Сегодня четверг. В славянской группе языков и в русском это слово означает всего лишь "четвертый день", что вполне логично, достаточно взглянуть на календарь. В наши дни четверг еще называют "маленькой пятницей" в связи со сложившимся недавно офисным обычаем. Но что этот день недели означал, когда миф был неотъемлемой частью реальности и быта человека? Древние греки задали традицию, которую потом подхватят граждане Рима, а за ними она прокрадется как во все романские языки, так и в речь тех народов, до которых дотянулись руки могущественных античных империй. Но даже без их участия во многих уголках света сложилось так, что четвертый день недели посвящен богу-громовержцу.
Громовержец или громовник это априори центральная фигура любого мифа. Небесный тарарам, мрачные черные тучи, бьющие туда-сюда яркие молнии и дождь, который может как пойти на пользу урожаю, так и уничтожить его - это неподвластная человеку сила, с которой следует считаться. Древние люди прекрасно понимали это до изобретения письменности и примитивного ритуала. Да что древние, многие народы (венгры и монголы, например) пронесли суеверный ужас перед громом и молнией даже через просвещенные средние века, а отдельных людей этот страх терзает и сегодня. Ткни пальцем в дохристианскую культуру большинства народов мира и попадешь в фигуру центрального божества, способного убивать на расстоянии и сотрясающего небеса колесами своей повозки, копытами скакуна или чудесным оружием. Перун, Зевс (он же Юпитер), Таранис, Индро или Тор - это про них.
На последнем-то я и хотел бы остановиться: Тор, сын Одина и великанши Ёрд, внук Бора и правнук Бури. Ранее, у прагерманских народов, известен как Тунараз или Донар. Собственно почему в германской и саксонской традициях вместо "четверга" мы слышим такое родное Thursday или Donnerstag. Скандинавский громовник весьма противоречивая фигура, ведь уже многие скажут, что он в группе северных богов далеко не главный, хотя как повелитель молнии и грома обязан быть таковым. На этот вопрос я частично отвечал ранее в заметке
"Мой бог меня никак не называл", сейчас лишь добавлю что вопросами кто главнее Один или Тор задавался еще Тацит в своих записках под названием "Германия". Древнеримский ученый муж хоть и отметил определенное сходство между цивилизованным Юпитером и варварским громовником, но все таки больше отождествил Донара с Гераклом. А что? И тот и другой бородатые, здоровенные, постоянно ищут кого бы огреть по башке крупным тупым предметом. Все сходится, дело закрыто!
Да, с приходом христианства гром и молнии перешли под монопольную юрисдикцию, оставив гвардию старых богов не у дел. А вот герои навроде Геракла так и остались, любимые народом и дошли до наших дней. Миф стал сказкой, сказка сегодня приобрела характер комикса и кино. Вон, посмотрите на Криса Хемсворта в Marvel. Идея воспринимать Тора как недалекого силача весьма соблазнительна, ведь она лежит на поверхности и оформляется для читателя или зрителя как нельзя проще и зрелищнее. И большинство мифов о скандинавском громовнике об этом намекают сами. Тор практически не принимает участия в интригах божественных родственников, ему куда интереснее варить и пить пиво, ходить на рыбалку и меряться с каждым встречным силой, пусть даже со смертельным исходом для оппонента. Авторы легенд даже снабжают его спутниками, которые должны вроде как выполнять более "умные" функции в противовес физической силе могучего аса. Ну и практически нет ни одной истории, где бы громовник не убил или не покалечил какого-нибудь великана. Складывается впечатление что у него на этом нездоровый бзик, при том что он по маме и папе сам получается великан процентов на восемьдесят шесть. Именно по причине убийства дальних родственников высокого роста Тор носит титулы защитника Асгарда и Мидгарда. Как-то досадно получается, что Землю защищает недалекий алкоголик с повадками бандита?
А вот с великанами связано довольно забавное современное явление. В соответствующих неоязыческих сообществах интернета периодически всплывает картинка, где в позитивном тоне сообщается:
"Иисус обещал покончить со злыми людьми. Тор обещал расправиться с ледяными великанами. И знаете что? Что-то я не вижу ледяных великанов"
Сие кажущееся остроумным высказывание обычно снабжается изображением свирепого бородатого упыря с кувалдой в руках. У этих остряков хотелось бы спросить предметно, кто и кому что-то обещал насичет злых людей и великанов, но к чему такие сложности? Обратимся к географии мифа: легендарная страна великанов Ётунхейм согласно историку шведской академии наук Стриннгольму по версии его далеких предков располагалась к северу от Двины до Ледовитого океана, к востоку от Ботнического залива до Уральских гор. Иными словами на территории современной России. Не замечали за собой великанскости или внезапной смертности по этому поводу? Нет? Конечно, после того как до наших краев в раннем средневековье добралась вся эта скандинавская публика, то границы Ётунхейма сдвинули за Урал, чтобы никого не обижать. Но осадок таки остался.
Однако вернемся к нашим баранам, то есть в случае Тора, к козлам. Я не обзываюсь, просто возок с багажом громовержца тянут два козла - Скрипящий Зубами и Скрежещущий зубами - которые являются еще постоянным источником мяса в его путешествиях.
Так ли глуп Тор, как хотелось бы публике? Ответ: нет.
И лучшей иллюстрацией. перечеркивающей все предположения про его глупость является легенда о сватовстве гнома Альвиса к дочери Тора, Труд. Эрудированный гном Альвис из Свартальвсхейма по праву мог называть себя мудрейшим после Квасира (а тот был самый большой мудрец), однако считал что в родных краях применение своему могучему интеллекту не найдется и надо ехать проявлять себя в Асгард. А чтобы получить там вид на жительство лучше всего жениться на какой-нибудь местной богине. Его выбор пал на дочь Тора и Сиф. Как не отговаривали его земляки, как скептически не хмыкал страж Радужного Моста, Альвис поперся в ночи в Асгард за желаемым. Слово за слово с потенциальной тещей и вот уже на горизонте замаячила прописка в божественных хоромах, как вдруг явился Тор с целью поинтересоваться, чего гному надо. Тор ПОИНТЕРЕСОВАЛСЯ, а не отправил наглеца пинком в камин (все помнят как он на похоронах брата пнул гнома по имени Литр в погребальный костер), и не разбил ему голову руками или Мьельниром (чего от него запросто можно ожидать), а решил схватиться с противником на его поле. Под предлогом проверки того, действительно ли Альвис такой умный как утверждает, Тор начал у него спрашивать всякое - от последних слухов в Асгарде до названия каждой звезды на небе. Гном так обрадовался, что представилась возможность блеснуть интеллектом, что засыпал здоровяка справочной информацией и не заметил как засыпался сам - будучи типичным жителем Свартальвсхейма он не переносил дневной свет, но пробалаболил до утра и с первыми лучами солнца обратился в камень. А Тор мало того, что одержал убедительную победу на поле противника, доказав что хитрость порой лучше мудрости, но и не нарушил законов гостеприимства. Досадно получилось с мудрейшим, но что ж он сам на часы не глядел?
Громовник из Скандинавии далеко не глуп, просто в большинстве случаев не спешит проявлять себя на интеллектуальном фронте без повода. В отличие от состязающихся в подлостях родственников Тор занят тем, что получается у него лучше всего - путешествует, совершает подвиги, побеждает врагов и просто живет в свое удовольствие. В отличие от ушлого Альвиса он не ищет себе нового места, он прекрасно устроился на своем. Тор гораздо человечнее, чем окружающие его персонажи, любит хорошую шутку и даже не чужд самоиронии - однажды он переодевался женщиной! Чертовски приятная редкость в наши дни, видеть человека, который в восторге от того, чем занимается и постоянно ищет себе приключения.
Мало кто может себе это позволить нынче, не правда ли?