Здравствуйте друзья. Не так давно довелось ознакомиться с указанным произведением. Еще одна телепостановка российского производства, да еще и по мотивам российского творца по имени Михаил Елизаров. Сразу скажу, что первоисточник я не читал и с творчеством мистера Елизарова знаком по двум с половиной песням. Ну не получается у меня всю жизнь сблизиться с отечественной эстрадой в любом ее проявлении, что поделать. Единственное, что мне про книжку "Библиотекарь" известно - она получила литературную премию, после чего некоторые ушибленные либералы стали кричать, что премия испортилась, раз награждают подобные произведения. А это на мой взгляд уже любопытно и сейчас я расскажу, почему так вышло.
Телефильм рассказывает о злоключениях молодого московского актера Алексея Вязинцева (или Вяземцева, с нашими бубнящими себе под нос актерами не разберешь) - он мечтает о Голливуде (привет Петрову!), но вынужден унижаться на детских утренниках в костюме Капитошки. Внезапно он узнает, что от вышедшего много лет за сигаретами папы (Андрей Мерзликин) ему досталась в наследство квартира в глубинке. Так как продажа недвижимости помогла бы решить финансовые проблемы, главный герой отправляется в жуткое замкадье с целью заняться этим вопросом. Но оказывается, что все не так просто. Во-первых - папа оказывается состоял в ячейке сети ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ БИБЛИОТЕКАРЕЙ, а во-вторых - в повествование врывается не абы какая, а советская магия, заключенная в книгах некоего автора-фронтовика! Тут-то и начинается восьмисерийный экшен...
Вот это да, скажете вы. Первое отечественное городское фентези со времен "Дозоров" на наших экранах. Вот только если экранизация Лукьяненко не выделялась какими-то нестандартными идеями, то с Елизаровым авторам повезло больше. Насколько хорошо они справились? И сейчас я начну "Библиотекаря" сильно ругать, потому что наши творцы как всегда при хорошем раскладе умудрились продуть добрую часть фишек.
Во-первых мое "любимое" - скачки во времени и идиотские флешбеки. Нашим режиссерам они почему-то очень нравятся, что не посмотри: "Чикатило", "Фишер", "Король и Шут". "Библиотекарь" не стал исключением - в этот раз дошло до того, что лично я в какой-то момент перестал понимать, в каком временном отрезке все происходит. Хуже только попытки представить флешбеками некоторых центральных персонажей, потому что понять из них невозможно ровным счетом ничего. Тут один постоял с суровой рожей, тут другой что-то побубнил, а потом оказался в тюрьме. Снова все выглядит так, будто бы как в детстве сценаристы загибали листок и наобум дописывали по строчке.
Суровые рожи это пункт номер два - ни одному актеру не дана задача. Придуманы какие-то образы, их даже специально озвучивают во второй серии, мол кто на что горазд, но дальше этого не идет. И не идет настолько, что я опять не запомнил ни одного имени в сериале, как это было у меня с "Чикатилой". Показали только что один персонаж великовозрастной битник, другой душнила, вынимающий "интересные" факты из задницы, третий толстый повар и т.п. Ну да, нам сказали, кто все эти люди. Но в кадре они все ходят бревнами, говорят как будто зачитывают с забора. И так не только с центральными персонажами, а со всеми в этом кино. Единственным удачным персонажем оказалась злобная тетка-милиционер, но это было всего на полторы минуты и я считаю, что случайный успех.
На счет три у меня идут претензии к подаче сюжета. Пес бы с ними, с флешбеками. Внутреннее устройство мира "Библиотекаря" нам не хотят объяснять. Если Гарри Поттер, попавший в Хогвартс, вместе со зрителем\читателем знакомится с его правилами, то здесь такого нет. Стоит авторам озвучить какую-нибудь информацию хотя бы в общих чертах, как на следующем повороте все происходит совершенно наоборот. Чтобы объяснить нечто новое, правила и события меняют на ходу. Из кустов выезжают рояль за роялем с такой скоростью, что в сценарии не просто дыры, а целые просеки. Когда именно волшебные книги стали работать? Когда появились первые сообщества-"библиотеки" ? Почему одна и та же книга работает по-разному или например, ее не используют иначе, хотя заявляли конкретные вещи? Здесь конечно можно сказать "иди прочитай книгу и все поймешь", но я скажу "иди-ка в задницу", потому что мне в кино должны все объяснить без всяких Елизаровых. Именно так, должны. Можно упустить любую незначительную фигню в телеадаптации, но основы местного мира будьте добры объяснить.
Я понимаю, что люди причастные к созданию "Библиотекаря" не виноваты. Ведь у нас просрано все связанное с кинематографом образование. Не учат ни режиссеров, не сценаристов, ни актеров. А если учат, то чему-то странному. Для съемок подобных вещей стараются подтащить не какого-нибудь действительно умелого и талантливого человека, а своего родственника, закончившего онлайн-курсы. Ну и немножко расписать бюджет на зарплаты. Что поделать, мы сами создали себе такую реальность. Но может, есть и хорошие стороны в этом произведении?
А они, поверьте мне, есть. Сама по себе задумка, что читая книги, люди получают некие сверхсвойства или способности - очень здоровская. И хоть я не люблю истории про тайные общества, то признаю что тут оно скорее на пользу. Но ключевое-то что? Что это именно СОВЕТСКИЕ книги дают суперсилы. То есть тщательно отобранная, не пустозвонная и с правильными идеями литература, а не какая-нибудь бульварная ахинея. Вот что главное, черт возьми. Не важно, что автор Громов вымышленный, важен факт того, что книги советские и их написал фронтовик, которого в сериале даже забыли приговорить к семидесяти годам расстрела в "ГУЛАГе". Что меня удивило с одной стороны, но с другой в сторону СССР все равно плюнули - несколько раз за кино книги Громова называют прямым текстом говном. То ли так хотели показать новую действительность, то ли не знаю. Зато все действующие лица обращаются друг к другу не иначе, как "товарищ". К сожалению не разобравшись с правилами "Библиотекаря", задумка эта пролетела мимо кассы.
Из хорошего еще можно отметить кровавый и интересный экшен со снаряжением в духе "Бешаного Макса" с традиционно рваным монтажом. Далеко не Зак Снайдер, но уже и не "Викинг" от первого канала. Здесь постарались на славу. Пожалуй и все.
Подводя черту хотелось бы сказать, что по ходу просмотра сериала меня не покидала мысль, что он бы лучше смотрелся в виде комикса. Но потом я передумал. Это не комикс, это идеальное аниме - вот попаданец в необычные обстоятельства, вот некая волшебная штука, а вот кружки по интересам, которые за нее воюют! Уверен, если толковым японцам из студии MadHouse выдать книгу Елизарова, то они по ней снимут уже не адаптацию, а самую настоящую экранизацию. Но, увы, выдали ее нашим все еще косоруким творцам и не скажу, что мне это нравится. Да, лучше чем было. Но и до хорошего пока далеко.
Спасибо за внимание.