, его лицо в профиль, и он повернут к нам спиной. Все это жесты, которые намекают на скрытость, которые автоматически не располагают к контакту. Тони Старк повернут к нам, и на нем нет маски. Человек-паук прячется от нас и старается не смотреть в глаза. Я честно говоря боюсь, что это не случайно, и что в фильме очень много Старка, и Марвел хочет на этом сакцентрировать внимание. По-хорошему, Старк должен быть камео уровня Сокола в “Человеке-муравье”, но видимо он второй главгерой картины.
Это переводит меня к следующему пункту. Если бы вы ничего не знали о Пауке и о фильме…то скорее всего вы бы пришли к выводу, что вот этот парень в красном- это злодей картины. Как я уже сказал, его поза и позиция в кадре намекает на загадочность. Плюс, он огромный и просто доминирует над композицией. Он не кажется главным героем картины, но он кажется важным персонажем, который играет огромную роль. Посмотрите на постер Стрюзана, где в том же месте находится маска Дарта Вейдера. Или на этот постер к Пробуждению Силы, где в практически той же самой позиции находится злодей картины Кайло Рен.
Да, Том Холланд находится как-бы в центре композиции, что по идее должно указывать на его статус главного героя. Но, во-первых, смотрит куда-то вверх, что опять же, создает эффект диссоциации с персонажем. Во-вторых, его голова меньше даже головы настоящего главного злодея картины.
Железный человек на переднем плане - это отдельный ужас. Во-первых, он просто ужасно выглядит сам по себе, словно плохой рендер. Во-вторых, он привлекает к себе слишком много внимания, так как это самый динамичный элемент во всем постере. В-третьих, его движение, особенно со следами от его двигателей, должно создавать линии, которые будут вести глаз в какой-то важный элемент постера. Мы должны смотря на него сразу же перевести наш взгляд на место, из которого он вылетает. Но там ничего нет. Судя по углу, он явно не летит из города. И линии не уходят в название толком. Это самый очевидный элемент постера, который хорошо делал каждый предыдущий постер фильмов Марвел с участием Железного Человека. Как можно было с этим облажаться?
Ну и пора перейти к самому очевидному. Какого хрена на этом постере есть одновременно Питер Паркер, Человек-паук, Тони Старк и его летящий Железный Человек, Майкл Китон и его Стервятник? Какого фига три главных персонажа повторяются на этом постере по два раза!?
Питера Паркера я еще могу понять. Есть логика в том, чтобы показать его вне и в костюме (особенно когда его играет такой красавчик). Но зачем показывать всех остальных дважды? Почему-бы не показать Китона один раз, но в костюме стервятника, а? Опять же, без всякого контекста от одного взгляда на постер смогли ли бы вы понять, что это один и тот же персонаж? НЕТ! Нет, вы не смогли бы. И это не плохо само по себе до тех пор, пока это не создает море мусора на постере который портит картину.
На этом я пожалуй закончу. Я мог бы продолжить. Есть еще море проблем, но это основные и я думаю вы поняли что к чему.
Я могу сказать одну похвалу в их адрес: им все еще далеко до худшего супергеройского постера всех времен и народов.
До вот этого.
О да. Кто-то это сделал. И кому-то за это заплатили деньги.