Ровно 30 лет назад состоялась премьера кинокомикса "Бэтман".
Самый заэкранизированный герой плаща и маски в США в 1989 году снова шагнул на экраны кинотеатров, на этот раз усилиями малоизвестного тогда аниматора Тима Бёртона, за душой у которого было лишь несколько мягко говоря самобытных тв-проектов и откровенно странный, нелепый фильм "Бетельгейзе" (он же известен как "Битлджюс" ). Благодаря последнему, кстати, очередным приключениям Летучей Мыши и дали зеленый свет. А чтобы все прошло еще успешнее - заманили мега-гонораром и процентом от всех последующих сборов ленты оскароносного Джека Николсона.
Так что же представляет собой "Бэтман", вышедший аж в 1989 году? Сегодня он не сшибет никого с ног спецэффектами, не удивит сюжетными ходами, а многие вообще спросят - что, черт возьми, вы мне подсовываете такое? Но для своего времени работа Бёртона стала толчком для малозаметной зрителям бывших республик СССР революции в развитии кинокомиксов и просто комиксов.
Восьмидесятые и девяностые годы для синематографа ознаменовались чередой слешеров, всякого рода треша и многочисленных ужастиков самых разных категорий - главное чтобы мелькали голые девки и кому-нибудь каждые пять минут отрывали башку. В индустрии комиксов DC занимались переосмыслением накопленного опыта и даже подумывали убрать своего главного персонажа - Бэтмана - на антресоли. На страницах основного сюжета "картинок для дебилов" свирепствовал латино-американский уголовник по кличке Бэйн, а во всяких вбоквелах уже лютовали маргинальные негодяи от Фрэнка Миллера. В 1986-м году выходит его комикс "Возвращение Темного Рыцаря" и с ходу становится культовым. Любимый американскими детями герой в костюме Летучей Мыши благодаря Миллеру вдруг стал по-настоящему кровавым, психопатичным и опасным для общества, в свою очередь одичавшего и действительно погрязшего в преступности. Одной из визитных карточек произведений 80-90-х было изображение маргинальных (сейчас бы сказали неформальных) личностей в виде негодяев. Этим воспользовались и Миллер в своих комиксах - чего стоит только банда "мутантов", и Тим Бёртон - на модную банду Джокера в темных очках и кожанках смотреть без слез невозможно. Но таков был тренд, вспомните любой фильм той эпохи - от серьги в ухе до ярких ирокезов и косух, а то и полный набор.
Часть комиксового насилия просочилась и в бертоновскую дилогию о Бэтмане: главный герой калечит и пару раз просто убивает преступников (и это Бэтман с его миролюбивым кодексом), а его противник и вовсе не стесняет себя в развлечениях - массовые убийства (Джокер травит жителей Готэма сначала небольшими партиями, а потом на улице обрабатывает ядом целую толпу), просто убийства (сцена расстрела криминального авторитета весьма забавна, не так ли?) и доведения до самоубийства (Преступный Клоун калечит бабу, которую делил с вышеупомянутым авторитетом, а потом та где-то за кадром выбрасывается из окна), и еще множество подобных выходок.
И здесь сыграла не в пользу фильма одна из самых обаятельных, но так же неприятных черт главного злодея - Джокера. Будем откровенны, если присмотреться, то по сути этот персонаж - актер-неудачник. В каждом его экранном воплощении это очевидно. Ему не хватило таланта, чтобы заслужить признание окружающих и он взялся за наиболее простой метод - убивать этих самых окружающих и обставлять это более-менее театрально. Вот тогда-то его все внезапно замечают!
Увы, современный отечественный (подчеркиваю, что в массе отечественный) зритель за представленной в версии Бертона театральщиной не увидит ничего из вышеперечисленного. Посмотрев это кино сегодня мало кто испугается и даже боюсь не засмеется. Хотя для многих знакомство с Бэтманами-Джокерами началось именно с него. Но это не потому что фильм плохой или смотрится сегодня глупо, а потому что у нас не было семидесяти лет комиксов про мужика в костюме с резиновыми ушами и не было возможности проследить эволюцию от дурного шоу с Адамом Уэстом до мрачной (а она, сюрприз, мрачная!) бертоновской ленты. Но и на Западе уже выросло два поколения тех, кому это кино не особо интересно.
Так что же такого сделал фильм "Бэтман", кроме того что получил Оскар за декорации и Золотой Глобус за как обычно адского Николсона? Во-первых он получил сиквел - "Бэтман возвращается". После этого сиквела кинокомпания Warner Brothers приступила к созданию анимационного сериала Batman The Animated Series, который буквально переписал многие законы американской анимации - у нас не все в курсе, но до "Бэтмана" нельзя было в бездуховных американских субботних мультиках показывать кровь, огнестрельное и холодное оружие, угрожать персонажам-детям и даже (самое страшное!) никакого черного, особенно в качестве фона! Сериал получил несколько экранных продолжений (The New Batman Adventures, Superman The Animated Series, Batman Beyond и многочисленные Justice League), одноименные комиксовые серии и включил в розетку главного героя DC с такой силой, что трещит до сих пор. Что во-вторых? Во-вторых дилогия о Бэтмане получила продолжение в виде двух не совсем обычных фильмах Шумахера. Есть мнение, что именно представленный там балаган засел у многих в башке настолько прочно, что ассоциации с ним перекинулись и на фильмы Бертона. На мой взгляд сравнивать первые и последние два фильма как минимум глупо. Не удалось Шумахеру при тех же составляющих (популярные актеры+необычный антураж) повторить успех Тима Бертона. И еще долго никто не сможет ТАК перевернуть представление о герое комиксов, чтобы граждане ахнули и разинули рты.
Но вот прошло тридцать лет, черт возьми. Уже вышли новые фильмы о старых героях и их посмотрели новые зрители, готовятся очередные перезапуски и ходят пешком под стол те, кто посмотрит их. А бертоновский "Бэтман" никуда не делся. Не пропал и не зарос мхом. Он уже существует и этого факта не отменить, как невозможно ответить на известный теперь уже в узких кругах вопрос - ты когда-нибудь танцевал с дьяволом при полной Луне?